Передают со слов Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не поносите моих сподвижников! Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя! Если один из вас пожертвует золотом величиной с гору Ухуд, то это не сравнится и с муддом[1], пожертвованным ими, и даже его половиной!» (Хадис удостоверили Бухари и Муслим).
Истинные мужчины сопровождали Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и подставляли свои шеи перед его шеей (т.е. жертвовали собой ради него). Достоинства Абу Бакра ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах) не остаются сокрытыми ни для кого, кроме как того, кого Аллах лишил разума. Также достоинства Умара аль-Фарука (да будет доволен им Аллах) – его справедливость, аскетизм (зухд) и отстранение от сомнительного (вара`)очаровали мир. Щедрость Усмана (да будет доволен им Аллах), а также предыдущих упомянутых сподвижников, их благородные черты, и свидетельство Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) за Абу Бакра, Умара Раем не отрицает никто, кроме как тот, кто питает к ним злобу в сердце, да будет доволен ими всеми Аллах.
Мы почитаем и любим их так же, как почитаем повелителя правоверных Али ибн Аби Талиба – сына дяди Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который возлюбил Аллаха и Его Посланника, и которого Возлюбил Аллах и Его Посланник, мужа Фатимы аз-Захры, которая являлась частью Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), отца Хасана и Хусейна – господинов юношей Рая.
Эти четыре халифа были любимыми сподвижниками Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)… Они любили и почитали друг друга, и Он (мир ему и благословение Аллаха ) не разделял между ними в любви и дружбе.
Имам Навави в своём комментарии к «Сахих» имама Муслима сказал: «Ты знай – порицание (поношение) сподвижников (да будет доволен ими Аллах) запрещено; из числа запретных мерзостей – будь это из-за смуты между ними или других причин. Они являются теми, кто совершил иджтихад в этих войнах, будучи оправданными толкованием, как это мы разъяснили в этом шархе в начале [главы] о достоинствах сподвижников. Сказал Кади Ийад: «Порицание одного из сподвижников относится к числу больших грехов, и наш мазхаб и мазхаб большинства таков, что у ругающего имеется оправдание (`узр) и его не убивают[2]»».
Затем имам Навави говорит [комментируя хадис]: «Если один из вас пожертвует золотом величиной с гору Ухуд, то это не сравнится и с муддом, пожертвованным ими, и даже его половиной». Сказал Кади Ийад: «Подкрепляет это, то, что мы сказали ранее в начале главы о достоинствах сподвижников – а именно то, что большинство ученых заявляет о превосходстве всех сподвижников над теми, кто пришел после них. Причиной преимущества их пожертвований является то, что в отличии от других людей [пришедших после них], это происходило во времена бедствий и тяжёлого положения. Также их пожертвования способствовали помощи Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и его защите, а это уже является невозможным для осуществления после его перехода в мир иной. То же самое относится к их сражениям и исполнениям остальных велений Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Всевышний Аллах сказал, что те, которые расходовали для победы и принимали участие в сражении не сравнятся с теми, которые расходовали и сражались после – они обладают более высокой степенью[3]. Принимая во внимание это и присущие им качества – такие как: сострадание, дружба, смиренность, покорность, альтруизм, участие в сражениях на пути Аллаха, – деяния остальных людей ни на миг не сравнятся с деяниями сподвижников, совершённых в тот период, и никто не достигнет их степени превосходства ….»».
[1] Согласно шафиитскому мазхабу: примерно 0,5 л (прим. переводчика).
[2] Сказали некоторые маликиты: его убивают (прим. переводчика).
[3] Речь идёт о 10-м аяте Суры «аль-Хадид»: «Что с вами? Почему вы не расходуете на пути Аллаха, тогда как Аллаху принадлежит наследство небес и земли. Не сравнятся люди с теми из вас, кто расходовал и сражался до победы над Меккой. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого. Но каждому из них Аллах обещал наилучшее, и Аллах ведает о том, что вы совершаете » (прим. переводчика).