Что касается преданий от саляфов
Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал:
«О Кумейл[1]! Знание лучше имущества: знание хранит тебя, а ты вынужден охранять имущество, знание решает, а в отношении имущества решение выносится, имущество уменьшается расходованием, а знание расходованием увеличивается!»
Также он сказал: «Учёный лучше постящегося, совершающего ночное поклонение и усердствующего на пути Аллаха. Когда умирает учёный, то в Исламе образуется брешь, которую может заделать только тот, кто сможет его заменить».
Абу аль-Асвад[2] сказал: «Нет ничего величественнее знания: правители властвуют над людьми, а учёные властвуют над правителям».
Абдуллаха ибн аль-Мубарака спросили: «Кто (настоящие) люди?» Он ответил: «Учёные».
Затем его спросили: «А кто цари?»
Он ответил: «Аскеты».
Затем его спросили: «А кто глупцы?»
Он ответил: «Питающиеся своей религией».
Он не посчитал людьми тех, кто не относится к учёным, потому что именно знание отличает человека от животного. Человека делает человеком только самое благородное, для чего он создан, и это не физическая сила, потому что верблюд сильнее человека, и не размеры, потому что слон больше человека, и не храбрость, потому что хищник смелее человека, и не желудок, потому что у быка желудок больше, и не похоть, потому что воробьи активнее в спаривании; человек был создан для знания!
Некоторые мудрецы сказали: «Чем же обладают лишённые знаний?! А чего же лишены обладатели знания!»
Фатх аль-Мавсали[3] сказал:
«Если больного лишить еды, питья и лекарства, он ведь умрёт?»
И они сказали: «Конечно».
Тогда он сказал: «Если лишить сердце мудрости и знания на три дня, то оно умрёт».
[Имам аз-Забиди[4] говорит, что имам аш-Ша’рани передаёт другую версию этих слов Фатха аль-Мавсали: «Если лишить сердце поминания Аллаха, то оно умирает так же, как умирает человек, лишённый еды и питья»].
Как же он прав! Пища сердца – это мудрость и знания! И оно живёт только этим. Это аналогично тому, как тело живёт пищей. И поэтому лишённый знаний обладает больным сердцем, а его смерть неизбежна, но он сам этого не ощущает, потому что любовь к мирскому лишила его чувств так же, как страх может притупить ощущение боли от раны, хотя эта боль в реальности существует. И когда смерть снимет бремя мирского, то он почувствует свою гибель и начнёт сокрушаться, но это уже не поможет. И это также подобно ранам, полученным в состоянии аффекта от страха или опьянения, которые человек начинает ощущать после ухода страха или опьянения.
Мы просим защиты Аллаха от Дня Раскрытия! Люди спят, а когда умрут, то очнутся!
Хасан аль-Басри сказал: «Чернила учёных будут приравнены к крови мучеников, и чернила учёных перевесят кровь мучеников».
Абдуллах ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Стремитесь к знанию до его исчезновения! Знание исчезнет через смерть его носителей».
Абдуллах ибн Аббас (да будет Аллах доволен ими обоими) сказал: «Повторение знания часть ночи любимее для меня, чем оживление всей ночи поклонением».
Подобные слова передаются и от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), и от имама Ахмада ибн Ханбаля (да смилуется над ним Аллах).
Хасан аль-Басри сказал в отношении слов Всевышнего Аллаха:
رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الْآخِرَةِ حَسَنَةً
«Господь наш! Даруй нам благо в земной жизни и благо в вечной жизни» [5]следующее: «Благо в этом мире – это знание и поклонение, а в следующем – Рай».
Одного из мудрецов спросили: «Что следует приобретать? Он сказал: «То, что при кораблекрушении будет плыть вместе с тобой», то есть знание. И под кораблекрушением он имел в виду смерть.
Также некоторые мудрецы сказали: «Кто взнуздает себя мудростью, того люди будут считать своим имамом, а кто будет известен мудростью, за тем будут смиренно следить взоры уважения».
Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал: «Одним из признаков благородства знания является то, что человек, которому приписывают знание даже в чём-то незначительном, радуется этому, а если его знания отрицают, то он печалится».
Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «О люди! Учитесь! Всевышний Аллах окутывает покрывалом своей любви того, кто изучит хотя бы один раздел знания, а если человек согрешит, то Он немного стянет с него это покрывало. Если он согрешит ещё раз, то также немного стянет это покрывало. Но покрывало не будет полностью снято с этого человека, даже если грех будет совершаться вплоть до смерти».
Салим ибн Абу аль-Джаад сказал [6]: «Мой господин купил меня за 300 дирхамов и даровал мне свободу. Я спросил (себя): чем бы мне заняться? И решился получать знания. Не прошло и года, как амир города пришёл навестить меня, а я не пустил его к себе».
Аз-Зубейр ибн Абу Бакр[7] сказал: «Отец написал мне из Ирака: “Учись! Если будешь в нужде, то оно прокормит тебя, а если отстранишься от приобретения мирского через знания, то знание украсит тебя”».
[1] Кумейл ибн Зияд ан-Нахаи, один из сподвижников Али.
[2] Родоначальник науки по арабской грамматике. Звали его Залим ибн Амр либо Амр ибн Залим.
[3] Суфий, аскет. Был современником Бишра аль-Хафи. Умер в 130 г. х.
[4] «Итхаф», 1/136.
[5] Коран, 2:201.
[6] Крупный табиин, умер в 100 году.
[7] Известен как Баккар аз-Зубейри (182–256 гг. х.), кадий Мекки.