Существуют различные программы и последовательности книг для изучения ашаритской акыды. Постараемся перечислить существующие традиции такой последовательности.
Аль-Азхар
Университет аль-Азхар всегда являлся цитаделью ашаризма, и там уже давно сложилась своя методология изучения ашаритской акыды. Насколько я себе представляю, последовательность следующая:
1) «Аль-Харида аль-Баххия» имама Ахмада ад-Дардира (1127–1201 гг. х.). Это матн по акыде, написанный в стихотворной форме, к которому сам же имам ад-Дардир написал толкование. Существуют различные субкомментарии к толкованию имама ад-Дардира, и самыми ценными, безусловно, являются примечания шейха Мухаммада Бахита аль-Муты’и (1271–1354 гг. х.);
2) Шарх к труду «Джавхарату-т-Таухид» имама Ибрахима аль-Ляккани (умер в 1041 г. х.). Изучается либо «Хашият» имама Ибрахима аль-Байджури (1198–1277 гг. х.), крупного азхаровского шейха, либо «Итхаф аль-Мурид» шейха Абдуссалама аль-Ляккани (971–1078 гг. х.) с субкомментариями шейха Мухаммада ас-Санабави аль-Азхари, более известного как аль-Амир (1154–1232 гг. х.). К труду «Итхаф аль-Мурид» также существуют крайне полезные примечания шейха Мухйиддина Абдуль-Хамида (1318–1392 гг. х.), автора толкования к Аль-Аджуррумия – «Тухфат ас-Санния». Недавно эта книга вышла под редакцией шейх Мухаммадсаида ибн Яхья ад-Дагистани;
3) Шарх имама ас-Сануси (832–895 гг. х.) к своей книге «Умм аль-Барахин» с субкомментариями шейха ад-Дусуки (умер в 1230 г. х.), который также был крупным азахаровских учёным;
4) Шарх имама ас-Сануси к труду «Акыда аль-Кубра» с субкомментариями к этой книге.
Это крайне приблизительная последовательность изучения ашаритской акыды, согласно традиционному азхаровскому методу. Безусловно, какие-то шейхи могут преподавать что-то и до «Аль-Харида», могут также преподавать другие продвинутые книги, например, «Аль-Мавакиф» имама ‘Адудуддина аль-Иджи (умер в 756 г. х.).
Имам ас-Сануси
Имам Мухаммад ибн Юсуф ас-Сануси написал книги для всех этапов изучения ашаритской акыды, и его книги, в принципе, можно изучать от начала и до конца как самостоятельную программу, учитывая, что фактически ашаризм после него – это пересказ и различные виды изложения того, что он написал. Вот последовательность трудов:
1) «Шарх Аль-Мукаддимат». Это введение в базовую терминологию калама и упоминание основных вопросов, по поводу которых между течениями имеются разногласия, например, вопроса о деяниях рабов, о понимании аятов муташабихат и так далее;
2) «Шарх Акыда Сугра Сугра». Существует издание с крайне полезными примечаниями шейха Саида Фуды;
3) «Шарх Акыда Сугра» или «Шарх Умм аль-Барахин». Книга явно была написана в состоянии сильного суфийского вдохновения, и поэтому в ней много отступлений, наставлений. Большой упор делается на то, как делать зикр, удерживая в своём сознании смысл шахады. К книге написана масса субкомментариев;
4) «Шарх Акыда аль-Вуста». Это фактически краткое изложение «Шарха аль-Кубра»;
5) «Шарх Акыда аль-Кубра». Это самая большая книга имама ас-Сануси и самая главная. К ней написано множество субкомментариев, и самым ценным лично я нашёл «Хашият» Ибн ‘Авады аль-Ханбали (умер в 1182 г. х.), который доступен в рукописном виде.
Восточный метод аджамов
В землях Хорасана после имама Фахруддина ар-Рази развивалась своя самостоятельная школа ашаритской акыды, в которой делался большой упор на логику, калам и полемику с идеями ибн Сины и его школой. Изучению метода этой школы должно предшествовать основательное изучение логики. Вот последовательность трудов:
1) «Шарх аль-Акаид ан-Насафия» имама Са’дуддина ат-Тафтазани (722–792 гг. х.). Это книга в традиционных медресе обычно является последним учебником, но в рамках данной школы это фактически начало. Книга изучается с субкомментариями;
2) «Шарх аль-Акаид аль-Адудия» Джалалуддина ад-Давани (830–918 гг. х.). К книге написаны важные субкомментарии Исмаила аль-Каланбави (умер в 1205 г. х.) и Марджани (умер в 1306 г. х.). Эта книга крайне далека от традиционного изложения общепризнанных понятий в ашаризме, автор ставит многие вопросы под сомнения и полемизирует с общепризнанными доказательствами, и поэтому эта книга только для тех, кто специализируется в каламе;
3) «Аль-Мавакиф» имама ‘Адудуддина аль-Иджи (умер в 756 г. х.) и/или «Аль-Макасид» имама Са’дуддина ат-Тафтазани (722–792 гг. х.). Традиционно эти книги выделяются как итог изучения калама, но я сам не дошёл до них, и поэтому ничего не могу о них сказать;
4) книги имамов Фахруддина ар-Рази (544–606 гг. х.) и Сайфуддина аль-Амиди (551–631 гг. х.). Аналогично предыдущему пункту.
Строго говоря, лишь эти книги являются каламом в его узком понимании, а все остальные методы – это пересказ убеждений ашаритов с некоторыми пояснениями и доказательствами.
Метод ашаритских мухаддисов
Этот метод можно условно назвать асаритским, то есть изложением акыды с упором на тексты Корана и Сунны без использования калама. Вот последовательность трудов:
1) «Акыда ат-Тахавия». Лучший шарх на основе доводов Корана и Сунны – это толкование шейха Саида Фуды;
2) «И’тикад Ахлю-Сунна» имама Абу Бакра аль-Исмаили (277–371 гг. х.);
3) «Аль-Ибана» имама Абуль-Хасана аль-Ашари (260–324 гг. х.). В целом в этот пункт подпадают и все остальные книги имам аль-Ашари, которые дошли до нас;
4) «Аль-И’тикад» и «Аль-Асма ва ас-Сифат» имама Абу Бакра аль-Байхаки (384–458 гг. х.).
Также к этому методу можно отнести раздел из труда «Фатх аль-Бари» хафиза Ибн Хаджара аль-Аскаляни (773–852 гг. х.) в толковании главы о тавхиде из «Сахих аль-Бухари».
Среди упомянутых методов может быть изучение некоторых общих книг, например, труда «Шарх аль-Акаид» имама ат-Тафтазани.
Также в традиции османов было изучение книги «Ат-Таджрид» ат-Туси, который был крупным шиитским мутакаллимом, и многие ашариты писали субкомментарии к этой книге и её изучали до «Аль-Мавакиф». Её изучают обычно с субкомментариями ашарита Шамсуддина аль-Асбахани.
Также некоторые до «Аль-Мавакиф» вместе с «Шарх аль-Акаид аль-Адудия» имама ад-Давани изучают «Шарх ат-Тавали’» имама аль-Байдави (умер в 685 г. х.).
Чтобы у студента не складывалось крайне узкого представления об ашаризме, следует уделить время изучению книг по разным методологиям.