Когда действие становится поклонением?

В Шариате подтверждено, что поклонение само по себе (будь оно обязательным или желательным), например, земной поклон, не будет поклонением без соответствующего намерения. Тот, кто кланяется перед человеком, чтобы поприветствовать его, не считается поклоняющимся ему, — хотя это грех, потому что приветствие в нашем Шариате не осуществляется через земной поклон. Тот, кто делает земной поклон в сторону Каабы с намерением совершить акт поклонения ей, совершает многобожие. Таким образом ясно, что намерение является решающим фактором в определении, является ли некое узаконенное действие поклонением или нет.

Обратите внимание на эти два высказывания от двух больших имамов.

Имам аш-Шатыби (да смилуется над ним Аллах) сказал в своем труде «Аль-Мувафакат»:

المقاصد: تُفرِّق بين ما هو عادةٌ وما هو عبادة. وفي العبادات بين ما هو واجب وغير واجب … والعمل الواحد يقصد به أمر فيكون عبادة، ويقصد به شيء آخر فلا يكون كذلك، بل يقصد به شيء فيكون إيمانا، ويقصد به شيء آخر فيكون كفرا، كالسجود لله أو للصنم

«Намерения различают между традицией и поклонением, а в разделе поклонения они различаются между обязательным и необязательным. Одно и то же действие может быть сделано с определенным намерением, и оно будет поклонением, и (одно и то же) может быть сделано с намерением для другой цели, и оно не будет поклонением. Более того, при одном намерении оно будет верой, а при другом — неверием, как, например, земной поклон Аллаху или поклон идолу».

Шейх Саляма аль-Кадаи (ум. 1062 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в своей книге «Барахину аль-китаб ва-сунна»:

معنى العبادة شرعا: هو الإتيان بأقصى الخضوع قلباً وقالباً، فهي إذاً نوعان، قلبية وقالبية. فالقلبية: هي اعتقاد الربوبية أو خصيصة من خصائصها، كالاستقلال بالنفع أوالضر، ونفوذ المشيئة لا محالة لمن اعتقد فيه ذلك. والقالبية: هي الإتيان بأنواع الخضوع الظاهرية-من قيام وركوع وسجود وغيرها-مع ذلك الاعتقاد القلبي. فإن أتى بواحد منها بدون ذلك الاعتقاد لم يكن ذلك الخضوع عبادة شرعا، ولو كان سجوداً. وإنما قال العلماء بكفر من سجد للصنم: لأنه أمارة على ذلك الاعتقاد، لا لأنه كفر من حيث ذاته، إذ لو كان لذاته كفرا لما حلّ في شريعة قط، فإنه حينئذ يكون من الفحشاء، والله لا يأمر بالفحشاء، وقد كان السجود لغير الله عز وجل على وجه التحية والتكريم مشروعا في الشرائع السابقة، وإنما حرم في هذه الشريعة؛ فمن فعله لأحد تحية وإعظاما من غير أن يعتقد فيه ربوبية كان آثما بذلك السجود، ولا يكون به كافراً إلا إذا قارنه اعتقاد الربوبية للمسجود له

«Значение поклонения с точки зрения Шариата — это максимальная покорность сердцем и внешними проявлением, поэтому оно бывает двух видов: сердечный и внешний. Сердечное (поклонение) — это убеждение в господстве или его отличительной черте как, например, независимость ни от кого владением вредом и пользой или неизбежная реализация желания того, в ком убеждены, что он владеет этими отличительными чертами. Внешнее (поклонение) — это разнообразные проявления внешней покорности: стояние, поясные и земные поклоны и прочее — вместе с вышеприведенным сердечным убеждением.

Если кто-то будет совершать что-нибудь из внешних действий без этого убеждения, то эта покорность не будет считаться поклонением с точки зрения Шариата, даже если это будет земной поклон. Ученые называют неверием земной поклон идолу, потому что он указывает на такое убеждение, а не потому что земной поклон является неверием сам по себе. Если бы это было неверием само по себе, оно никогда не нашло бы места в Шариате, так как тогда оно было бы мерзостью, а Аллах не приказывает совершать мерзкое.

Земной поклон кому-либо, кроме Аллаха, в знак приветствия и почтения был дозволен в предыдущих Шариатах, но стал запретным в нынешнем. Поэтому тот, кто совершит земной поклон кому-либо в знак приветствия и возвеличивания, не веря в его божественное господство, совершает грех этим поклоном, но это не делает его неверующим, за исключением случая, если это действие сопровождается верой в божественность того, перед кем он кланяется».

Похожие материалы