Можно ли читать Коран во время месячных?

мусхаф

Вопрос: дозволено ли женщине, у которой месячные (хайд), читать Коран по памяти или притрагиваться к мусхафу?

Ответ: хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину Посланнику Аллаха.

Большинство ученых из числа сподвижников, табиинов и имамов четырех мазхабов считают, что запрещено прикасаться к мусхафу той, кто находится в состоянии хайда (менструация), или тому, кто находится в состоянии большого осквернения. Также запрещено читать Священный Коран, не прикасаясь к нему.

Имам ан-Навави (631-676 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) в «Аль-Маджму» (2/182) сказал: «Согласно нашему мазхабу запрещено тому, кто находится в состоянии большого осквернения и хайда читать Коран, в малом и большом количестве — даже один аят, и об этом сказали многие ученые».

И они опираются на следующее доказательства:

1. Слова Всевышнего Аллаха:

لَا يَمَسُّهُ إِلَّا الْمُطَهَّرُونَ

«К нему прикасаются только очищенные». (Коран, 56:79)

Хафиз ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) пишет в «Тафсир аль-Куръан аль-азым» (7/545), упоминая мнения сподвижников, что в аяте имеются в виду ангелы. «Другие сказали: ‟К нему прикасаются только очищенные”, то есть очищенные от большого (джунуб) и малого (хадас) осквернения. Они добавили, сказав, что в аяте имеется в виду требование, что к Корану нельзя прикасаться кроме как будучи очищенным, и под Кораном подразумевается сам мусхаф. Передал имам Муслим от ибн Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил брать с собой в путь на землю врагов Коран из страха, что его могут взять в свои руки враги».

Если слово «чистый» относится к ангелам, то люди тем более обязаны находиться в состоянии чистоты, прикасаясь к Корану.

2. То, что передал Абдуллах ибн Абу Бакр ибн Мухаммад ибн Амр ибн Хазм, что в письме, которое Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправил к Амру ибн Хазму, было сказано: «Чтобы прикасались к Корану только чистые». Хадис привел имам Малик в «Аль-Муватта» (2/278), имам Ахмад удостоверил его, а ибн Абдуль-Барр в «Аль-Истизкар» (2/458) сказал: «Ученые приняли этот хадис и действовали в соответствии с ним».

3. Этот хукм был настолько известен среди сподвижников и табиинов, что по нему существетствует почти консенсус (иджма). Известны мнения сподвижников о запрете читать Коран или прикасаться к нему во время хайда и состоянии большого осквернения. И их слова основываются на хадисе. Кто желает узнать об этом, то пусть обратится к «Мусаннафу» ибн Аби Шейбы (2/256) и «Мусаннафу» Абдур-Раззака (1/335).

Что касается чтения поминаний (азкаров) из Священного Корана тому, кто находится в состоянии большого осквернения и хайда, например:

— Дуа при посадке на верховое животное:

سُبحان الذي سخَّر لنا هذا وما كُنّا له مُقْرِنين

«Пречист Тот, Кто нам это подчинил, ведь мы сами на это были не способны». (Коран, 43:13)

— Дуа при бедствии:

إنّا للهِ وإنّا إليهِ راجعون

«Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся». (Коран, 2:156)

и подобным дуа, то можно произносить эти поминания (зикры) с намерением на сам зикр, не на чтение Корана.

Имам аль-Хатыб аш-Ширбини (ум. 977 г.х.) (да смилуется над ним Аллах) в «Аль-Икна» (1/236-237) пишет: «И дозволено читать, если не иметь намерение на чтение Священного Корана, так как это не будет Кораном, если иметь соответствующее намерение».

А Аллаху известно лучше.

Источник: aliftaa.jo

Похожие материалы