Мухтасар «Ихья» имама аль-Газали. Часть 19

Четвёртое слово: «поминание» (зикр) и «наставление» (тазкир).

Всевышний Аллах сказал:

وَذَكِّرْ فَإِنَّ الذِّكْرَىٰ تَنْفَعُ الْمُؤْمِنِينَ

«И напоминай, ведь, поистине, напоминание приносит пользу верующим».[1]

Передаётся много хадисов о достоинстве собраний поминания Аллаха. Например, слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

” إِذَا مَرَرْتُمْ بِرِيَاضِ الْجَنَّةِ ؛ فَارْتَعُوا “. قَالُوا : وَمَا رِيَاضُ الْجَنَّةِ ؟ قَالَ : ” ” حِلَقُ الذِّكْرِ “

«Когда будете проходить мимо райских садов, то паситесь там дольше.

И они спросили: “А что такое райские сады?”

И он ответил: “Круги поминания (Аллаха)”».[2]

Также Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

” إِنَّ لِلَّهِ تَبَارَكَ وَتَعَالَى مَلَائِكَةً سَيَّارَةً فُضُلًا ، يَتَّبِعُونَ مَجَالِسَ الذِّكْرِ، فَإِذَا وَجَدُوا مَجْلِسًا فِيهِ ذِكْرٌ قَعَدُوا مَعَهُمْ، وَحَفَّ بَعْضُهُمْ بَعْضًا بِأَجْنِحَتِهِمْ، حَتَّى يَمْلَئُوا مَا بَيْنَهُمْ وَبَيْنَ السَّمَاءِ الدُّنْيَا

«Поистине, у Всевышнего Аллаха есть благородные путешествующие ангелы, которые посещают собрания поминания Аллаха. И когда они находят собрание, на котором поминается Аллах, то садятся вместе с ними, укрывая друг друга крыльями, заполняя пространство между небесами и землёй».[3]

И этим словом в наше время стали называть современные проповеди, которые по сути являются сборниками выдуманных историй, содержащими стихи, громкие заявления (шатх) и искажения (таммат).

Что касается пересказа историй, то это новшество.

[Аз-Забиди говорит: «Ибн аль-Хадж в труде “Аль-Мадхаль” сообщил: “Собрания знаний – это собрания, на которых рассказывается о запретном и дозволенном и о следовании праведным предшественникам (саляф), а не собрания рассказчиков – это уже новшество”».][4]

От праведных предшественников передаётся запрет посещать собрания рассказчиков, потому что этого не было ни во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ни во времена Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими обоими Аллах), когда же началась смута, тогда и появились рассказчики.

Передаётся, что однажды ибн Умар вышел из мечети со словами: «Меня вывел голос вашего рассказчика».

Хасан аль-Басри же в собраниях говорил про знание Ахирата и напоминал о неизбежности смерти, указывал на изъяны души, о качествах, угрожающих деяниям человека, о наущениях шайтана и способах защиты от этого. А также напоминал о благах Всевышнего Аллаха, небрежности человека в своей благодарности за них и объяснял ничтожность мирского, неизбежность окончания мирской жизни, говорил о важности Ахирата и его испытаниях. Это и есть похвальное наставление, с точки зрения шариата.

Напыщенные проповедники стали использовать вышеупомянутые хадисы в виде довода для самовосхваления и употреблять слово «наставление» (тазкир) в отношении своих выдумок, забрасывая похвальное наставление и рассказывая выдуманные истории, пренебрегая историями из Корана либо добавляя к ним что-то сверх известного.

[Аз-Забиди говорит: «Особенно это касается историй о пророках прошлого, передаваемых иудеями, потому что многое, что они рассказывают о пророке Юсуфе или Дауде (мир им), не могло происходить».][5]

Истории бывают поучительными, а бывают вредными, даже если не являются выдуманными, и тот, кто открывает перед собой двери для этого, смешивает истину с ложью, полезное с вредным, и именно поэтому это запрещено.

Если же рассказывается что-то достоверное из истории пророков, то в этом нет ничего порицаемого.

Следует быть крайне осторожным, чтобы не передавать ложь и не рассказывать различные истории, которые обычные люди могут понять ошибочно, потому что простолюдин может воспользоваться этими историями в качестве оправдания своей небрежности в религии, готовя этим себе почву для отговорок, утверждая, что эти истории передаются от учёных или крупных святых, говоря: «Мы же все подстрекаемы грехами! И нет большой беды, если и я согрешу! Ведь грешил тот, кто был выше меня духовно!». И подобные истории могут привести неосознанно этого человека к дерзости грешить.

Если двух этих факторов (ложные истории и истории, которые могут внушить ложные идеи простолюдинам) нет, то можно рассказывать поучительные истории, а они все в итоге возвращаются к Корану и достоверным хадисам.

[Аз-Забиди говорит: «Поэтому читать проповеди следует только тому, кто знает, какие хадисы достоверны, а какие нет»][6].

Некоторые люди считают дозволенным выдумывать хадисы, которые вдохновляют людей на поклонение, оправдываясь тем, что их цель – это призыв людей к Истине. Это всё обман шайтана, потому что в достоверных хадисах есть всё необходимое, и поэтому во лжи нет нужды!

Что касается стихов, то переполнять ими проповедь порицается.

Всевышний Аллах сказал:

وَمَا عَلَّمْنَاهُ الشِّعْرَ وَمَا يَنْبَغِي لَهُ

«Мы не учили его (Мухаммада) поэзии, и это ему не подобает».[7]

Из поэзии следует приводить в качестве примера только содержащие мудрость стихи, в которых есть поучительный вывод.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إِنَّ مِنَ الشِّعْرِ حِكْمَةً

«В поэзии бывает мудрость».[8]

Что касается громких заявлений (шатахат), то мы имеем в виду под ними два вида высказываний некоторых суфиев.

Первый вид – это громкие заявления о любви к Аллаху, которые в итоге приходят к тому, что в деяниях нет нужды, люди начинают говорить о единстве и устранении преграды, непосредственном лицезрении Аллаха и общении с Ним.

И они говорят: «Нам было сказано то-то и то-то, а мы сказали то-то и то-то».[9] И они подражают Хусейну ибн Мансуру аль-Халладджу, который был казнён за подобные речи. И в подтверждение своих слов они приводят высказывания аль-Халладжа: «Я – Истина» или Абу Йазида аль-Бастами: «Я – свят».

Подобные высказывания крайне опасны для обычных людей: некоторые земледельцы оставлю пашню и сами начали делать подобные заявления. Подобные лозунги приятны человеческой природе: это безделье с самовосхваленьем, потому что человек заявляет о достижении им высоких уровней и духовных состояний. Даже глупый человек может освоить подобные высокопарные предложения, а когда его будут ругать, то будет на это отвечать: «Природа этого порицание внешнее знание и споры, а знание – это преграда, а споры – это деяние нафса, а понять мои слова можно только через духовное озарение светом Истины».

Подобные заявления стали массовыми в некоторых местностях, а опасность для простолюдинов – огромной.

Что касается Абу Язида аль-Бистами (да будет доволен им Аллах), то эти слова недостоверны от него.

Второй вид шатахатов – это не до конца понятные фразы, которые внешне кажутся привлекательными и устрашающими, но за ними нет никакого содержания. Такие слова могут быть непонятными и для самого произносящего, который сказал их в помутнённом состоянии рассудка, такое бывает чаще всего. Либо этот человек понимает, что он хочет сказать, но не может донести свою мысль в понятной форме из-за неопытности в вопросах знания или из-за отсутствия у него опыта в передаче своих мыслей.

Этот вид речей не приносит никакой пользы, потому что они приводят к замешательству либо к неверному пониманию, когда каждый понимает слова согласно своим страстям.

Абдуллах ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда вы сообщаете людям то, что они не понимают, вы разжигаете смуту среди них».

Также Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Говорите с людьми о том, что им понятно, а то что они не понимают, не упоминайте при них. Вы хотите, чтобы слова Аллаха и Его Посланника ﷺ начали считать ложью?!».

И это речь идёт о том, что сам человек понимает, но его не может понять его слушатель, а что же говорить о случае, когда сам человек не может понять, о чём говорит?!

Что касается искажений (таммат), то сюда входят и шатахаты, но есть также особый вид – это искажение смысла шариатских терминов и придание им какого-то глубокого внутреннего значения, которое не приходит на ум при их упоминании, как это бывает у батынитов. И это запрещено, а вред такого действия огромен!

Если менять содержание слов без какого-то объективного обоснования от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) либо без крайней рациональной необходимости, то это приведёт к нарушению доверия к словам вообще, и слова Всевышнего Аллаха и Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) окажутся высказываниями без содержания, потому что буквальному их значению нельзя будет доверять, а нет чётких правил для определения скрытого смысла, а личные суждения каждого отдельного человек о скрытых смысла могут быть многочисленными и взаимоисключающими.

И это также крайне вредоносный вид новшества. Последователи этого пути пытаются удивить чем-то особенным, потому что для людей привлекательно всё необычное.

Именно к этому методу батыниты прибегли для фактического аннулирования шариата.

Примером такого искажения является толкование батынитами слов Всевышнего Аллаха:

اذْهَبْ إِلَىٰ فِرْعَوْنَ إِنَّهُ طَغَىٰ

«Иди к Фараону, ведь он перешёл все границы (начав говорить, что он бог)».[10]

Батыниты утверждают, что под Фараоом тут имеется в виду сердце.

В словах Всевышнего Аллаха:

وَأَنْ أَلْقِ عَصَاكَ

«Брось свой посох!»[11]

под посохом подразумевается всё, на что можно опереться помимо Всевышнего Аллаха, и всё это следует отбросить.

А в словах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

” تَسَحَّرُوا ؛ فَإِنَّ فِي السَّحُورِ بَرَكَةً

«Ешьте (перед постом) прямо перед рассветом. Поистине, в этом есть благодать»[12]

подразумевается покаяние в это время.

И батыниты таким образом искажают Коран от начала и до конца, отвергая его буквальные значения и те толкования, которые передаются от ибн Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими) и других учёных.

Некоторые их толкования очевидно ложны, как толкование Фараона в значении сердца. Фараон – это реально существовавшая личность, как Абу Лахяб или Абу Джахль, которого призывал Муса (мир ему). И он не относится к существам вроде ангелов или джиннов, чтобы была нуждаа в таком искажении этого слова.

Также очевидно ложно их толкование трапезы перед постом (сухур), потому что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сам ел, говоря: «Ешьте перед рассветом! Идёмте к благословенной пище».[13]

Ложность некоторых других искажений батынитов становится понятна после небольшого размышления, но все их толкования запретны и являются заблуждением и разрушением религии. И ничего подобного не передавалось ни от сподвижников, ни от табиинов, ни от аль-Хасана аль-Басри, которые активно занимался наставлением людей и призывом их к истине.

И очевидно, что именно об этом сказано в хадисе:

وَمَنْ قَالَ فِي الْقُرْآنِ بِرَأْيِهِ فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنَ النَّارِ

«Высказывающийся о Коране на основе своего мнения пусть готовит место себе в Аду».[14]

Речь идёт о человеке, который хочет что-то доказать и прибегает к Корану, но аят, который он приводит, никак не свидетельствует в его пользу ни в своём буквальном языковом значении, ни в передаваемом толковании саляф.

Из этого хадиса не понимается запрет на размышление над аятами и их толкование, потому что в отношении некоторых аятов сообщается о шести или семи толкованиях, и понятно, что все эти толкования не были услышаны от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), потому что некоторые толкования не всегда сочетаются. К этим толкованиям сподвижники пришли через правильное понимание и долгое размышление. И поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал об ибн Аббасе:

اللَّهُمَّ فَقِّهْهُ فِي الدِّينِ، وَعَلِّمْهُ التَّأْوِيلَ

«О Аллах, обучи его пониманию религии и обучи толкованию Корана».[15]

Люди, дозволяющие подобные искажающие толкования Корана, подобны тем, кто дозволяет выдумывать хадисы, а это великая несправедливость и заблуждение! И такой человек подпадает под угрозу Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

وَمَنْ كَذَبَ عَلَيَّ مُتَعَمِّدًا فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنَ النَّارِ

«Намеренно возводящий на меня ложь пусть готовит себе место в Аду».[16]

Но зла в подобных толкованиях ещё больше, чем в выдумывании хадисов, потому что такие толкования аннулируют веру в знание слов, лишая человека полностью возможности размышлять и понимать Коран.

И ты видишь, как шайтан призывает людей отказаться от похвальных наук в пользу порицаемых, искажая через дурных учёных содержание этих наук!

Пятое слово: «мудрость» (аль-хикма).

Мудрецом (хакимом) в наше время называют врачей и звездочётов.

Всевышний Аллах сказал о мудрости:

ۚ وَمَنْ يُؤْتَ الْحِكْمَةَ فَقَدْ أُوتِيَ خَيْرًا كَثِيرًا

«Кому дана мудрость, тому дано много благ».[17]

Мудрость в первые поколения означала совершенно другое, нежели то, в отношении чего это слово стало употребляться в наши дни! Остерегайся же искажений дурных учёных, потому что их вред религии больше, чем вред шайтанов, потому что Иблис именно их использует, чтобы изгонять религию из сердец людей!

И после того как ты понял похвальное знание и порицаемое и увидел точку искажений, посмотри на себя и начни следовать примеру праведных предков (саляф), либо можешь продолжать обманываться, подражая поздним поколениям (халяф).

Всё знание, которое считалось праведными предшественниками (саляф) похвальным, практически исчезло, а почти всё, что интересно современникам, является выдуманным новшеством!

И как же истинны слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

إِنَّ الدِّينَ بَدَأَ غَرِيبًا، وَيَرْجِعُ غَرِيبًا، فَطُوبَى لِلْغُرَبَاءِ، الَّذِينَ يُصْلِحُونَ مَا أَفْسَدَ النَّاسُ مِنْ بَعْدِي مِنْ سُنَّتِي “.

«Религия началась одинокой и опять станет одинокой! И радость одиноким, возрождающим искажённое из моей сунны!»[18]

А в другом хадисе сказано:

نَاسٌ صَالِحُونَ فِي نَاسِ سَوْءٍ كَثِيرٍ، مَنْ يَعْصِيهِمْ أَكْثَرُ مِمَّنْ يُطِيعُهُمْ “.

«Одинокие – это небольшое количество праведников среди огромной массы людей, и ослушивающихся их больше, чем слушающих их».[19]

Это знание праведных предшественников стало одиноким и заброшенным, а говорящих о нём ненавидят!

 

 

[1] Коран, 51:55.

[2] Тирмизи, № 3510.

[3] Муслим, № 2689.

[4] «Итхаф», 1/384.

[5] «Итхаф», 1/388.

[6] «Итхаф», 1/390.

[7] Коран, 36:69.

[8] Бухари, № 6145.

[9] Этими словами они намекают на то, что Всевышний Аллах говорил с ними.

[10] Коран, 20:24.

[11] Коран, 28:31.

[12] Бухари, №1923; Муслим, № 1095.

[13] Абу Дауд, № 2163.

[14] Тирмизи, № 2951.

[15] Ахмад, № 2397.

[16] Бухари, № 110.

[17] Коран, 2:269.

[18] Тирмизи, № 2630.

[19] Ахмад, № 7072.

Похожие материалы