Мы живем в смутное время, когда многие положения Ислама, которые были понятны мусульманам на протяжении всей истории нашей религии, стали вдруг непонятными. Это коснулось даже самой основы нашей религии – акыды (вероубеждение).
У сект, которые после развала халифата благодаря финансовой поддержке врагов Ислама уже не один десяток лет распространяют свои брошюрки, есть только одна задача – заставить нас ненавидеть свою историю и внушить нам, что умма практически всё время заблуждалась. Они хотят также внушить нам, что проповедники, которые получают зарплату из нефтедолларов некоторых стран Персидского залива, обладают знанием истины и могут ей обучить. Они добиваются того, чтобы мусульмане отвернулись от традиционных богословских школ в акыде, фикхе и тасаввуфе и стали считать их ересью, хотя именно ашариты, матуридиты, шафииты, ханафиты, последователи шазалийского и накшубандийского тарикатов написали большую часть книг по всем разделам исламских наук. А если мусульмане забудут свою историю и свое духовное наследие, им можно будет внушить любую ересь, например, убеждение, что Аллах сидит на Троне, на небе.
Ключевое понятие, против которого ополчились заблудшие, – это ашаритская акыда. Какими только эпитетами сегодняшние продолжатели дела Ибн Таймийи не награждали эти убеждения! Они называли ашаритскую акыду «греческой философией», «джахмизмом», «безбожием», «атеизмом» … Один из современных ваххабитов, Сафар аль-Хавали, был настолько ослеплен ненавистью к истинной акыде, что сказал: «Ашариты, аллегорически толкующие отдельные слова в Коране, хуже исмаилитов», – хотя все мусульмане единодушно выносят такфир исмаилитам. Этот заблудший счёл, что подавляющее большинство мусульманских ученых хуже исмаилитов! В общем, современные ваххабиты пытаются внушить молодежи животную ненависть к ученым-ашаритам и отстранить сердца мусульман от чтения ашаритских книг, ведь, прочитав их, любой разумный человек разберётся во всех заблуждениях современных муджассима и осознает величие ашаритской акыды.
В рамках этой небольшой статьи мы попытаемся объяснить, кто такие ашариты, и доказать, что ашаритская акыда – это и есть мазхаб сподвижников и праведных предшественников (саляфов), а не выдумки философов, которые отвергали многие положения Корана и Сунны. Как может быть иначе, ведь именно ашариты победили философов в диспутах и свели на нет влияние мутазилитов, а имам Абу Хамид аль-Газали, вынес такфир таким философам, как ибн Сина?! Как ашариты могли быть философами, если сами выносили такфир тем, кто разделял убеждения Платона и Аристотеля?
Ашаритами называют последователей имама Абуль-Хасана аль-Аш’ари, в вопросах вероубеждения, однако не тех, кто слепо за ним следует, а тех, кто получает хидаят, опираясь на достоверные доказательства. Те, кто ищет хидаят, называли себя последователями имамов-саляфов, таких, как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад, в вопросах фикха. Хотя эти имамы и расходились в методах иджтихада и вынесения решений, тем не менее, они были единогласны относительно основных источников. Вероубеждение, сформулированное имамом аль-Аш’ари, основано на Коране, Сунне и пути предшественников (саляф). Мы называем эти убеждения ашаритскими потому, что имам аль-Аш’ари своими знаниями озарил этот путь и отстоял истинные убеждения в диспутах с различными заблудшими группами. Поэтому последующие поколения стали называть убеждения саляфов именем этого великого имама.
Имам Таджуддин ас-Субки сказал: «Знай, что Абуль-Хасан аль-Аш’ари не высказывал новых взглядов и не создавал новый мазхаб. Он лишь отстоял и обосновал те убеждения, которые разделяли сподвижники. Относить себя к последователям этого имама означает следовать пути саляфов, который подтверждён ясными доказательствами. Поэтому того, кто следует этому пути, используя доказательства, называют ашаритом». Затем он разъяснил, что этому пути следует большая часть уммы: «Шейхуль Ислам Иззуддин ибн Абдуcсалям сказал, что шафииты, маликиты, ханафиты и лучшие из ханабалитов сошлись на ашаритской акыде. И шейх маликитов его времени Абу Амр ибн аль-Хаджиб и шейх ханафитов Джамалуддин аль-Хасири согласились с ним»[1].
Великий мухаддис и факих, имам Абу Бакр аль-Байхаки (384-458 гг. по хиджре) сказал: «И очередь [в защите убеждений саляфов] дошла до нашего шейха Абуль-Хасана аль-Аш’ари. Он не вводил никаких новшеств в религию, а лишь разделял убеждения сподвижников, табиинов и других имамов саляфов касательно основ религии и объяснял их. Всё, что они исповедовали, соответствовало Шариату и не противоречило разуму, несмотря на то, что некоторые заблудшие утверждали, что, мол, убеждения саляфов противоречили разуму. В своих разъяснениях имам использовал сильные доводы. Он отстаивал убеждения имамов Куфы, таких, как Абу Ханифа и Суфьян ас-Саури, имамов Шама, таких, как аль-Ауза’и, имамов Хиджаза, таких, как Малик и аш-Шафии, и имамов других исламских земель. [Он отстаивал] убеждения имама Ахмада и других ахлю-хадис: Лейса ибн Саада, Абу Абдуллы Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари и Абу аль-Хусейна Муслима ибн аль-Хаджаджа – а также прочих хранителей Сунны. Именно на этих ученых зиждется Шариат, да будет доволен Аллах ими всеми»[2].
Великий мухаддис, хафиз Ибн Асакир ад-Димашки (499-571 гг. по хиджре) сказал: «Мы не считаем, что Абуль-Хасан аль-Аш’ари создал пятый мазхаб [помимо уже существовавших ханафитского, маликитского, шафиитского и ханабалитского]. Наоборот, он отстоял мазхаб Ахлю-Сунна и разгромил убеждения сторонников дурных новшеств. Он разъяснил убеждения предшествовавших четырех имамов и других ученых Ахлю-Сунна. Он разъяснил и отстоял ту часть Сунны, которую многие отрицали и опровергали. В таухиде мы не следуем за ним слепо, но опираемся на его доказательства в вопросах вероубеждения и причисляем себя к его мазхабу, чтобы отделиться от заблудших течений. Например, мутазилитов, джахмитов, каррамитов, мушаббиха и других заблудших. Именно имам аль-Аш’ари опроверг и разгромил их, и то, что они заблуждаются, стало очевидно даже тем, кто раньше этого не понимал. Мы не считаем, что акыда четырёх имамов [в фикхе] отличается от акыды имама аль-Аш’ари. Мы считаем, что у них одна акыда: они исповедуют истинный таухид и убеждены, что Аллах ни в чём не подобен творениям. Таким образом, имам следовал в акыде методу этих четырёх имамов. И каждый, кто считает себя ашаритом, обретет счастье, и каждый, кто отвернется от этой акыды, не достигнет успеха. Все те, кто утверждает абсолютное неподобие Аллаха творениям, по сути, являются ашаритами. И единобожнику не вредит то, что ему приписывают заблудшие, ведь это ложь»[3].
Вчитайтесь в эти слова. Этот великий имам сказал, что сунниты называют себя ашаритами, чтобы отделить себя от заблудших групп, поскольку имам аль-Аш’ари и его последователи следуют за четырьмя имамами и другими саляфами.
Также Ибн Асакир сказал: «Они, ашариты, неукоснительно следуют Корану и Сунне и отказываются от всего, что приводит к фитне. Они проявляют терпение во время трудностей и испытаний, опровергают врагов религии и всегда следуют за Кораном и достоверными хадисами. Следуя за разумом, они не доходят до отрицания сифатов, как это делали джахимиты, но сочетают в основах следование Откровению с доводами разума, подтверждающими положения Корана и Сунны. В отличие от мутазилитов, они не усердствуют в отрицании положений Корана и Сунны, и не халатны, как муджасима, [которые из-за этого впали в заблуждение таджсима]. Они опровергают заблудших джахимитов и нечестивых карамитов, разоблачают доводы кадарритов и развеивают сомнения джабаритов… Их мазхаб – это мазхаб золотой середины. Их источник знаний – это самый чистый источник. У них наивысший уровень. И ничья критика не сможет подорвать их авторитет, и никакой критик не сможет очернить их»[4].
Имам Абу Исхак аш-Ширази (393-476 гг. по хиджре) сказал: «Абуль Хасан аль-Аш’ари – имам Ахлю-с-Сунна. Большинство шафиитов на его мазхабе, и его мазхаб – мазхаб людей истины»[5].
Имам Абу Наср аль-Кушайри (434-514 гг. по хиджре) продекламировал следующие стихи: «Тот, кто отдаляет меня от двух вещей, то в действительности, от него я чист: любовь к Абу Бакру – имаму праведного пути и вероубеждение ашаритов»[6].
Имам Кади Ийяд аль-Малики (476-544 гг. по хиджре) сказал: «Когда его книг стало много и люди получили пользу от его слов, когда выявилось для ученых хадиса и фикха его усердие в защите религии, то взялись за изучение его книг приверженцы Сунны. Они брали оттуда знания, давали уроки по этим книгам и получали знания по его пути. Увеличилось число его учеников и последователей, обучавшихся этим путям для защиты Сунны и распространения доводов в помощь ей. Их назвали его именем, и за ними последовали их последователи и ученики. Они стали известны под этим именем (т.е. ашариты). До этого они были известны как “мусаббиты” (подтверждающие). Так их назвали мутазилиты, потому что они подтверждали с помощью Сунны и Шариата то, что они – мутазилиты – отрицали. Этим названием в первую очередь были известны имамы из “ахлю-Хадис”, защищавшие Сунну… пока не пришел Абуль-Хасан и не стал известен. Его учеников отнесли к нему в знаниях. Приверженцы Сунны на востоке и западе используют его доводы и следуют его пути. Многие восхваляли как его самого, так и его мазхаб и путь»[7].
Шейхуль Ислам Такиюддин ас-Субки (683-756 гг. по хиджре) сказал: «Ашариты – это срединная группа, они в большинстве шафииты, маликиты, ханафиты, великие ученые из числа ханбалитов и другие люди. А что касается мутазилитов, то у них была власть в начале третьего столетия, им помогали некоторые халифы, а затем они потерпели поражение и Аллах защитил нас от их зла»[8].
Имам Абдуллах ибн Аляви аль-Хаддад (1044-1132 гг. по хиджре) сказал: «Ты знай, что поистине ашаритский мазхаб в акиде, это то, на чем большая часть исламской Уммы и её ученых, потому что те, кого причисляют к ним и кто вступил на их путь были предводителями людей знания на протяжении многих дней и годов. Они имамы науки таухид, калям, тафсир, кираат, фикх, усуль аль-фикх, хадис и его разделов, тасаввуф, люгат, тарих»[9].
Имам Ибн Аджибат (1161-1224 гг. по хиджре) сказал: «Что касается Ахлю-Сунны, то они – ашариты. Те, кто последовал за ними в акыде на правильном пути, как это установлено в книгах Ахлю-Сунна»[10].
Имам Абу Абдуллах Мухаммад аль-Хут аль-Бейрути (1209-1276 гг. по хиджре) сказал: «Маликиты и шафииты являются ашаритамы в акыде и имам их Абуль-Хасан аль-Аш’ари из потомства Абу Мусы аль-Аш’ари, а ханафиты в акыде являются матуридитамы и имам их Абу Мансур аль-Матуруди, и они оба являются имамамы Ахлю-Сунна валь Джама’а»[11].
Шейх Мухаммад аль-Араби ат-Табани (1315-1390 гг. по хиджре) сказал: «Выдающиеся мухаддисы после Абуль-Хасана аль-Аш’ари и до наших дней были ашаритами. Книги по истории и биографиям свидетельствуют этому»[12].
Хафиз Ибн Асакир (499-571 гг. по хиджре) сказал: «О, если бы я знал, что отворачивает сердца от ашаритов, за что их ненавидят сторонники нововведений?! За их обильное знание и рассудительность, или убеждения Единобожия и очищения Аллаха от недостатков, или воздержание в речах от описания Аллаха телесностью (таджсим) и уподобления Его (ташбих), или слова, подтверждающие атрибуты Аллаха, или очищение Господа от наличия органов и частей?!». Также он сказал: «Большинство ученых во всех странах придерживаются вероубеждения ашаритов. Имамы в городах, в разные эпохи призывали к их пути. К ним относят себя, те, на которых держатся решения Шариата. К ним обращаются для познания халала и харама и они те, кто выносят фетвы в сложных вопросах. Люди опираются на них в разъяснении запутанных вопросов. Ученые-факихи из числа ханафитов, маликитов и шафиитов, либо согласны с ними, либо причисляют себя к ним, либо довольны их старанием на пути Аллаха, либо восхваляют за их огромные знания»[13].
Вот кто такие ашариты. Вот что написали о них величайшие учёные Ислама. И тот, кто отказывается следовать за ними, проявляет высокомерие и враждебность к убеждениям сподвижников, табиинов и имамов саляфов. Истину знает лишь тот, кто следует за имамом Абуль-Хасаном аль-Аш’ари, и другими великими знатоками вероубеждения Ахлю-Сунна валь Джама’а!
И в завершение приведем доказательство того, что появление этого великого имама предсказал наш Господин Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и одного этого достаточно, чтобы придерживаться пути ашаритов.
Ибн Асакир в «Табиин аль-казб аль-муфтари» передал, что когда был ниспослан аят (смысл): «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих»[14], – Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на Абу Мусу аль-Аш’ари – предка Абуль-Хасана Аш’ари – и сказал, что речь идёт о нём и его народе. Многие мухаддисы, муфассиры и факихи говорят, что это относится к Абуль-Хасану Aш’ари, так как благодаря ему были побеждены мутазилиты».
[1] Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», 3/365
[2] Ибн Асакир, «Табйин казб аль-муфтари», с. 103; Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», 3/397
[3] Ибн Асакир, «Табйин казб аль-муфтари», с. 359
[4] Ибн Асакир, «Табйин казб аль-муфтари», с. 397
[5] Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», 3/376
[6] Ибн Асакир, «Табйин казб аль-муфтари»; Таджуддин ас-Субки, «Табакат ш-Шафийя аль-кубра», с. 1066
[7] Кади Ийяд, «Тартиб аль-Мадарик», 5/24, 25
[8] Такиюддин ас-Субки, «ас-Сайф ас-сакыль фи радд аля Ибн Зуфайль», с. 22, 23
[9] «Найлюль марам шарх акидатуль Ислам», с. 8
[10] Ибн Аджибат, «аль-Бахр аль-мадид фи тафсир аль-Куран аль-маджид», с. 607
[11] «Дурратуль вазийа фи тавхидиль бария», с. 77-78
[12] «Бараат аль-Аш`арийина мин акаид аль-мухаллифин»
[13] «Табйин казб аль-муфтари фи маа Нусиба иля аль-имам Абуль-Хасан аль-Аш`ари», с. 367, 410
[14] Сура «аль-Маида» (5), аят 54.