Роль образовательных центров (медресе) в жизни мусульман

Если мы взглянем на историю Ислама пятого, шестого, седьмого и даже восьмого веков по хиджре, то увидим, что одна из величайших смут, охвативших Ислам, случилась именно в этот период, когда фатимиды (или батыниты, или исмаилиты – у них есть разные названия) практически захватывали все исламские земли. Под их контролем был Миср, Шам, Магриб, Йемен, Хорасан, в какой-то период времени они даже захватывали Багдад. Эти люди даже хуже современных шиитов-рафидитов, поскольку они фактически отрицали шариатские хукмы. Эти люди практически полностью политически захватывали все территории. Исламские земли падали под их мечом. 

Были периоды, когда, например, в Алеппо – это один из суннитских центров – не было ни одного имама-хатыба из Ахлю-с-Сунна. Все были шиитами и рафидитами. Где эти люди теперь? Эта секта контролировала практически весь исламский мир на протяжении нескольких веков. На протяжении двух-трех веков они были реальной политической силой и контролировали большую часть исламского мира. Но теперь от них почти ничего не осталось. Одним из методов борьбы с ними было, безусловно, военное сопротивление: Салахуддин Аюби (да смилуется над ним Аллах) сломал им хребет в Мисре, например. Но один из важнейших инструментов борьбы с ними – это те медресе, которые заложил Низам аль-Мульк. Это был один из визирей одного из суннитских халифов, который осознал, что за чума перед ним. Он основывал ашаритские медресе, которые назывались «Низамия», где собирал самых крупных ученых исламского мира. Эти медресе, в которых преподавали такие ученые, как имам Джувейни, имам Газали, служили оплотом сопротивления этим идеям. Когда у фатимидов иссякла политическая сила, эти движения почти полностью исчезли. В наше время исмаилитов практически нет. Они, безусловно, не обладают былой силой.

Эти медресе – рибат, точка сопротивления различным заблуждениям. Именно эти ашаритские медресе спасли умму от этой нечисти, от батынизма и фатимидов, которые политически охватили весь исламский мир. Поэтому такие образовательные центры играют большую роль в жизни уммы, защищая ее. Медресе – это не просто здание. Самое главное – чтобы там преподавали реальные ученые. Соответственно, если у людей есть возможность, следует поддерживать медресе, помогать им. В медресе находятся не какие-то оторванные от мира люди, занимающиеся непонятными вещами, но это важнейшая точка защиты Ислама и исламских убеждений.

Даже когда нет халифа, нет исламской армии, даже когда политически мусульмане разбиты, медресе оказывает сопротивление всем заблуждениям и неверию, ведь там работают ученые Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а, которые распространяют истину, обучают Корану и Сунне в понимании имамов Ахлю-с-Сунна.

Возвращаясь к значимости медресе, этого института в исламском мире, отмечу: когда читаешь о ранних исламских ученых, оказывается, что очень многие из них – из Ирана: Шираза, Исфахана и так далее. Иран всегда был центром суннизма, и очень трудно понять, как он стал шиитским регионом. Исфахан конкурировал с Багдадом в плане количества суннитских медресе. Почему же он стал шиитским? Дело в том, что Исмаиль ас-Сафави, один из правителей Сефевидской династии, захватившей Иран, полностью истребил суннитских ученых Исфахана. Он уничтожил его как суннитский центр и заполнил шиитскими учеными. Когда Сефевидская династия захватила Исфахан, всех ученых этой местности собрали и убили. 

Исмаиль ас-Сафави понимал, что борьба с суннизмом – это не просто захват города или местности, не определение местного правителя; борьба с суннизмом – это уничтожение суннитских медресе. Именно так шиизм распространился в Иране. Это и есть диалог суннизма с шиизмом – такой, каким шииты видят его в реальности.
Похожие материалы