Комментарии к «Аль-Акыда аль-Хафида»

العقيدة الحفيدة شرح

بسم الله الرحمن  الرحيم

و صلى الله على مولانا محمد و اله و سلم تسليما

Шейх Абу Абдуллах Мухаммад аль-Араби аль-Фаси говорит:

Абдуллах, нуждающийся в Аллахе, Мухаммад аль-Араби, пусть Аллах поступит с ним согласно Своей милости, говорит, восхвалив Аллаха, создавшего вселенную и одаривающего Своей помощью, и испросив мира и благословения нашему господину Мухаммаду, предводителю пророков, его роду и сподвижникам, чистейшим из чистейших.

Это небольшие примечания к «Акыде» имама Абу Абдуллаха ас-Сануси, известной как «Аль-Акыда аль-Хафида», краткой и сияющей.

Просим помощи у Аллаха, и я говорю:

Имам, знаток усуля, ученый Абу Абдуллах Мухаммад ибн Юсуф ибн Умар ибн Шуайб ас-Сануси ат-Тилимсани, умерший в 895-м году, говорит:

Хвала Аллаху,

открывая свою книгу этими словами, и следуя Священному Корану, и поступая в соответствии с известным хадисом.

Хвала — это слова восхваления, произнесенные с намерением возвеличить нечто, вне зависимости от того, связано со многими благами или малыми.

Далее он прочитал салават Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, после восхваления Аллаха для получения его бараката:

Мир и благословение Посланнику Аллаха

Мухаммаду ибн Абдуллаху, да благословит его Аллах и да приветствует.

Автор сказал: «Благословение от Аллаха Его Посланнику, да благословит его Аллах и да приветствует, — это умножение его благородства и благ для него, а мир — это безопасность для него, благое приветствие и возвеличивание»[1].

الالهيات

Восхвалив Аллаха и испросив благословения для Его Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, он приступил к исполнению своей задачи, обращаясь к читателю в общем:

Знай,

о тот, кто способен получить знание,

что для Всевышнего обязательны Существование…

Это есть сама Сущность, согласно мнению шейха, и нечто дополнительное, а не Сущность, согласно одному из мнений имама.

Обязательное — это то, несуществование чего невозможно помыслить.

…Безначальность…

Это отсутствие начала у существования. Это сифат сальбия[2], согласно достоверному мнению.

…Бесконечность…

Это отсутствие самой возможности конца, что также вытекает из отрицания всех недостатков.

 …[Он] отличен от творений…

И Он не подобен никакому своему творению, и никакое творение не подобно Ему. «Нет ничего, подобного Ему. Он Слышащий, Видящий» [Аш-Шура:11].

…не нуждается ни в чем…

Иными словами, не нуждается в сущности, в которой бы Он находился, потому что таким образом могут существовать только качества, а наш Господь — это Сущность, которой это не свойственно.

…и ни в ком…

кто бы выбирал за него отдельные допустимые вещи, потому что нуждается в ком-то лишь тот, кто может исчезнуть, а существование нашего Господа — обязательно.

Един в Своей Сущности…

И невозможно даже мысленно представить деление Его на части.

…качествах…

Никто не разделяет с Ним Его качества, и лишь Он один заслуживает поклонения.

и действиях.

И нет никого, кто бы совершал действия, кроме Него.

Для Него обязательны:

семь смысловых (маани) качеств, и это сущностные качества, описывающие Его Сущность.

Первое качество — Могущество.

Это качество, которым допустимое творится либо уничтожается, согласно Его Воле. И оно связано только с допустимым. И все допустимое разумом подвластно Всевышнему Аллаху.

Второе — Воля.

Это качество, которое определяет допустимое некоторыми возможными для него состояниями. Это качество также связано только с допустимым. Влияние Могущества следует за влиянием Воли, и влияние Воли следует за Знанием.

Третье — Знание.

Это качество дает всеохватывающее различение, которое не приобретает ничего противоположного. И оно связано со всем обязательным, допустимым и невозможным. Всевышний Аллах знает все полностью и детально.

Четвертое — Жизнь.

Наличие этого качества дает возможность описания качествами восприятия, но оно не связано ни с чем[3].

Пятое — Слух.

Шестое — Зрение.

Это два качества раскрытия, подобно Знанию, но их раскрытие дополняет раскрытие Знания в том смысле, что это не одно и то же, как мы можем постичь сами. Они связаны со всем существующим.

Седьмое — Речь.

Это качество описывает Сущность Аллаха,  и оно связано со всем, с чем связано Знание.

Также для Аллаха обязательны еще семь качеств, вытекающие из вышеперечисленных семи, и это будут сыфаты маанавия.

И Он Всемогущий, Волеизъявляющий, Знающий, Живой, Слышащий, Видящий, Разговаривающий.

То есть Он описан семью вышеупомянутыми качествами.

Перечислив то, что обязательно для Аллаха, автор перешел к перечислению невозможного, а это противоположно двадцати обязательным сыфатам.

И он говорит:

И для Него недопустимы несуществование…

Невозможное — это то, что существование чего невозможно помыслить, и разум не может представить, что Аллах может не существовать.

Второе из невозможных качеств — сотворенность.

Оно противоположно Безначальности. Сотворенность предполагает существование, которому предшествовало небытие.

Третье — возможность исчезновения.

Оно противоположно Бесконечности. Возможность — это возможность появления того, чего не было.

Четвертое — подобие творениям.

Оно противоположно неподобию. Подобие означает сходство.

Пятое — нужда в месте или в выбирающем для Него.

Это противоположно самодостаточности.

Шестое — наличие сотоварища.

Это противоположно Единственности Аллаха, включающей в себя отрицание деления (внутренней множественности) и подобия (внешней множественности).

Подобие [внешнего] сотоварища очевидно. Также отсюда вытекает невозможность деления, потому что, если представить это деление, каждая часть по отдельности заслуживала бы поклонения, и получалось бы множество богов, согласно множеству частей, и они были бы сотоварищами, и поэтому отрицание у Аллаха сотоварищей — это отрицание делимости Всевышнего на части.

Также (как и шесть выперечисленных качеств) невозможны для Него слабость…

Это невозможность совершить действие, которое может быть совершено.

…подверженность принуждению…

Это противоположно Воле.

…невежество…

Оно противоположно Знанию. Сюда входит предположение, сомнение, воображение, забывчивость и сон.

…смерть…

Она противоположна Жизни.

…глухота, слепота…

Они противоположны Слуху и Зрению.

…немота…

Она противоположна Речи, и сюда также входит молчание.

Перечислив невозможные вещи, автор перешел к перечислению допустимого.

И для Него допустимо совершение всего возможного…

Как его сотворение, так и уничтожение.

…или отказ от этого.

Не творя и не уничтожая.

Затем автор переходит к перечислению доказательств для тех атрибутов, которые он установил как обязательные, [доказательств] невозможности их противоположностей и [доказательств] того, что допустимо, в соответствии с вышеизложенным.

И он говорит:

Доказательство

Это то, при правильном использовании чего можно достичь искомого.

существования Всевышнего Аллаха — это существование мира.

И он (мир) сотворен, потому что ему присущи качества и состояния сотворенного, такие как движение, покой и другие. Очевидно, что мир сотворен, ведь он изменяется, а то, чему свойственно сотворенное, само сотворено, и поэтому мир сотворен. А у всего сотворенного должен быть Творец, и, следовательно, у этого мира обязательно должен быть Творец, и это Всевышний Аллах.

Доказательство Его Безначальности: и если бы Он не был предвечным, то был бы сотворенным…

и нуждался бы в том, кто бы его сотворил, а тот, в свою очередь, тоже нуждался бы в том, кто его сотворил. Если это число ограничено, то получается порочный круг, а если предположить, что перед каждым сотворившим есть еще один творец, то получается бесконечная цепь, а обе эти вещи ложны. И поэтому для Аллаха обязательна Бесконечность.

Доказательство Его бесконечности: если бы не был Бесконечным, то не был бы Безначальным.

Ведь, когда установлена Его Безначальность, то становится недопустима Его конечность. И мы уже приводили доказательство безначальности, и из него следует обязательность Бесконечности.

Доказательство Его отличия от творений: если бы Он не был отличен от творений, то был бы им подобен.

То, что может быть у одного, допустимо и для того, кто на него похож, а мы уже привели доказательства Безначальности и Бесконечности Всевышнего.

Доказательство самодостаточности Всевышнего: если бы Он не был самодостаточен, то нуждался бы в месте и в определяющем, и если бы нуждался в месте, то был бы качеством…

А качество не может описываться смысловыми атрибутами, но ведь уже установлена их обязательность для Аллаха.

…а если в определяющем, то был бы сотворен.

Ведь нуждается в ком-то лишь то, что может исчезнуть, а наш Господь обязательно Безначальный и Бесконечный.

Доказательство Его Единственности: если бы Он не был Один (в Своей Сущности, качествах и действиях), то был бы подвластен [чему-то или кому-то].

Что касается первого, то если бы он был составлен, то однозначно нуждался в бы в том, кто его составил, а все испытывающее нужду сотворено, а все сотворенное подвластно [кому-то иному].

Что касается второго, то, если бы у Всевышнего был сотоварищ с подобной Ему силой, тогда либо сила их обоих была бы направлена на сотворение чего-то допустимого, а невозможно, чтобы они вместе что-то сотворили, потому что двое влияющих не могут влиять на одно и то же, поэтому кто-то один из них должен был проявить слабость, либо лишь сила одного была бы связана с сотворением, а тот, чья сила не связана с ним, будет слабым. И все, что возможно для них, возможно и подобным им, и поэтому кто-то один непременно окажется слабым, а слабый подвластен другому, но ведь наш Господь Всемогущ:

«Он властвует над Своими рабами» [Аль-Ан`ам:17].

Доказательство того, что Всевышний Аллах Всемогущий, Волеизъявляющий, Знающий и Живой:

Если бы для Него не были обязательны Могущество, Воля, Знание, Жизнь, то каким образом существовало бы хоть одно творение?

Ведь существование мира творений нуждается в Творце, описанном этими качествами, потому что для их существования нужно влияние Могущества, а его влияние следует за Волей, которая определяет существование перед равным ему несуществованием, а Воля соответствует Знанию. И этими качествами не может быть описан тот, кто не охарактеризован Жизнью, потому что это качество делает возможным описание другими перечисленными качествами. И поэтому обязательно, чтобы Всевышний был описан всеми этими качествами, иначе ничего из мира творений не существовало бы, но ведь мир существует.

Доказательство того, что Всевышний Слышащий, Видящий и Разговаривающий, — тот факт, что это упомянуто в Коране и Сунне, и есть иджма, а также:

Если бы Он не был описан Слухом, Зрением и Речью, то это был бы недостаток…

Ведь их отсутствие этих качеств означало бы наличие их противоположностей, а это слепота, глухота и немота, а это недостатки, а недостатки невозможны для Аллаха.

…а Аллах чист от недостатков.

Доказательство того, что допустимо, что Аллах может как совершить нечто допустимое, так и отказаться от совершения этого: если бы совершение допустимого или отказ от его совершения не были бы возможны…

а были бы, например, невозможны или обязательны,

…то их природа поменялась бы, и допустимое стало бы обязательным или невозможным, а это невозможно даже представить, потому что это изменение сути вещей, а это невозможно.

النبويات

Рассказав о Божественной Сущности и качествах Аллаха, автор перешел к теме пророчества и сказал:

Что касается посланников, мир им, то для них обязательны…

три качества:

Первое — правдивость, и это соответствие сообщения действительности.

Второе — безгрешность, и это сохранность внешне и внутренне от совершения запретного, как харама и карахата (нежелательного).

Третье — доведение Откровения — того, что было велено довести до людей.

Невозможны для них противоположности этих качеств: ложь, и это несоответствие сообщения действительности, греховность, и это незащищенность от совершения запретных действий, и сокрытие Откровения, когда до людей не доводят то, что было велено довести.

Для них допустимо все то же, что и для остальных людей, только если это не ведет к изъянам в их высоком положении, подобно болезни, в которой нет никаких недостатков, например, головной боли, и подобных вещей, таких как еда, питье или брак. Все это не наносит урон их высокому положению, в отличии от слепоты.

Доказательство их правдивости — чудеса. И это действия, противоречащие обычному ходу вещей, которые сопряжены с бросанием вызова. И проявление у них чудес подобно словам Всевышнего: «Правдив Мой раб в том, что он сообщает от Меня».

 И доказательство их безгрешности: если бы они не были безгрешны, совершая какие-то запреты, то были бы подлецами, и запретное и нежелательное превратились бы в повеление для нас, потому Что Всевышний повелевает нам следовать за ними во всех их действиях и словах, и получается, что Всевыший нам велит совершать запретное или нежелательное, а Аллах не повелевает ни запретного, ни нежелательного, и потому они безгрешны.

Доказательство того, что они обязаны довести Откровение: если бы не доводили до людей все, что им было велено довести, то совершили бы грех, а это невозможно.

Доказательство допустимости для них человеческих качеств —  свидетельство их современников, что эти качества у них были, и передача такого свидетельства нам методом таватур, дающим нам явное знание. И это сообщение, передатчики которого не могли объединиться на лжи.

Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, господину арабов и неарабов (аджам), его роду и сподвижникам.

И на этом завершились примечания — на основе хвалы Аллаху и Его помощи.

Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его роду и сподвижникам.

 تم بحمد الله

[1] «Шарх ас-Сугра» имама ас-Сануси, с. 9.

[2] Качество, связанное с отрицанием недостатков.

[3] Иными словами, сыфат Жизнь не несет никакого дополнительного смысла, но  является условием описания всеми остальными качествами, в отличие от остальных смысловых качеств, которые несут определенный дополнительный смысл, связанный с Сущностью.

Похожие материалы