Можно ли говорить «рамадан карим»?

рамадан карим

Вопрос:

Каков исламский взгляд на поздравление с наступлением месяца рамадан и использование выражения «рамадан карим»?

Ответ:

Хвала Аллаху, благословение и мир нашему господину, Посланнику Аллаха.

Нет ничего запретного в том, чтобы мусульманин выражал свою радость по случаю таких религиозных событий, как, например, наступление благословенного месяца рамадан. Это свидетельствует о его принадлежности к исламу и его гордости за свою веру. Аллах Всевышний говорит:

قُلْ بِفَضْلِ اللَّهِ وَبِرَحْمَتِهِ فَبِذَلِكَ فَلْيَفْرَحُوا هُوَ خَيْرٌ مِمَّا يَجْمَعُونَ

«Скажи: “Пусть они радуются милости Аллаха и Его милосердию”. Это лучше того, что они собирают»[1].

Проявление радости также является частью нашей религии. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) радовался своему рождению и своей миссии и отмечал этот день особым поклонением — постом. Он сказал:

ذَاكَ يَوْمٌ وُلِدْتُ فِيهِ، وَيَوْمٌ بُعِثْتُ -أَوْ أُنْزِلَ عَلَيَّ فِيهِ

«Это был день, когда я родился и когда мне было ниспослано Откровение»[2].

Ученые указали на законность поздравлений по случаю благословений, дарованных мусульманину. Например, в случае принятия покаяния Кааба ибн Малика после того, как он пропустил сражение при Табуке, к нему пришел человек с радостной вестью о прощении, и он был поздравлен с этим событием.

Допустимо также поздравлять друг друга с наступлением месяцев и праздников, в том числе с наступлением рамадана. Сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил своим сподвижникам:

قَدْ جَاءَكُمْ رَمَضَانُ، شَهْرٌ مُبَارَكٌ، افْتَرَضَ اللهُ عَلَيْكُمْ صِيَامَهُ، تُفْتَحُ فِيهِ أَبْوَابُ الْجَنَّةِ، وَتُغْلَقُ فِيهِ أَبْوَابُ الْجَحِيمِ، وَتُغَلُّ فِيهِ الشَّيَاطِينُ، فِيهِ لَيْلَةٌ خَيْرٌ مِنْ أَلْفِ شَهْرٍ، مَنْ حُرِمَ خَيْرَهَا، فَقَدْ حُرِمَ

«К вам пришел рамадан, благословенный месяц. Аллах предписал вам пост в нем. В этом месяце открываются врата Рая, закрываются врата Ада, а шайтаны заковываются в цепи. В нем есть ночь, которая лучше тысячи месяцев. Тот, кто лишится ее благ, действительно лишится многого»[3].

Поздравления по случаю благословений также подтверждаются тем, что Ислам предписал земной поклон благодарности при получении радостных вестей или избавлении от беды.

Имам аль-Хатыб аш-Ширбини аш-Шафии (ум. 977 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:

قال القمولي: لم أر لأحدٍ من أصحابنا كلاماً في التهنئة بالعيد والأعوام والأشهر كما يفعله الناس…، والذي أراه أنه مباح لا سنة فيه ولا بدعة، وأجاب الشهاب ابن حجر بعد اطّلاعه على ذلك بأنها مشروعة، واحتجّ له بأن البيهقيّ عقد لذلك باباً، فقال: باب ما روي في قول الناس بعضهم لبعض في العيد: تقبل الله منا ومنك، وساق ما ذكر من أخبار وآثار ضعيفة، لكن مجموعها يحتجّ به في مثل ذلك، ثم قال: ويحتج لعموم التهنئة لما يحدث من نعمة أو يندفع من نقمة بمشروعية سجود الشكر والتعزية، وبما في الصحيحين عن كعب بن مالك في قصة توبته لما تخلف عن غزوة تبوك: أنه لما بشر بقبول توبته ومضى إلى النبي صلى الله عليه وسلم قام إليه طلحة بن عبيد الله فهنأه

«Аль-Камули сказал: “Я не видел, чтобы кто-либо из наших (шафиитских ученых) высказывался о поздравлениях с праздниками, годами и месяцами так, как это делают люди (нашего времени). И я считаю, что это дозволено, но не является сунной или нововведением (бида)”.

Аш-Шихаб ибн Хаджар, ознакомившись с этим мнением, ответил, что поздравления являются узаконенными (шарийа) и привел в доказательство то, что аль-Байхаки посвятил этому отдельную главу, которая называется “Глава о том, что передано о словах людей друг другу в день праздника: “Да примет Аллах от нас и от тебя””. Затем он привел те сообщения и предания, которые упоминаются по этому поводу, хотя они и являются слабыми (по степени достоверности). Однако их совокупность принимается в качестве довода в подобных вопросах.

Затем аш-Шихаб ибн Хаджар сказал: “Также в пользу общей дозволенности поздравлений по случаю получения благ или избавления от бедствий можно привести узаконенность (шарийа) земного поклона благодарности (суджуд аш-шукр) и соболезнований (та’зия). Кроме того, в двух достоверных сборниках (“Сахих” аль-Бухари и “Сахих” Муслима) передана история Кааба ибн Малика  и его раскаянии за то, что он не участвовал в походе на Табук: когда его обрадовали известием о принятии его покаяния, он пошел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), и тогда Тальха ибн Убайдуллах встал и поздравил его”»[4].

Шейх Сулейман аль-Уджайли (ум. в 1204 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

التهنئة بالأعياد والشهور والأعوام، قال ابن حجر: مندوبة، ويستأنس لها بطلب سجود الشكر عند النعمة وبقصة كعب وصاحبيه وتهنئة أبي طلحة له

«(Что касается) поздравлений с праздниками, месяцами и годами, то ибн Хаджар сказал, что они являются рекомендуемыми (мандуб). На это можно указать аналогией с узаконенностью земного поклона благодарности (суджуд аш-шукр) при получении милости, а также с историей о Каабе ибн Малике и его двух спутниках и поздравлением, которое ему выразил Тальха»[5].

Ибн Раджаб (736-795 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) привел следующее:

قال بعض العلماء: هذا الحديث: (قد جاءكم رمضان…) أصل في تهنئة الناس بعضهم بعضاً بشهر رمضان، كيف لا يبشر المؤمن بفتح أبواب الجنان، كيف لا يبشر المذنب بغلق أبواب النيران، كيف لا يبشر العاقل بوقت يغل فيه الشياطين، من أين يشبه هذا الزمان زمان؟

«Некоторые ученые считают хадис: “К вам пришел рамадан…”, основой для поздравлений с наступлением рамадана. Как верующему не радоваться, если открываются врата Рая? Как грешнику не радоваться, если закрываются врата Ада? Как разумному человеку не радоваться, если шайтаны закованы в цепи?»[6]

Что касается выражения «рамадан карим», то в нем также нет ничего запрещенного, так как нет ясных указаний на его недозволенность. Это выражение допускается, так как оно указывает на милость и благодеяния Аллаха, которые умножаются в этот месяц. Название вещей по причине их последствий является допустимым, как отмечается в Коране:

قَالَتْ يَا أَيُّهَا الْمَلَأُ إِنِّي أُلْقِيَ إِلَيَّ كِتَابٌ كَرِيمٌ

«К ней пришло благородное письмо»[7], и

وَلَقَدْ فَتَنَّا قَبْلَهُمْ قَوْمَ فِرْعَوْنَ وَجَاءَهُمْ رَسُولٌ كَرِيمٌ

«К ним пришел благородный посланник»[8].

В арабском языке слово «карим» (كريم‎ — щедрый, благородный) может относиться к разным качествам: к благородству самого предмета, к его полезным свойствам или щедрости. Например, «благородный человек», «плодородная земля» или «облако, которое приносит дождь».

В толковании предыдущего хадиса сказано:

قد جاءكم رمضان شهر مبارك بدل أو بيان والتقدير هو شهر مبارك، وظاهره الإخبار، أي كثر خيره الحسيّ والمعنويّ كما هو مشاهد فيه

«(Выражение:) “К вам пришел рамадан, благословенный месяц”, является либо замещающим (бадаль), либо пояснением (байан), и подразумевается: “Он — благословенный месяц”. По внешнему смыслу это сообщение о нем (месяце), то есть его благо, как материальное, так и духовное, которое можно в нем наблюдать, умножилось»[9].

Таким образом, использование выражения «рамадан карим» и поздравление с наступлением рамадана являются разрешенными, и нет в этом никакого запрета.

И Аллаху известно лучше.

Источник: aliftaa.jo

 

 

[1] Коран, 10:58.

[2] Муслим.

[3] Ахмад.

[4] «Мугни аль-мухтадж» (1/599).

[5] «Хашият аль-Джамаль» (1/359).

[6] «Латаиф аль-маариф», стр. 148.

[7] Коран, 27:29.

[8] Коран, 44:17.

[9] «Мир‘ат аль-мафатих» (1/415).

Похожие материалы