Махр в Исламе

махр

Сегодня все говорят о брачном даре: кто-то мечтает получить в махр BMW последней марки; кто-то женится, отдав в качестве махра финиковую косточку, а кто-то заключает брак вообще без махра.

Также сегодня мы можем увидеть людей, которые сетуют за полную отмену брачного дара, полагая что это затрудняет женитьбу, а другие подходят к этому вопросу потребительски, считая его женским капиталом и своего рода материальной подушкой, которая, в случае чего, сможет удержать мужа и окажет колоссальное подспорье. Однако самое крепкое, что сможет сохранить брак, — это богобоязненность и любовь во имя Аллаха. Женщина — это не товар на брачном рынке, а брак — не торговля, чтоб преследовать корыстные цели и заполучить как можно больше денег.

Определение термина «махр» и его шариатское постановление

Махр или садак — это обязательный брачный дар, который муж дает своей супруге после заключения никаха.

Шейх аль-Ислям Закарийя аль-Ансари (826–926 гг. х.) пишет:

الصداق ما وجب بنكاح أو وطء

«Садак — это то, что становится обязательным в результате заключения брака или полового акта…»[1].

С заключением брака все понятно, но как может махр стать обязательным по причине полового акта? Под половым актом здесь может иметься в виду несколько ситуаций, например, когда человек полагая, что это женщина —его супруга, по ошибке совершил половой акт с другой женщиной, либо если после полового акта выяснилось, что их никах оказался недействительным, или же если девушку украли и изнасиловали. В таких ситуациях он обязан выплатить девушке махр аль-мисль — махр такого размера, который получили подобные ей женщины из ее близкого окружения по статусу и качествам.

Имам ан-Навави (631–676 гг. х.) пишет:

هو اسم للمال الواجب للمرأة على الرجل بالنكاح أو الوطء

«Садак — это имущество, которое мужчина обязан выплатить женщине в связи с заключением брака или по причине половой близости»[2].

Из слов имама ан-Навави и шейх аль-Исляма Закарийи аль-Ансари следует, что Шариат в обязательном порядке требует того, чтобы супруг выплатил жене махр, если только она не освободит его от этого.

Вахба аз-Зухайли (ум. в 1436 г. х.) пишет:

وحكمه أنه واجب على الرجل دون المرأة

«Шариатское постановление махра заключается в том, что он является обязательным для мужчин, но не для женщин»[3].

Шейх Нуруддин Итр (1356–1442 гг. х.) пишет:

فالمهر صدقة أي عطية… ليست ثمنا للمرأة و لا للتمتع بها…  إن المهر حق مفروض للمرأة، فرضته لها الشريعة ليكون تعبيرا عن رغبة الرجل فيها، و رمزا لتكريمها و إعزازها، و قديما صرح الفقهاء بقولهم: “المهر فرض شرعا لإظهار خطر المحل”. و لقد حرست الشريعة للمرأة هذا الحق، فحرمت على أي إنسان أكله أو التصرف فيه بغير إذنها الكامل و رضاها الحقيقي، كما قال تعالى: {فإنْ طِبْنَ لَكُمْ عَنْ شَيْءٍ مِّنْهُ نَفْسًا فَكُلُوهُ هَنِيئًا مَرِيئًا}

«Махр — это свадебный подарок женщине. Он не является ни ценой женщины, ни стоимостью наслаждения ею <…> Махр — это обязательное право женщины, установленное Шариатом как выражение желания мужчины и символ его почитания и заботы к ней. В прошлом факихи заявляли, что махр был вменен в обязанность, чтобы показать серьезность намерений. Шариат защищает женщину в этом праве и поэтому запрещает любому человеку распоряжаться им без ее полного разрешения и искреннего согласия, как сказал Всевышний Аллах: “Но если они добровольно вернут вам его часть, то (примите и) пользуйтесь этим свободно и во благо (себе)[4]»[5].

Мухаммад Тахир ибн Ашур (1296–1393 гг. х.) пишет:

وَالْمَهْرُ عَلَامَةٌ مَعْرُوفَةٌ لِلتَّفْرِقَةِ بَيْنَ النِّكَاحِ وَبَيْنَ الْمُخَادَنَةِ

«Махр является отличительным признаком между никахом и простым сожительством»[6].

Мудрость махра также заключается в том, что женщине предоставляется возможность подготовиться к супружеской жизни, купив необходимые вещи. Вдобавок ко всему махр демонстрирует способность и готовность потенциального супруга нести расходы, связанные с семейной жизнью.

Исходя из приведенного вы, мы скажем, что махр —это собственность супруги и ее исключительное право. В эпоху невежества этому праву препятствовали родственники супруги, забирая себе брачный подарок, будто бы они продали какой-то товар. Затем пришел Ислам и упразднил данное решение, тем самым возвысив положение женщины.

Мухаммад Тахир ибн Ашур пишет:

جَانِبَانِ مُسْتَضْعَفَانِ فِي الْجَاهِلِيَّةِ: الْيَتِيمُ، وَالْمَرْأَةُ. وَحَقَّانِ مَغْبُونٌ فِيهِمَا أَصْحَابُهُمَا:مَالُ الْأَيْتَامِ، وَمَالُ النِّسَاءِ، فَلِذَلِكَ حَرَسَهُمَا الْقُرْآنُ أَشَدَّ الْحِرَاسَةِ فَابْتَدَأَ بِالْوِصَايَةِ بِحَقِّ مَالِ الْيَتِيمِ، وَثَنَّى بِالْوِصَايَةِ بِحَقِّ الْمَرْأَةِ فِي مَالٍ يَنْجَرُّ إِلَيْهَا لَا مَحَالَةَ… لَكِنَّهُمْ فِي الْجَاهِلِيَّةِ كَانَ الزَّوْجُ يُعْطِي مَالًا لِوَلِيِّ الْمَرْأَةِ وَيُسَمُّونَهُ حُلْوَانًا- بِضَمِّ الْحَاءِ- وَلَا تَأْخُذُ الْمَرْأَةُ شَيْئًا

«В эпоху невежества две группы людей подвергались притеснению — сирота и женщина, и два права часто ущемлялись — имущество сирот и имущество женщин. Поэтому Всевышний защищает их особой строгостью: в Коране сначала упоминается наставления относительно имущества сироты, а затем наставление о правах женщины на ее имущество, которое неизбежно переходит к ней <…> В доисламский период муж отдавал махр опекуну супруги, и называлось это “хульван”, и жещина ничего не получала из брачного подарка»[7].

Ибн Касир (701–774 гг. х.) пишет:

عن أبي صالح قال: كان الرجل إذا زوج ابنته أخذ صداقها دونها، فنهاهم الله عن ذلك، ونزل: ﴿وَآتُوا النِّسَاءَ صَدُقَاتِهِنَّ نِحْلَةً﴾

«От Абу Салиха передается, что когда мужчина выдавал замуж свою дочь, то забирал себе ее махр, и Аллах запретил так делать, сказав: И отдавайте женщинам их брачный дар (махр) безвозмездно[8]»[9].

Шейх Мухаммад Амин аль-Харари пишет[10], что именно это и послужило причиной ниспослания этого аята[11].

Таким образом ни ее отец, ни брат, ни ее муж не имеют права на махр женщины. В противном же случае они окажутся беззаконниками, которые угнетают женщин и поступают вопреки велению Аллаха.

Коран и Сунна о махре

Всевышний Аллах сказал:

وَآتُوا النِّسَاءَ صَدُقَاتِهِنَّ نِحْلَةً ۚ فَإِنْ طِبْنَ لَكُمْ عَنْ شَيْءٍ مِنْهُ نَفْسًا فَكُلُوهُ هَنِيئًا مَرِيئًا

«И отдавайте женщинам их обязательный брачный дар (махр) безвозмездно. Но если они добровольно вернут вам его часть, то (примите и) пользуйтесь этим свободно и во благо (себе)»[12].

В толковании этого аята ибн Касир пишет:

وقال ابن زيد: النحلة في كلام العرب: الواجب. يقول: لا تنكحها إلا بشيء واجب لها، وليس ينبغي لأحد بعد النبي ﷺ أن ينكح امرأة إلا بصداق واجب… أن الرجل يجب عليه دفع الصداق إلى المرأة حتمًا، وأن يكون طيب النفس بذلك

«Сказал ибн Зайд: “Слово “нихля” у арабов означает “обязательное”. То есть нельзя заключать брак, не предоставив супруге обязательный махр. После Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) никому не позволено жениться без обязательного махра <…> Мужчина в обязательном порядке должен выплатить махр женщине, и должно это происходить от чистого сердца»[13].

Мухаммад Тахир ибн Ашур (1296–1393 гг.х) в толковании этого аята пишет:

و إِلَى كَوْنِ الْخِطَابِ لِلْأَزْوَاجِ ذَهَبَ ابْنُ عَبَّاسٍ، وَقَتَادَةُ، وَابْنُ زَيْدٍ، وَابْنُ جُرَيْجٍ، فَالْآيَةُ عَلَى هَذَا قَرَّرَتْ دَفْعَ الْمُهُورِ وَجَعَلَتْهُ شَرْعًا… فَهُوَ خِطَابٌ لِعُمُومِ الْأُمَّةِ عَلَى مَعْنَى تَنَاوُلِهِ لِكُلِّ مَنْ لَهُ فِيهِ يَدٌ مِنَ الْأَزْوَاجِ وَالْأَوْلِيَاءِ ثُمَّ وُلَاةِ الْأُمُورِ الَّذِينَ إِلَيْهِمُ الْمَرْجِعُ فِي الضَّرْبِ عَلَى أَيْدِي ظَلَمَةِ الْحُقُوقِ أَرْبَابَهَا. وَالْمَقْصُودُ بِالْخِطَابِ ابْتِدَاءً هُمُ الْأَزْوَاجُ، كَيْلَا يَتَذَرَّعُوا بِحَيَاءِ النِّسَاءِ وَضَعْفِهِنَّ وَطَلَبِهِنَّ مَرْضَاتَهُمْ إِلَى غَمَصِ حُقُوقِهِنَّ فِي أَكْلِ مُهُورِهِنَّ

«К мнению, что обращение в этом аяте направлено к супругам, склонялись ибн Аббас, Катада, ибн Зайд и ибн Джурайдж. Согласно этому утверждению, аят обязует выплачивать махр и утверждает брачный дар как шариатскую норму <…> Это является обращением ко всей умме, которое распространяющееся на каждого, кто имеет отношение к этому делу: супругов, опекунов, а затем и правителей, которым в конечном счете надлежит пресекать действия попирающих права их обладателей. Обращение в первую очередь направлено к мужчинам, чтобы они не использовали скромность женщин, их слабость и стремление угодить мужьям в качестве предлога для ущемления их прав, поедая их махр»[14].

Также Всевышний Аллах сказал:

فَمَا اسْتَمْتَعْتُمْ بِهِ مِنْهُنَّ فَآتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ فَرِيضَةً ۚ وَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ فِيمَا تَرَاضَيْتُمْ بِهِ مِنْ بَعْدِ الْفَرِيضَةِ ۚ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلِيمًا حَكِيمًا

«Заключив брак, вы обязаны передать им их махр. Нет на вас греха, если договоритесь (об увеличении или уменьшении махра) после того, как установите обязательное (размер махра). Поистине, Аллах — Знающий, Мудрый»[15].

В пользу узаконенности махра из Сунны Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) служит то, что он не заключал брак без брачного дара.

Со слов Мухаммада ибн Ибрахима передается, что Абу Саляма ибн Абдур-Рахман сказал:

سَأَلْتُ عائشة زوج النَّبِيِّ ﷺ كَمْ كَانَ صَدَاقُ رَسُولِ اللهِ ﷺ؟ قَالَتْ: كَانَ صَدَاقُهُ لِأَزْوَاجِهِ ثِنْتَيْ عَشْرَةَ أُوقِيَّةً وَنَشًّا. قَالَتْ: أَتَدْرِي مَا النَّشُّ؟ قَالَ: قُلْتُ: لَا. قَالَتْ: نِصْفُ أُوقِيَّةٍ، فَتِلْكَ خَمْسُمِائَةِ دِرْهَمٍ، فَهَذَا صَدَاقُ رَسُولِ اللهِ ﷺ لِأَزْوَاجِهِ.

«Я спросил у Аиши, жены Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Каков был брачный дар от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?” Она ответила: “В качестве брачного дара он давал каждой из своих жен двенадцать окий и один нашш серебра”. Затем Аиша спросила: “Знаешь ли ты, что такое нашш?” Я ответил: “Нет”, и тогда она сказала: “Нашш — это половина окия. В целом же это все равнялось пятистам дирхамам. Таков был брачный дар Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) своим женам”».

В толковании этого хадиса ибн Раслян аш-Шафии (773–844 гг. х.) пишет:

وهي أربعون درهمًا… والمراد هنا نصف أوقية وهو عشرون… فيه دليل على ما قال أصحابنا أنه يستحب أن يكون الصداق فضة كما في الحديث، وفيه أنه يستحب أن لا يزاد على صداق أزواجه – صلى الله عليه وسلم – وهو خمسمائة درهم

«Один окий — это сорок дирхамов <…> А нашш» — это двадцать дирхамов <…> В этом хадисе есть доказательство в пользу того, что сказали наши соратники: желательно, чтобы махр был из серебра, как это упоминается в хадисе. Также из этого следует, что желательно не завышать махр свыше той суммы, которую давал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) своим женам, — 500 дирхамов»[16].

Передается, что ибн Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал:

لَمَّا تَزَوَّجَ عَلِيٌّ فَاطِمَةَ. قَالَ لَهُ رَسُولُ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم: أَعْطِهَا شَيْئًا». قَالَ: مَا عِنْدِي شَيْءٌ. قَالَ: «فَأَيْنَ دِرْعُكَ الحُطَمِيَّةُ؟

«Когда Али женился на Фатиме, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: “Подари ей что-нибудь”. Он ответил: “Но у меня ничего нет”. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: “А где твоя хутамийская кольчуга?”»[17]

От Сахля ибн Саада ас-Саиди передается:

، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ جَاءَتْهُ امْرَأَةٌ فَقَالَتْ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، إِنِّي قَدْ وَهَبْتُ نَفْسِي لَكَ، فَقَامَتْ قِيَاماً طَوِيلاً، فَقَامَ رَجُلٌ فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، زَوِّجْنِيهَا إِنْ لَمْ يَكُنْ لَكَ بِهَا حَاجَةٌ، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: هَلْ عِنْدَكَ مِنْ شَيْءٍ تُصْدِقُهَا إِيَّاهُ، فَقَالَ: مَا عِنْدِي إِلاَّ إِزَارِي هَذَا، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِنَّكَ إِنْ أَعْطَيْتَهَا إِزَارَكَ جَلَسْتَ وَلاَ إِزَارَ لَكَ، فَالْتَمِسْ شَيْئاً. قَالَ: لاَ أَجِدُ شَيْئاً، قَالَ: فَالْتَمِسْ وَلَوْ خَاتَماً مِنْ حَدِيدٍ، فَالْتَمَسَ فَلَمْ يَجِدْ شَيْئاً، فَقَالَ لَهُ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: فَهَلْ مَعَكَ مِنَ الْقُرْآنِ شَيْءٌ؟ قَالَ: نَعَمْ سُورَةُ كَذَا وَسُورَةُ كَذَا، لِسُوَرٍ سَمَّاهَا، فَقَالَ لَهُ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: قَدْ زَوَّجْتُكَهَا بِمَا مَعَكَ مِنَ الْقُرْآنِ

«Однажды некая женщина пришла к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказала: “О Посланник Аллаха, я даю тебе право распорядиться мной”. Она стояла довольно-таки долго, и тогда один человек поднялся и сказал: “О Посланник Аллаха, если ты в ней не нуждаешься, выдай ее замуж за меня”. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: “А есть ли у тебя что-нибудь, что можешь отдать ей в качестве махра?” Тот человек ответил: “Ничего, кроме этого моего изара”. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Если ты отдашь ей свой изар, то сам останешься без него. Поищи что-нибудь другое”, на что тот сказал: “Я ничего не нахожу”. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Попробуй найти хотя бы железный перстень”, однако тот мужчина не смог ничего найти. Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его: “Знаешь ли ты что-нибудь из Корана?”, на что ему было отвечено: “Да, такую-то и такую-то суру”, — и этот мужчина назвал эти суры. Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: “Я выдаю ее за тебя взамен того, что ты знаешь из Корана”».

В разъяснении этого хадиса ибн Раслян аш-Шафии пишет:

فيه دليل على أنه لا نكاح إلا بصداق

«В этом хадисе содержится доказательство на то, что не бывает никаха без брачного дара»[18].

Абдур-Рауф аль-Мунави (952–1031 гг. х.) пишет:

وفيه أنه ينبغي أن لا يعقد نكاح إلا بصداق

«В хадисе есть указание на то, что никах не должен заключаться без упоминания брачного дара»[19].

Из этих действий Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) следует, что махр является обязательным условием заключения никаха. Несмотря на то, что этот сподвижник и Али были бедны и не обладали имуществом, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не снял с них обязательств выплаты махра, потребовав от первого поискать что-либо либо для махра, а второго — продать свою кольчугу.

Является ли махр условием никаха?

Упоминание махра в процессе заключения брака является сунной Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но не является составной частью и условием бракосочетания. Таким образом, никах, заключенный без установления махра, является действительным, однако муж в таком случае обязан выплатить супруге махр аль-мисль.

Имам аль-Багави (ум. в 516 г. х.) пишет:

وليس هو بركن في النكاح… حتى يصح النكاح من غير تسمية الصداق… إلا أن المستحب أن يسمى

«Махр не является составной частью никаха <…> Поэтому никах действителен даже без его упоминания <…> Однако желательно (мустахаб) упомянуть его»[20].

Имам ан-Навави пишет:

قال الأصحاب: ليس المهر ركنا في النكاح… فيجوز إخلاء النكاح عن تسمية المهر، لكن المستحب تسميته

«Наши ученые шафииты сказали, что махр не является составной частью (рукном) никаха <…> Поэтому допускается заключение никаха без упоминания махра, однако желательно его указать»[21].

Имам Шамсуддин ар-Рамли передает иджма (единогласие) ученых о действительности брака без установления махра[22].

Все эти тексты указывают на действительность бракосочетания без оговаривания махра, однако не следует так делать, поскольку это нежелательно из-за противоречия сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Шейх аль-Ислям Закарийя аль-Ансари пишет:

وكره إخلاؤه عنه أي عن ذكره؛ لأنه ﷺ لم يخل نكاحا عنه

«Нежелательно (макрух) не упоминать махр при заключении брака, поскольку ни один брак Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не был заключен без его упоминания»[23].

Что может выступать в качестве махра?

Согласно шафиитскому мазхабу в качестве махра должно выступать все, что имеет материальную ценность, является полезной услугой или полезным навыком. Так, в качестве махра могут служить деньги, автомобиль, дом, земельный участок, домашнее животное, обучение знаниям и так далее.

Шейх аль-Ислям Закарийя аль-Ансари пишет:

” وَمَا صَحَّ ” كَوْنُهُ ” ثَمَنًا صَحَّ ” كَوْنُهُ ” صَدَاقًا ” وَإِنْ قَلَّ

«Все, что имеет материальную ценность, даже если это небольшая сумма, может служить в качестве махра»[24].

Имам ан-Навави пишет:

ويصح أن تكون منفعة الحر صداقا كالخياطة والبناء وتعليم القرآن وما أشبه ذلك مما يصح استئجاره عليه.

«В качестве махра могут служить такие полезные услуги свободного человека, как шитье, строительство, обучение Корану и так далее — все то, в чем договор найма является действительным»[25].

Выше был приведен хадис Сахля ибн Саада о том, что человек в качестве махра должен был обучить будущую супругу сурам из Корана.

В разъяснении этого хадиса ибн Раслян аш-Шафии пишет:

احتج به الشافعي على جواز تعليم القرآن صداقًا، واستدل بأن التعليم منفعة معينة مباحة، فجاز جعلها صداقًا كتعليم قصيدة من الشعر المباح

«Имам аш-Шафии использовал этот хадис в качестве доказательства о том, что допустимо устанавливать обучение Корану в качестве махра, аргументировав это тем, что обучение является определенной и дозволенной пользой, поэтому она может быть использована в качестве махра, как и обучение дозволенным стихам»[26].

Имам аз-Зуркани (1055–1122 гг. х.) пишет:

وَقَالَ عِيَاضٌ: أَظْهَرُهُمَا أَنْ يُعَلِّمَهَا مَا مَعَهُ مِنَ الْقُرْآنِ أَوْ قَدْرًا مِنْهُ وَيَكُونُ صَدَاقُهَا تَعْلِيمَهُ إِيَّاهَا

«Сказал Кади Ийяд: что наиболее очевидным является то, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выдал эту женщину замуж взамен того, чтобы тот сподвижник обучил ее тому, что он знает из Корана. И обучение Корану выступало для нее в качестве махра»[27].

Давайте поговорим о некой романтичной тенденции предлагать либо требовать в качестве махра один финик или вовсе его косточку. Да, в действительности в хадисах, где Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит о махре, упоминается финиковая косточка, но только лишь в контексте золота с весом этой косточки.

عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ، أَنَّ عَبْدَ الرَّحْمَنِ بْنَ عَوْفٍ، تَزَوَّجَ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللهِ ﷺ، عَلَى وَزْنِ نَوَاةٍ مِنْ ذَهَبٍ، فَقَالَ لَهُ رَسُولُ اللهِ ﷺ: أَوْلِمْ وَلَوْ بِشَاةٍ.

Сообщается от Анаса, что Абдур-Рахман ибн Ауф женился на женщине, подарив ей золото, равное по весу (финиковой) косточке, и что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: “Тебе следует устроить свадебное угощение хотя бы одной овцой”»[28].

Как мы ранее отметили, махр должен представлять из себя какую-то материальную ценность или полезную услугу, а косточка или один финик не является ничем из вышеперечисленного, и, как бы это ни было романтично, финик или его косточка не может служить махром. Такой вид брачного дара аннулируется, и человек должен будет выплатить махр, подобающий статусу этой девушки (махр аль-мисль).

Имам Джалалуддин аль-Махалли (791–864 гг. х.) пишет:

فإن انتهى الصداق في القلة إلى حد لا يتمول… فسدت التسمية

«Если махр будет настолько маленьким, что не будет рассматриваться как нечто имеющее материальную ценность, то оговоренный брачный дар становится недействительным»[29].

Размер махра

В шафиитском мазхабе нет регламентированных границ для минимального или максимального махра. Девушка вправе требовать в качестве махра то, что она посчитает необходимым, однако желательно не перегибать палку и не переходить границы разумного. В этом вопросе девушка должна руководствоваться разумом и не требовать от потенциального супруга такой махр, который мог бы его обременить.

Урва ибн аз-Зубайр сказал:

مِنْ أَوَّلِ شُؤْمِهَا أَنْ يَكْثُرَ صَدَاقُهَا

«Один из первых признаков злосчастия женщины — это чрезмерно высокий брачный дар»[30].

Абуль-Аджфа ас-Сулями передает:

خَطَبَنا عُمَرُ رَحِمَهُ اللهُ فَقَالَ: أَلا لا تُغالُوا بِصُدُقِ النِّساءِ فَإِنَّها لَوْ كَانَتْ مَكْرُمَةً فِي الدُّنْيا أَوْ تَقْوى عِنْدَ اللهِ لَكانَ أَوْلاكُمْ بِها النَّبِيُّ – صلى الله عليه وسلم – ما أَصْدَقَ رَسُولُ اللهِ – صلى الله عليه وسلم – امْرَأَةً مِنْ نِسائِهِ وَلا أُصْدِقَتِ امْرَأَةٌ مِنْ بَناتِهِ أَكْثَرَ مِنْ ثِنْتَى عَشْرَةَ أُوقِيَّةً

«Умар (да будет доволен им Аллах) читал перед нами проповедь и сказал: “Внимайте! Не проявляйте чрезмерность в махре женщин, ибо, если бы это было благородством в этом мире и благочестием перед Аллахом, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) опередил бы вас в этом. Посланника Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) не платил за своих жен и не брал за своих дочерей брачный дар больше, чем размер двенадцати окий (500 дирхамов)”»[31].

Комментируя этот хадис, ибн Раслян аш-Шафии пишет:

قال الماوردي: المستحب أن يعدل الزوجان عن التناهي في المغالاة والزيادة التي يظهر العجز عنها وعن التناهي في النقصان الذي لا وقع له في النفوس… وظاهر كلام عمر ترك المغالاة وإن كان الزوج قادرًا عليه… قال أبو القاسم: سرف المال والمغالاة في الأصدقة ليس فضيلة في الدين، لكنه في عادات أبناء الدنيا وفي طمع الآدميين كتقديم الشيخ على الشاب

«Аль-Маварди сказал, что желательно, чтобы супруги избегали чрезмерного махра, который вызывает затруднения, а также избегали чрезмерного занижения, которое не имеет значения среди людей <…> Из слов Умара очевидно, что следует избегать чрезмерности в махре, даже если жених способен на это <…> Абуль-Касим сказал: “Расточительство и чрезмерность в махре не являются добродетелью в религии, однако это обычаи людей, которые привязаны к мирскому, и их жадность”»[32].

Также не нужно обесценивать право девушки и устанавливать в качестве махра символические три или пять тысяч рублей, как это делается в кабинетах имамов мечетей, поскольку это является неуважением к женщине. Как мы говорили ранее, махр показывает серьезность намерения потенциального супруга и готовность нести супружескую ношу, но махр в размере трех или пяти тысяч никоим образом не указывает ни на что из перечисленного. Сунной является проявлять умеренность. Потенциальные супруги должны прийти к взаимосогласию относительно махра; брачный дар не должен быть слишком заниженным и слишком завышенным.

عَنْ عَائِشَةَ، أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: إِنَّ مِنْ يُمْنِ الْمَرْأَةِ تَيْسِيرَ خِطْبَتِهَا، وَتَيْسِيرَ صَدَاقِهَا، وَتَيْسِيرَ رَحِمِهَا

Передают со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, из числа благодати женщины — это легкая помолвка, небольшой брачный дар (махр) и легкость ее утробы (скорая беременность и многочисленность потомства)»[33].

Согласно Сунне, эквивалент махра не должен быть меньше 10 дирхамов (33 грамм серебра) и не превышал 500 дирхамов (1680 гр серебра).

Выше мы приводили хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выплачивал каждой из своих жен махр в размере двенадцати окий и одного нашша, что равняется пятиста дирхамам.

Имам Камалуддин ад-Дамири (742–808 гг. х.) пишет:

ويستحب أن لا يزيد على على صداق زوجات النبي ﷺ، و ذلك خمس مئة درهم خالصة… والمستحب أن لا ينقص عن عشرة دراهم

«Желательно (мустахаб), чтобы брачный дар не превышал махр жен Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который составлял 500 чистых дирхамов <…> Также желательно, чтобы махр не был меньше 10 дирхамов»[34].

Что, если махр не был оговорен во время заключения брака?

Махр может быть не оговорен при бракосочетании по следующим причинам:

• Подопечная не просила опекуна не озвучивать махр, и он по каким-то причинам не установил его при бракосочетании.

Имам аль-Баджури (1198–1276 гг. х.) пишет в «Хашият» (3/407):

و كذلك عند عدم التسمية في غير المفوضة؛ فإنه يجب به فيها مهر المثل

«Также если брачный дар не был упомянут при бракосочетании, и подопечная не просила опекуна выдать замуж без махра, то муж обязан выплатить ей махр аль-мисль»[35].

Имам Шамсуддин ар-Рамли (ум. в 1004 г. х.) пишет:

و لو لم يسم الصداق… صح عقد بالإجماع، و يجب مهر المثل بالعقد

«Действительно бракосочетание согласно единогласному мнению ученых в ситуации, когда махр не был оговорен в процессе бракосочетания. По факту заключения брака должен быть выплачен махр аль-мисль»[36].

• Когда благоразумная и совершеннолетняя женщина говорит своему опекуну: “Выдай меня замуж без махра”, и опекун выдает ее замуж, не оговаривая махр или вовсе утверждая, что он не должен его выплачивать. В таком случае махр становится обязательным в трех случаях:

1. Когда муж до вступления в супружескую близость берет на себя обязательство выплатить брачный дар и определяет его размер, и супруга соглашается с названным махром;

2. Если шариатский судья до близости между супругами определит махр аль-мисль и обяжет мужа выплатить такой махр;

3. Если муж или шариатский судья не определили махр, и между супругами случилась интимная близость. В таком случае муж обязан выплатить ей махр аль-мисль».

Имам аль-Баджури пишет:

و إذا صح تفويض وجب المهر فيه بثلاثة أشياء أي بواحد منها؛ و هي: أن يفرضه الزوج على نفسه… قبل الدخول بها من غير طلبها أو طلبها منه. و لها حبس نفسها حتى يفرض لها… و لها بعد الفرض حبس نفسها حتى يسلمها المفروض الحال…، و ترضى الزوجة بما فرضه. أو يفرضه الحاكم على الزوج، فيفرض المهر عند امتناع الزوج من الفرض أو تنازعهما في قدر المفروض، و يكون ما يفرضه الحاكم على الزوج مهر المثل، أو يدخل الزوج بها… قبل فرض من الزوج أو الحاكم، فيجب لها مهر المثل بنفس الدخول، فيستقر بذمته و تطالبه به و إن رضيت بأن لا مهر لها

«Если передача права выдать замуж без махра будет действительной, то махр становится обязательным по одной из трех причин:

1. Если муж сам назначит его себе <…> до вступления в интимную близость с женой, независимо от того, просила ли она его об этом или нет. В таком случае она имеет право отказать в интимной близости, пока он не назначит ей махр <…>, и после его назначения она может отказывать в близости, пока не получит оговоренную сумму махра;

2. Махр может быть назначен судьей, если муж отказывается это делать, или если между ними возникнет спор о размере махра, и тогда судья назначит махр аль-мисль;

3. Если муж вступит в интимную близость <…>, жене полагается махр аль-мисль, и его выплата становится для него обязательной. Она может потребовать брачный дар, даже если раньше была согласна на брак без махра»[37].

Имам Шамсуддин ар-Рамли (ум. в 1004 г. х.) пишет:

و جب مهر بفرض الزوجين؛ كأن فرض لها قدرا و رضيت به… أو إن امتنع الزوج من الفرض أو تنازعا في قدره… فرض الحاكم لها مهر مثلها… و إن يطأ أو مات أحدهما قبل الوطء أوجب لها مهر مثلها

«[В ситуации, когда девушка передала права выдачи замуж без махра], махр становится обязательным по взаимной договоренности супругов, например, если муж обозначит махр, и жена согласится с ним. Если же муж отказывается установить махр, или супруги спорят о его размере, то шариатский судья назначает супруге махр аль-мисль <…> [Также] махр аль-мисль становится обязательным, если будет совершен половой акт, или один из супругов умрет до половой близости»[38].

Что такое махр аль-мисль?

Имам ан-Навави (631–676 гг. х.) пишет:

مهر المثل: ما يُرْغَب به في مثلها، و ركنه الأعظم نسب، فيراعى أقرب من ينسب إلى من تُنسَبُ إليه… و يعتبر سنٌّ و عقل و يسار و بكارة و ثويبة و ما اختلف به غرض

«Махр аль-мисль (соответствующий махр) — это то, что обычно дается за женщину ее уровня, и основным критерием является родство. Учитывается ближайшее родство с тем, к кому она относится. Также принимаются во внимание возраст, разум, благосостояние, девственность или вдовство, а также любые другие различия, влияющие на предпочтения»[39].

Что делать, если муж не выплачивает махр?

В случае, если супруги обозначили брачный дар и договорились о его неотложной выплате, то жена имеет право отказать супругу в интимной близости до тех пор, пока он не выплатит махр. Если же они договорятся на отсроченную выплату махра, то жена не имеет право отказывать в близости, поскольку она согласилась отсрочить его выплату. Выплата махра становится обязательной после супружеской близости или после смерти одного из супругов, даже если у них не было близости. Отказ супруга выплачивать махр расценивается как несправедливость по отношению к супруге, и вплоть до смерти мужа махр будет расцениваться как долг. Поэтому, если супруг при жизни не выплатил махр, то после его смерти махр должен быть выплачен из его наследства. Если же жена умрет раньше, то право получения махра переходит к ее наследникам.

Аль-Хатыб аш-Ширбини пишет:

و لها حبس نفسها… لتقبض المهر المعيّن الحال لا المؤجل،… و يستقر المهر على الزوج  بوطء و إن حرم كحائض و بموت أحدهما قبل الوطء في النكاح الصحيح

«Жена имеет право отказывать мужу в близости <…>, чтобы получить назначенный махр, если он подлежит немедленной выплате, а не отсроченной <…> Махр закрепляется за мужем после полового акта, даже если он был запрещенным, как, например, с женщиной в период менструации, а также после смерти одного из супругов до полового акта в случае, если брак был действительным по Шариату»[40].

Если же муж не в состоянии выплатить махр, то жена при некоторых оговорках имеет право потребовать расторжение брака.

Абу Бакр Шата аль-Бакри ад-Димьяти (1226–1310 гг. х.) пишет:

يجوز لزوجة مكلفة… فسخ نكاح من أعسر بمهر لكن بشروط أربعة: أن يكون واجبا بتسمية و بدونها، و أن يكون حالا، و أن لا تقبض منه شيئا، و أن يكون اعساره به قبل وطئها طائعة

«Жене, достигшей совершеннолетия и благоразумия, разрешается расторгнуть брак с мужем, который оказался неспособным выплатить махр, но при наличии четырех условий:

1. Махр должен быть обязательным, с указанием суммы или без нее;

2. Он должен быть подлежащим немедленной выплате;

3. Она не должна была от него ничего получать;

4. Его неспособность выплатить махр должна наступить до того, как он вступил с ней в половую связь по ее согласию»[41].

Что, если невеста обозначила отцу махр, а он выдал ее за меньший?

В ситуации, если девушка попросит своего опекуна выдать ее замуж за условные 100 тысяч рублей, но при заключении брака опекун обозначит махр в 90 тысяч, то никах не нарушается, и девушка удостаивается махра аль-мисль.

Имам ан-Навави пишет:

و لو قالت لوليها: زوجني بألف فنقص عنه… فلو أطلقت فنقص عن مهر مثل… قلت: الأظهر: صحة النكاح في الصورتين بمهر المثل

«Если девушка скажет (своему опекуну): “Выдай меня замуж за тысячу (монет)”, а он [заключит брак] на меньшую сумму <…> [или] если она не уточнит сумму, и брачный дар окажется меньше, чем махр аль-мисль <…>, то, согласно более правильному мнению, оба брака будут считаться действительными, но брачный дар должен быть равен махру аль-мисль»[42].

Высокие брачные затраты, несомненно, приведут к прелюбодеянию

Чрезмерно высокий махр и свадебные затраты в целом влекут за собой распространение порока и прелюбодеяния. От чрезмерно дорогого махра страдает как мужской, так и женский пол. Это может породить следующие негативные последствия:

Затруднение вступления в брак

Высокий махр может стать финансовым барьером для молодых людей, что отсрочит их вступление в брак или вовсе воспрепятствует ему. Молодые люди будут вступать в брак в позднем возрасте, что повлечет за собой прелюбодеяние до заключения брака, за исключением тех, кого помиловал Аллах.

Брак станет восприниматься как финансовая сделка, и к нему будут подходить потребительски

При значительном махре девушку станут выдавать замуж, несмотря на порочность и полную безнравственность сватающегося, а предложение нравственного и порядочного парня станут игнорировать.

Материальное неравенство

Высокий махр может усугубить социальное неравенство, поскольку богатые семьи могут позволить себе выплатить более высокий махр, что дает их детям преимущество при выборе супруги.

Конфликты на финансовой почве

В случае, если взаимоотношения между супругами испортятся, то высокий махр может не позволить мужу разойтись с супругой по-доброму, на почве чего муж станет притеснять ее.

Матриархат

Наглядный тому пример — то, что происходит в Египте. Ввиду экономических проблем в стране и маленьких заработных плат мужчина вынужден собирать деньги на махр еще с юношеских лет вплоть до 30-35 лет. Кое-как женившись, он может взять бразды семейного правления в руки и вынужден соглашаться практически со всем, что говорит жена, ибо, в противном случае его ждет развод, и все нужно начинать с нуля.

Нарушение искренности брака

Когда махр становится чрезмерно высоким, брак может восприниматься как финансовая сделка, а не как искренний союз, основанный на любви, поддержке и взаимопонимании.

Как решить проблему с высоким махром?

Шейх Нуруддин Итр пишет :

لقد يظن بعض الناس أن هذا أمر يمكن علاجه بوضع قانون يحد من المبالغة في المهر، إلا أن الواقع أن القوانين لن تفلح في هذا ما دامت روح المجتمع تميل إلى التغالي في المهور.

يجب أولًا أن نربي في المجتمع معاني الأمانة على الحقوق كي يطمئن الناس على مستقبل بناتهم، وتطمئن النساء إلى أزواجهن.

ويجب ثانيًا أن نحول تيار المجتمع إلى الاتجاه المعاكس، أعني إلى التفاخر بتيسير المهور وأثاثات البيوت.

إن التقاليد الاجتماعية والأعراف يصنعها أفراد قلائل يتمتعون في نظر الناس بالمكانة العالية، فلو أن أفرادًا من هذه الطبقات عملوا بهذه السنة لقلدهم فيها الناس.

كم من أساتذة جامعين يئنون من غلاء المهور، فإذا تزوجوا أو خطب إليهم لم يتوقفوا لحظة عن المغالاة فيها!

وكم من وزراء وزعماء تزوجوا أو زوجوا بناتهم، فإذا مهور نسائهم تبلغ من الآلاف أرقامًا لا تسبق!

ماذا لو أن أحدهم عمل بما يدعو الناس إليه من عدم التغالي في المهور، وأذيع عقد النكاح بأجهزة الإعلام مع تقدمة مناسبة؟ أليس مثل هذا يحيي روح التعقل والحكمة، ويكف من نهم الطامعين؟

لقد كان زعماء المجتمع الإسلامي يفعلون هذا، فعمر بن الخطاب يحذر الناس من التغالي في المهور.

ولم يتراجع عمر عن هذا التحذير، وإنما رجع عن تهديده بأخذ ما زاد إلى بيت المال، وسعيد بن المسيب من كبار علماء التابعين يزوج ابنته لتلميذه ابن أبي ذؤابة على درهمين، وقد خطبها الخليفة ولي العهد، فرفض تزويجها إياه

وغير هؤلاء من عظماء الإسلام كثيرون في كل عصر من عصور تاريخنا الإسلامي، يضربون المثل للناس في تقدير القيم العالية لدى الشباب الخاطب، ويغرسون هذه الروح في نفوس الناس.

فيا أيها الآباء والأمهات، ويا أيها المصلحون والمفكرون، ويا أصحاب المكانات الاجتماعية الرائدة، لن يكفيَنا منكم التذمر والشكوى ما لم تسعوا بنصركم لتغيير هذا التيار الاجتماعي الفاسد، وما لم تزيحوا من طريق الفضيلة وبناء الأسرة السعيدة عقبات التغالي في المهور، والتفاخر بالأثاث والمفروش.

“إلا تفعلوا تكن فتنة في الأرض وفساد عريض”.

«Некоторые люди думают, что этот вопрос можно решить, установив закон, ограничивающий чрезмерное завышение махра, но реальность такова, что законы не преуспеют в этом, пока дух общества склонен к чрезмерству в этом вопросе.

Во-первых, мы должны воспитать в обществе понятие ответственного выполнения своих обязанностей, чтобы люди могли быть спокойны насчет будущего своих дочерей, а женщины могли доверять своим мужьям.

Во-вторых, мы должны направить общественное мнение в противоположную сторону, я имею в виду хвастовство облегчённым махром и домашней обстановкой.

Социальные традиции и обычаи создаются несколькими личностями, которые пользуются высоким положением у людей, и если бы представители этих классов исполнили эту Сунну, то люди подражали бы им в этом.

Сколько университетских преподавателей негодуют из-за высоких цен на махр, но стоит им жениться или обручиться, как они, ни на минуту не колеблясь, завышают цены махра?

Сколько министров и предводителей женились или выдали замуж своих дочерей, чей махр исчислялся тысячами и доходил до рекордных цифр?

Что, если бы один из них сделал то, к чему он призывает людей в отношении умеренного махра, а брачный контракт транслировали в СМИ с соответствующим сопровождением?

Разве не это возвращает людей к здравомыслию и мудрости, обуздывая жадность меркантильных из их числа?

Раньше так поступали лидеры исламской общины. Таким образом Умар ибн аль-Хаттаб предостерегал людей от преувеличения цен махра. Он не отказался от этого предупреждения, но отказался от своей угрозы взять то, что превысило меру в казну. Саид ибн аль-Мусайиб же, один из великих ученых табиинов, выдал свою дочь замуж за своего ученика ибн Убайя Вада’а за два дирхама при том, что сам халиф сватал ее своему сыну, наследнику престола, и предлагал за нее махр золотом с ее вес.

И многие другие великие личности Ислама в каждую эпоху истории подавали пример людям в оценке высоких ценностей молодого жениха и привитии этого духа людям.

Поэтому я обращаюсь к вам, отцы и матери, реформаторы, мыслители и обладатели высокого положения в обществе: недостаточно возмущаться и жаловаться, если вы не стремитесь своими действиями изменить это развращенное общественное течение, и если вы не убираете с пути добродетели и построения счастливой семьи препятствия, связанные с увеличением махра и хвастовством мебелью, и шелухой этой бренной жизни. “…Если вы это не сделаете, то начнется смута на земле и чрезмерное распутство!”[43]»[44]

Можно ли в качестве махра требовать у потенциального супруга не брать вторую жену?

Согласно шафиитскому мазхабу даже если данное условие было выдвинуто при заключении брака, то оно не имеет никакой силы, поскольку супруга не может запрещать мужу то, что дозволил сам Аллах.

От Амра ибн Ауфа передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

المُسْلِمُونَ عَلَى شُرُوطِهِمْ, إِلا شَرْطًا حَرَّمَ حَلالًا أَوْ أَحَلَّ حَرَامًا

«Мусульмане на тех условиях, которые они ставят (придерживаются их и не отказываются от них), за исключением условия, которое запрещает дозволенное и дозволяет запретное»[45].

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

مَا بَالُ أُنَاسٍ يَشْتَرِطُونَ شُرُوطًا لَيْسَتْ فِي كِتَابِ اللهِ، مَنِ اشْتَرَطَ شَرْطًا لَيْسَ فِي كِتَابِ اللهِ فَلَيْسَ لَهُ وَإِنْ شَرَطَ مِائَةَ مَرَّةٍ، شَرْطُ اللهِ أَحَقُّ وَأَوْثَقُ

«Почему люди выдвигают такие условия, о которых (ничего не говорится) в Книге Аллаха? Человек, выдвигающий условия, о которых (ничего не говорится) в Книге Аллаха, (выдвигает недействительные условия,) даже если он сделает это сто раз, а условия Аллаха являются самыми истинными и надежными»[46].

Имам Джалалуддин аль-Махалли пишет:

و إن خالف مقتضى النكاح و لم يخلّ بمقصوده الأصلي؛ كشرط ألا يتزوج عليها أو لا نفقة لها…صح النكاح وفسد الشرط

«Если условие противоречит сути брака, но не нарушает его основной цели, например, условие [со стороны супруги], что ее муж не возьмет другую жену, или условие [со стороны супруга], что его жена не получит содержания, то брак действителен, но условие недействительно»[47].

 

 

[1] «Фатх аль-Ваххаб» (3/279).

[2] «Раудат ат-талибин» (5/109).

[3] «Аль-Фикх аль-Ислямия валь адиллятуху» (8/251).

[4] Коран, 4:4.

[5] «Маза ан аль-маръа» (стр. 73).

[6] «Ат-Тахриру ва танвир» (4/230).

[7] «Ат-Тахриру ва танвир» (4/229-230).

[8] Коран, 4:4.

[9] «Тафсир аль-Куръан аль-азым» (3/349).

[10] «Хадаику ар-рух» (5/377).

[11] Коран, 4:4.

[12] Коран, 4:4.

[13] «Тафир аль-Куръан аль-азым» (3/348-349).

[14] «Ат-Тахриру ва танвир» (4/230).

[15] Коран, 4:24.

[16] «Шарх ас-сунан Аби Давуд» (9/405).

[17] Абу Давуд (2124).

[18] «Шарх ас-сунан Аби Давуд» (9/405).

[19] «Файдуль кадир» (2/156).

[20] «Ат-Тахзиб фи аль-фикх аш-Шафии» (5/479).

[21] «Раудат ат-талибин» (5/49).

[22] «Гаятууль баян» (2/343).

[23] «Фатх аль-Ваххаб» (3/279).

[24] «Фатх аль-Ваххаб» (3/280).

[25] «Аль-Маджму» (16/328).

[26] «Шарх ас-сунан Аби Давуд» (9/405).

[27] «Шарх аль-муватта» (3/195).

[28] Муслим (1427).

[29] «Шарх аль-минхадж» (6/223).

[30] «Аль-Мустадрак» имама аль-Хакима (2/197).

[31] Абу Давуд (2106).

[32] «Шарх ас-сунани Аби Давуд» (9/390-391).

[33] Ахмад (24478).

[34] «Наджм аль-ваххадж» (7/298).

[35] «Хашият» (3/407).

[36] «Гаятуль баян» (2/344).

[37] «Хашият» (3/414-415).

[38] «Гаятуль баян» (2/344-345).

[39] «МИнхадж ат-талибин» (стр. 399).

[40] «Мугни аль-мухтадж» (6/19).

[41] «Ианату талибин» (4/153-154).

[42] «Минхадж ат-талибин» (стр. 398).

[43] Коран, 8:73.

[44] «Маза ан аль-маръа».

[45] Ат-Тирмизи (1352).

[46] Муслим (3777).

[47] «Шарх аль-минхадж» (6/239).

Похожие материалы