العقيدة الحفيدة شرح
بسم الله الرحمن الرحيم
و صلى الله على مولانا محمد و اله و سلم تسليما
Шейх Абу Абдуллах Мухаммад аль-Араби аль-Фаси говорит:
Абдуллах, нуждающийся в Аллахе, Мухаммад аль-Араби, пусть Аллах поступит с ним согласно Своей милости, говорит, восхвалив Аллаха, создавшего вселенную и одаривающего Своей помощью, и испросив мира и благословения нашему господину Мухаммаду, предводителю пророков, его роду и сподвижникам, чистейшим из чистейших.
Это небольшие примечания к «Акыде» имама Абу Абдуллаха ас-Сануси, известной как «Аль-Акыда аль-Хафида», краткой и сияющей.
Просим помощи у Аллаха, и я говорю:
Имам, знаток усуля, ученый Абу Абдуллах Мухаммад ибн Юсуф ибн Умар ибн Шуайб ас-Сануси ат-Тилимсани, умерший в 895-м году, говорит:
Хвала Аллаху,
открывая свою книгу этими словами, и следуя Священному Корану, и поступая в соответствии с известным хадисом.
Хвала — это слова восхваления, произнесенные с намерением возвеличить нечто, вне зависимости от того, связано со многими благами или малыми.
Далее он прочитал салават Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, после восхваления Аллаха для получения его бараката:
Мир и благословение Посланнику Аллаха
Мухаммаду ибн Абдуллаху, да благословит его Аллах и да приветствует.
Автор сказал: «Благословение от Аллаха Его Посланнику, да благословит его Аллах и да приветствует, — это умножение его благородства и благ для него, а мир — это безопасность для него, благое приветствие и возвеличивание»[1].
الالهيات
Восхвалив Аллаха и испросив благословения для Его Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, он приступил к исполнению своей задачи, обращаясь к читателю в общем:
Знай,
о тот, кто способен получить знание,
что для Всевышнего обязательны Существование…
Это есть сама Сущность, согласно мнению шейха, и нечто дополнительное, а не Сущность, согласно одному из мнений имама.
Обязательное — это то, несуществование чего невозможно помыслить.
…Безначальность…
Это отсутствие начала у существования. Это сифат сальбия[2], согласно достоверному мнению.
…Бесконечность…
Это отсутствие самой возможности конца, что также вытекает из отрицания всех недостатков.
…[Он] отличен от творений…
И Он не подобен никакому своему творению, и никакое творение не подобно Ему. «Нет ничего, подобного Ему. Он Слышащий, Видящий» [Аш-Шура:11].
…не нуждается ни в чем…
Иными словами, не нуждается в сущности, в которой бы Он находился, потому что таким образом могут существовать только качества, а наш Господь — это Сущность, которой это не свойственно.
…и ни в ком…
кто бы выбирал за него отдельные допустимые вещи, потому что нуждается в ком-то лишь тот, кто может исчезнуть, а существование нашего Господа — обязательно.
…Един в Своей Сущности…
И невозможно даже мысленно представить деление Его на части.
…качествах…
Никто не разделяет с Ним Его качества, и лишь Он один заслуживает поклонения.
и действиях.
И нет никого, кто бы совершал действия, кроме Него.
Для Него обязательны:
семь смысловых (маани) качеств, и это сущностные качества, описывающие Его Сущность.
Первое качество — Могущество.
Это качество, которым допустимое творится либо уничтожается, согласно Его Воле. И оно связано только с допустимым. И все допустимое разумом подвластно Всевышнему Аллаху.
Второе — Воля.
Это качество, которое определяет допустимое некоторыми возможными для него состояниями. Это качество также связано только с допустимым. Влияние Могущества следует за влиянием Воли, и влияние Воли следует за Знанием.
Третье — Знание.
Это качество дает всеохватывающее различение, которое не приобретает ничего противоположного. И оно связано со всем обязательным, допустимым и невозможным. Всевышний Аллах знает все полностью и детально.
Четвертое — Жизнь.
Наличие этого качества дает возможность описания качествами восприятия, но оно не связано ни с чем[3].
Пятое — Слух.
Шестое — Зрение.
Это два качества раскрытия, подобно Знанию, но их раскрытие дополняет раскрытие Знания в том смысле, что это не одно и то же, как мы можем постичь сами. Они связаны со всем существующим.
Седьмое — Речь.
Это качество описывает Сущность Аллаха, и оно связано со всем, с чем связано Знание.
Также для Аллаха обязательны еще семь качеств, вытекающие из вышеперечисленных семи, и это будут сыфаты маанавия.
И Он Всемогущий, Волеизъявляющий, Знающий, Живой, Слышащий, Видящий, Разговаривающий.
То есть Он описан семью вышеупомянутыми качествами.
Перечислив то, что обязательно для Аллаха, автор перешел к перечислению невозможного, а это противоположно двадцати обязательным сыфатам.
И он говорит:
И для Него недопустимы несуществование…
Невозможное — это то, что существование чего невозможно помыслить, и разум не может представить, что Аллах может не существовать.
Второе из невозможных качеств — сотворенность.
Оно противоположно Безначальности. Сотворенность предполагает существование, которому предшествовало небытие.
Третье — возможность исчезновения.
Оно противоположно Бесконечности. Возможность — это возможность появления того, чего не было.
Четвертое — подобие творениям.
Оно противоположно неподобию. Подобие означает сходство.
Пятое — нужда в месте или в выбирающем для Него.
Это противоположно самодостаточности.
Шестое — наличие сотоварища.
Это противоположно Единственности Аллаха, включающей в себя отрицание деления (внутренней множественности) и подобия (внешней множественности).
Подобие [внешнего] сотоварища очевидно. Также отсюда вытекает невозможность деления, потому что, если представить это деление, каждая часть по отдельности заслуживала бы поклонения, и получалось бы множество богов, согласно множеству частей, и они были бы сотоварищами, и поэтому отрицание у Аллаха сотоварищей — это отрицание делимости Всевышнего на части.
Также (как и шесть выперечисленных качеств) невозможны для Него слабость…
Это невозможность совершить действие, которое может быть совершено.
…подверженность принуждению…
Это противоположно Воле.
…невежество…
Оно противоположно Знанию. Сюда входит предположение, сомнение, воображение, забывчивость и сон.
…смерть…
Она противоположна Жизни.
…глухота, слепота…
Они противоположны Слуху и Зрению.
…немота…
Она противоположна Речи, и сюда также входит молчание.
Перечислив невозможные вещи, автор перешел к перечислению допустимого.
И для Него допустимо совершение всего возможного…
Как его сотворение, так и уничтожение.
…или отказ от этого.
Не творя и не уничтожая.
Затем автор переходит к перечислению доказательств для тех атрибутов, которые он установил как обязательные, [доказательств] невозможности их противоположностей и [доказательств] того, что допустимо, в соответствии с вышеизложенным.
И он говорит:
Доказательство
Это то, при правильном использовании чего можно достичь искомого.
существования Всевышнего Аллаха — это существование мира.
И он (мир) сотворен, потому что ему присущи качества и состояния сотворенного, такие как движение, покой и другие. Очевидно, что мир сотворен, ведь он изменяется, а то, чему свойственно сотворенное, само сотворено, и поэтому мир сотворен. А у всего сотворенного должен быть Творец, и, следовательно, у этого мира обязательно должен быть Творец, и это Всевышний Аллах.
Доказательство Его Безначальности: и если бы Он не был предвечным, то был бы сотворенным…
и нуждался бы в том, кто бы его сотворил, а тот, в свою очередь, тоже нуждался бы в том, кто его сотворил. Если это число ограничено, то получается порочный круг, а если предположить, что перед каждым сотворившим есть еще один творец, то получается бесконечная цепь, а обе эти вещи ложны. И поэтому для Аллаха обязательна Бесконечность.
Доказательство Его бесконечности: если бы не был Бесконечным, то не был бы Безначальным.
Ведь, когда установлена Его Безначальность, то становится недопустима Его конечность. И мы уже приводили доказательство безначальности, и из него следует обязательность Бесконечности.
Доказательство Его отличия от творений: если бы Он не был отличен от творений, то был бы им подобен.
То, что может быть у одного, допустимо и для того, кто на него похож, а мы уже привели доказательства Безначальности и Бесконечности Всевышнего.
Доказательство самодостаточности Всевышнего: если бы Он не был самодостаточен, то нуждался бы в месте и в определяющем, и если бы нуждался в месте, то был бы качеством…
А качество не может описываться смысловыми атрибутами, но ведь уже установлена их обязательность для Аллаха.
…а если в определяющем, то был бы сотворен.
Ведь нуждается в ком-то лишь то, что может исчезнуть, а наш Господь обязательно Безначальный и Бесконечный.
Доказательство Его Единственности: если бы Он не был Один (в Своей Сущности, качествах и действиях), то был бы подвластен [чему-то или кому-то].
Что касается первого, то если бы он был составлен, то однозначно нуждался в бы в том, кто его составил, а все испытывающее нужду сотворено, а все сотворенное подвластно [кому-то иному].
Что касается второго, то, если бы у Всевышнего был сотоварищ с подобной Ему силой, тогда либо сила их обоих была бы направлена на сотворение чего-то допустимого, а невозможно, чтобы они вместе что-то сотворили, потому что двое влияющих не могут влиять на одно и то же, поэтому кто-то один из них должен был проявить слабость, либо лишь сила одного была бы связана с сотворением, а тот, чья сила не связана с ним, будет слабым. И все, что возможно для них, возможно и подобным им, и поэтому кто-то один непременно окажется слабым, а слабый подвластен другому, но ведь наш Господь Всемогущ:
«Он властвует над Своими рабами» [Аль-Ан`ам:17].
Доказательство того, что Всевышний Аллах Всемогущий, Волеизъявляющий, Знающий и Живой:
Если бы для Него не были обязательны Могущество, Воля, Знание, Жизнь, то каким образом существовало бы хоть одно творение?
Ведь существование мира творений нуждается в Творце, описанном этими качествами, потому что для их существования нужно влияние Могущества, а его влияние следует за Волей, которая определяет существование перед равным ему несуществованием, а Воля соответствует Знанию. И этими качествами не может быть описан тот, кто не охарактеризован Жизнью, потому что это качество делает возможным описание другими перечисленными качествами. И поэтому обязательно, чтобы Всевышний был описан всеми этими качествами, иначе ничего из мира творений не существовало бы, но ведь мир существует.
Доказательство того, что Всевышний Слышащий, Видящий и Разговаривающий, — тот факт, что это упомянуто в Коране и Сунне, и есть иджма, а также:
Если бы Он не был описан Слухом, Зрением и Речью, то это был бы недостаток…
Ведь их отсутствие этих качеств означало бы наличие их противоположностей, а это слепота, глухота и немота, а это недостатки, а недостатки невозможны для Аллаха.
…а Аллах чист от недостатков.
Доказательство того, что допустимо, что Аллах может как совершить нечто допустимое, так и отказаться от совершения этого: если бы совершение допустимого или отказ от его совершения не были бы возможны…
а были бы, например, невозможны или обязательны,
…то их природа поменялась бы, и допустимое стало бы обязательным или невозможным, а это невозможно даже представить, потому что это изменение сути вещей, а это невозможно.
النبويات
Рассказав о Божественной Сущности и качествах Аллаха, автор перешел к теме пророчества и сказал:
Что касается посланников, мир им, то для них обязательны…
три качества:
Первое — правдивость, и это соответствие сообщения действительности.
Второе — безгрешность, и это сохранность внешне и внутренне от совершения запретного, как харама и карахата (нежелательного).
Третье — доведение Откровения — того, что было велено довести до людей.
Невозможны для них противоположности этих качеств: ложь, и это несоответствие сообщения действительности, греховность, и это незащищенность от совершения запретных действий, и сокрытие Откровения, когда до людей не доводят то, что было велено довести.
Для них допустимо все то же, что и для остальных людей, только если это не ведет к изъянам в их высоком положении, подобно болезни, в которой нет никаких недостатков, например, головной боли, и подобных вещей, таких как еда, питье или брак. Все это не наносит урон их высокому положению, в отличии от слепоты.
Доказательство их правдивости — чудеса. И это действия, противоречащие обычному ходу вещей, которые сопряжены с бросанием вызова. И проявление у них чудес подобно словам Всевышнего: «Правдив Мой раб в том, что он сообщает от Меня».
И доказательство их безгрешности: если бы они не были безгрешны, совершая какие-то запреты, то были бы подлецами, и запретное и нежелательное превратились бы в повеление для нас, потому Что Всевышний повелевает нам следовать за ними во всех их действиях и словах, и получается, что Всевыший нам велит совершать запретное или нежелательное, а Аллах не повелевает ни запретного, ни нежелательного, и потому они безгрешны.
Доказательство того, что они обязаны довести Откровение: если бы не доводили до людей все, что им было велено довести, то совершили бы грех, а это невозможно.
Доказательство допустимости для них человеческих качеств — свидетельство их современников, что эти качества у них были, и передача такого свидетельства нам методом таватур, дающим нам явное знание. И это сообщение, передатчики которого не могли объединиться на лжи.
Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, господину арабов и неарабов (аджам), его роду и сподвижникам.
И на этом завершились примечания — на основе хвалы Аллаху и Его помощи.
Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его роду и сподвижникам.
تم بحمد الله
[1] «Шарх ас-Сугра» имама ас-Сануси, с. 9.
[2] Качество, связанное с отрицанием недостатков.
[3] Иными словами, сыфат Жизнь не несет никакого дополнительного смысла, но является условием описания всеми остальными качествами, в отличие от остальных смысловых качеств, которые несут определенный дополнительный смысл, связанный с Сущностью.