Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.
Шейх-уль-Ислам, имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–973 гг. х./1504–1567 гг.) сказал в книге «Аль-Фатх аль-Мубин» (стр. 467):
من أراد الاحتجاج بحديث من السنن كأبي دَاوُدَ و الترمذي و النسائي و ابن ماجه و الموطأ و غيرها لا سيما ابن ماجه و مصنف ابن أبي شيبة و عبد الرزاق و نحوها مما يكثر فيه الضعيف و غيره أو بحديث من المسانيد فإن تأهّل لتمييز الصحيح من غيره امتنع عليه أن يحتجَّ بحديث من ذلك حتى ينظر في اتصال إسناده و حال رواته و إن لم يتأهلْ له نظر فإن وجد إماماً صحَّح أو حسَّن شيئا قلّده و إلا لم يجز له الاحتجاج به لئلا يقع في الباطل و هو لا يشعر
و إنما سوينا بين السنن و المسانيد في ذلك لأن أصحابها لم يلتزموا الصحيح و لا الحسن خاصةً بل أدخلوا فيها الضعيف و غيره
«Тот, кто хочет аргументировать хадисом из сборников Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, ибн Маджа, аль-Муватта и других, в особенности Ибн Маджа, Мусаннаф ибн Аби Шейбы и Абдурразака, а также других сборников, где преобладает наличие слабых и других хадисов, или же хадисом из разных «муснадов», то если он способен на различие достоверного (сахих) от других, ему запрещено приводить оттуда хадисы, до тех пор, пока он не проверит цепочку (иснад) хадиса, и состояние его передатчиков.
Но если он не способен на это, то он должен смотреть на мнение компетентного имама в этой области, и последовать за ним в этом. Если он не обнаружит такого имама, то ему не разрешается аргументация этими хадисами, дабы он не попал в фальш не понимая этого.
Мы уровняли «Сунаны» и «Муснады» в этом вопросе так как их составители не ставили условием для себя приводить в них только лишь хадисы со степенью «сахих» и «хасан». Напротив, в их сборники попали как слабые, так и другие хадисы».
Имам Ибн Хаджар предъявляет жесткие требования для того, чтобы человек мог аргументировать хадисом из известных сборников, входящих в «Кутубу Ситта». Но что же говорить о сборниках «Сунан» и «Муснад», когда сегодня многие проповедники цитируют и аргументируют «хадисами» из книг по наставлениям и проповедям в которых хадисы могут приводится без иснада вообще! Например, «Нузхатуль Маджалис», «Дуррату Насихин», «Равдуль Фаик», либо то, что написано не на арабском языке как «Канзуль-Фаваид». Причем цитируется без разбору все то, что возводится к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Тем самым цитирующий сбрасывает с себя ответственность и просто слепо следует за автором книги, который привел что-то как хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Как следствие среди простых мусульман распространяются недостоверные и нововведенные практики, не имеющие под собой никакой основы в Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. К сожалению данное положение было и во времена имама Ибн Хаджара.
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал в «Аль-Фатава аль-Хадисия» (стр. 79):
ما ذكره من الأحاديث في خطبه من غير أن يبيّن رواتها أو من ذكرها فجائز بشرط أن يكون من أهل المعرفة في الحديث أو ينقلها من كتاب مألفها كذلك و أما الاعتماد في رواية الأحاديث على مجرد رؤيتها في كتاب ليس مؤلفه من أهل الحديث أو في خطب ليس مؤلفه كذلك فلا يحلُّ ذلك و من فعله عُزِّر عليه التعزير الشديد و هذا حال أكثر الخطباء فإنهم بمجرد رؤيتهم خطبة فيها أحاديث حفظوها و خطبوا بها من غير أن يعرفوا أن لتلك الأحاديث أصلاً أم لا
فيجب على حكّام كل بلد يزجروا خطباءها من ذلك و يجب على حكّام بلد هذا الخطيب منعه من ذلك إن ارتكبه
«Разрешается цитировать в проповеди хадисы без упоминания имен передатчиков или того, в чьем сборнике приведен хадис с условием, чтобы цитирующий был из числа разбирающихся хадисоведении, либо таковым был автор книги из которой берется хадис. Если же автор книги или проповеди не из числа специалистов в этой науке, то не разрешается опираться только на то, что он привел какой-либо хадис, и совершающему подобное делается строгий выговор. И это состояние большинства проповедников, которые просто увидев хадисы в какой-нибудь хутбе заучивают их и начинают цитировать в своих речах без того, чтобы удостовериться, есть ли у этих хадисов основа или нет. И правителям каждой местности необходимо удерживать проповедников от такого, и отстранять их от этой должности при ослушании».
Неудивительно почему ученые, в частности Ибн Хаджар, так строго относились к этому вопросу. Ведь речь идет о нововведениях, от которых нас предостерегал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. А ведь ложные хадисы это одна из причин проникновения в религию запретных нововведений, не имеющих основу в Шариате.
Ибн Хаджар аль-Хайтами уделял очень большое внимание предостережению от нововведений в поклонении. Да будет доволен им Аллах.
Ибн Хаджар аль-Хайтами говорит в книге «Тухфат аль-Мухтадж» (Книга молитвы, глава о добровольной молитве):
وَوَقَعَ فِي عَوَارِفِ الْمَعَارِفِ لِلْإِمَامِ السُّهْرَوَرْدِيِّ أَنَّ مَنْ جَلَسَ بَعْدَ الصُّبْحِ يَذْكُرُ اللَّهَ إلَى طُلُوعِ الشَّمْسِ وَارْتِفَاعِهَا كَرُمْحٍ يُصَلِّي بَعْدَ ذَلِكَ رَكْعَتَيْنِ بِنِيَّةِ الِاسْتِعَاذَةِ بِاَللَّهِ مِنْ شَرِّ يَوْمِهِ وَلَيْلَتِهِ ثُمَّ رَكْعَتَيْنِ بِنِيَّةِ الِاسْتِخَارَةِ لِكُلِّ عَمَلٍ يَعْمَلُهُ فِي يَوْمِهِ وَلَيْلَتِهِ قَالَ: وَهَذِهِ تَكُون بِمَعْنَى الدُّعَاءِ عَلَى الْإِطْلَاقِ وَإِلَّا فَالِاسْتِخَارَةُ الَّتِي وَرَدَتْ بِهَا الْأَخْبَارُ هِيَ الَّتِي يَفْعَلُهَا أَمَامَ كُلِّ أَمْرٍ يُرِيدُهُ. اهـ.
وَهَذَا عَجِيبٌ مِنْهُ مَعَ إمَامَتِهِ فِي الْفِقْهِ أَيْضًا وَكَيْفَ رَاجَ عَلَيْهِ صِحَّةُ وَحِلُّ صَلَاةٍ بِنِيَّةٍ مُخْتَرَعَةٍ لَمْ يَرِدْ لَهَا أَصْلٌ فِي السُّنَّةِ وَمَنْ اسْتَحْضَرَ كَلَامَهُمْ فِي رَدِّ صَلَوَاتٍ ذُكِرَتْ فِي أَيَّامِ الْأُسْبُوعِ عَلِمَ أَنَّهُ لَا تَجُوزُ وَلَا تَصِحُّ هَذِهِ الصَّلَوَاتُ بِتِلْكَ النِّيَّاتِ الَّتِي اسْتَحْسَنَهَا الصُّوفِيَّةُ مِنْ غَيْرِ أَنْ يَرِدَ لَهَا أَصْلٌ فِي السُّنَّةِ نَعَمْ إنْ نَوَى مُطْلَقَ الصَّلَاةِ ثُمَّ دَعَا بَعْدَهَا بِمَا يَتَضَمَّنُ نَحْوَ اسْتِعَاذَةٍ أَوْ اسْتِخَارَةٍ مُطْلَقَةٍ لَمْ يَكُنْ بِذَلِكَ بَأْسٌ
«Пришло в книге «’Аварифуль ма’ариф» имама ас-Сухраварди, что тот, кто сидел и совершал зикр с зари до восхода солнца, а затем до его возвышения на высоту копья, а после прочитает два ракаата с намерением прибегания к Аллаху от зла этого дня и ночи, а затем ещё два ракаата, с намерением истихары на каждое дело, которое собирается делать этим днём, то все это будет как дуа, ибо истихара, которая пришла в хадисах, читается перед каждым желаемым делом. Конец цитаты.
Удивительно конечно слышать от него такие слова вместе с его познанием в фикхе. Как же он допускает молитву (намаз) с выдуманным намерением, которому нет основы в Сунне? Тот же, кто приводит их слова в опровержение молитв, упоминаемых в определенные дни недели, знает, что не дозволены и недействительны эти молитвы с намерением, не пришедшим в Сунне, которые, однако, сочли хорошими некоторые суфии.
Да, нет проблем если сделать намерение на молитву вообще, а затем сделать дуа с испрашиванием защиты Аллаха или истихары».
Во-первых, хочется отметить, что несмотря на то, что имам ас-Сухраварди является большим ученым и шейхом суфиев, Имам Ибн Хаджар сделал замечание и не стал закрывать глаза на этот вопрос. Он не сослался на то, что Имам ас-Сухраварди является познавшим Аллаха и ему было виднее. Также он не сослался на то, что возможно это было сказано на основе ильхама или кашфа. Напротив, Ибн Хаджар подчеркнул, что он является имамом в фикхе, однако указал на ошибку. И это есть пример верного манхаджа в религии, который показал нам Ибн Хаджар.
Во-вторых, порицание имама Ибн Хаджара относится и к таким намазам, как: намаз в последнюю среду месяца Сафар, намаз, совершаемый для того, чтобы приснился умерший, намаз для сохранения имана, намаз для исполнения долга перед родителями, намаз совершаемый перед поездкой на зиярат, намаз, совершаемый после очищения от месячных, намаз искупления от нечистот и мочи, намаз защищающий от плохого исхода жизни. Все эти намазы, которые получили распространение имеют не только специальное намерение, которому нет основы в Сунне, но и свой способ совершения, в виде количества ракаатов и чтения определенного количества сур после аль-Фатихи, которые также не имеют основы в Сунне.
Таким образом, на примере одного великого имама, авторитетного шафиитского факыха Ибн Хаджара аль-Хайтами, мы видим какое внимание ученые уделяли вопросу защиты Сунны и предостережению от нововведений.