
Четвертое. Тафвид и та’виль — это два метода танзиха, а не основы вероубеждения, ведь основа, как мы сказали, — танзих. Следовательно, танзих первичнее тафвида или та’виля, поскольку он — фундаментальный принцип, а тафвид и та’виль — два метода в понимании текстов Корана и Сунны. И не стоит обращать внимание на слова тех, кто говорит об опасности метода та’виля (аллегорического толкования сыфата), упоминая толкующих сыфаты аллегорически в одном ряду с отрицающими сыфаты и атеистами. У подобных рассуждений нет никакой ценности. Ведь танзих по своей сути — отрицание недостатков в отношении Всевышнего, а это первый уровень понимания текстов Корана и Сунны. Следовательно, смыслом текста, увиденного через призму танзиха, будет безоговорочное утверждение качества совершенства. Вторым уровнем в понимании текста будет определение значения этого качества совершенства путем иджтихада. Кто отказывается от определения значения этого качества и оставляет знание об этом Всевышнему Аллаху — тот придерживается метода тафвид. А тот, кто путем иджтихада определяет значение этого качества, — придерживается та’виля. И ошибка в иджтихаде в данном случае не несет никакой опасности, поскольку иджтихад здесь — в попытке определить, какое конкретно качество совершенства подразумевается в тексте. И ошибка в определении качества совершенства не опасна, потому что Всевышнего Аллаха дозволено описывать всеми качествами совершенства. Однако на муджтахиде лежит обязанность приложить максимальное усилие, чтобы определить, какое из них ближе и правильнее в конкретном случае, и за такой иджтихад он будет вознагражден. Однако тот, кто ошибется, приписав Аллаху недостаток, оправдываясь тем, что утверждает качество, якобы присущее Всевышнему, — он в огромной опасности, ведь этим он противоречит одной из основ вероубеждения — танзиху. И понявшему все вышесказанное станет очевидно, что тот, кто отрицает тафвид и та’виль, — в действительности отрицает танзих.