Некоторые сунны связанные с приёмом пищи

‌ابْنِ عُمَرَ : أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: إِذَا أَكَلَ أَحَدُكُمْ فَلْيَأْكُلْ بِيَمِينِهِ، وَإِذَا شَرِبَ فَلْيَشْرَبْ بِيَمِينِهِ، فَإِنَّ الشَّيْطَانَ يَأْكُلُ بِشِمَالِهِ وَيَشْرَبُ بِشِمَالِهِ .

От Ибн Умара передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда кто-нибудь из вас ест, пусть ест правой рукой. Когда он пьет, пусть пьет правой рукой, потому что шайтан ест и пьет левой рукой». (Муслим, № 105)

Шейх уль-ислам Абу Закария Яхья бин Шараф ан-Навави (631–676 гг.х.) сказал в «Шарх Сахих Муслим» (13/191), комментируя этот хадис:

فيه استحباب الأكل والشرب باليمين وكراهتهما بالشمال … وهذا إذا لم يكن عذر ، فإن كان عذر يمنع الأكل والشرب باليمين من مرض أو جراحة أو غير ذلك فلا كراهة في الشمال . وفيه : أنه ينبغي اجتناب الأفعال التي تشبه أفعال الشياطين وأن للشياطين يدين .

«Хадис указывает на желательность есть и пить правой рукой, и на нежелательность этих действий левой рукой… Это при условии, что нет причины (есть левой рукой). Если же есть причина, препятствующая принятию пищи правой рукой, как, например, болезнь, рана правой руки или что-то другое, то нет нежелательности есть и пить левой рукой. Также хадис указывает на важность предостережения от действий, похожих на действия шайтанов и на то, что у шайтанов есть две руки».

عَنِ ‌ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِذَا أَكَلَ أَحَدُكُمْ طَعَامًا فَلَا يَمْسَحْ يَدَهُ حَتَّى يَلْعَقَهَا أَوْ يُلْعِقَهَا

Передают со слов Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-нибудь из вас поел, пусть не вытирает руку, пока не оближет её сам или не даст облизать её другому». (Муслим, 129).

عَنِ ‌ابْنِ كَعْبِ بْنِ مَالِكٍ ، عَنْ ‌أَبِيهِ قَالَ: كَانَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَأْكُلُ بِثَلَاثِ أَصَابِعَ وَيَلْعَقُ يَدَهُ قَبْلَ أَنْ يَمْسَحَهَا .

От Ка’ба ибн Малика передается: «Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) кушал тремя пальцами и облизывал руку до того, как её вытереть». (Муслим, 131)

عَنْ ‌جَابِرٍ: أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَمَرَ بِلَعْقِ الْأَصَابِعِ وَالصَّحْفَةِ، وَقَالَ: إِنَّكُمْ لَا تَدْرُونَ فِي أَيِّهِ الْبَرَكَةُ .

От Джабира передаётся: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел облизывать пальцы и тарелку (из которой ели) и говорил: “Поистине, не знаете вы, в каком (куске) вашей пищи (скрыта) благодать”». (Муслим, 133)

عَنْ ‌جَابِرٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِذَا وَقَعَتْ لُقْمَةُ أَحَدِكُمْ فَلْيَأْخُذْهَا، فَلْيُمِطْ مَا كَانَ بِهَا مِنْ أَذًى وَلْيَأْكُلْهَا، وَلَا يَدَعْهَا لِلشَّيْطَانِ، وَلَا يَمْسَحْ يَدَهُ بِالْمِنْدِيلِ حَتَّى يَلْعَقَ أَصَابِعَهُ، فَإِنَّهُ لَا يَدْرِي فِي أَيِّ طَعَامِهِ الْبَرَكَةُ .

Также от Джабира передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если у кого-нибудь из вас упадёт кусок (еды), пусть он возьмёт его, очистит от (всего лишнего) и съест, не оставляя его шайтану, и пусть не вытирает руку свою салфеткой, пока не оближет пальцы, ибо, поистине, не знает он, в каком (куске) его пищи (скрыта) благодать». (Муслим, 134)

عَنْ ‌جَابِرٍ قَالَ: سَمِعْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: إِنَّ الشَّيْطَانَ يَحْضُرُ أَحَدَكُمْ عِنْدَ كُلِّ شَيْءٍ مِنْ شَأْنِهِ، حَتَّى يَحْضُرَهُ عِنْدَ طَعَامِهِ، فَإِذَا سَقَطَتْ مِنْ أَحَدِكُمُ اللُّقْمَةُ فَلْيُمِطْ مَا كَانَ بِهَا مِنْ أَذًى ثُمَّ لِيَأْكُلْهَا وَلَا يَدَعْهَا لِلشَّيْطَانِ، فَإِذَا فَرَغَ فَلْيَلْعَقْ أَصَابِعَهُ، فَإِنَّهُ لَا يَدْرِي فِي أَيِّ طَعَامِهِ تَكُونُ الْبَرَكَةُ .

Также от Джабира передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, шайтан находится рядом с каждым из вас, что бы он ни делал, не покидая (человека) и во время еды, и если кто-нибудь из вас уронит кусок (пищи), пусть возьмёт его и уберёт то, что к нему пристанет, а потом съест, не оставляя его шайтану, когда же он закончит есть, пусть оближет свои пальцы, ибо, поистине, не знает он, в каком (куске) его пищи (скрыта) благодать». (Муслим, 135)

Шейх уль-Ислам ан-Навави сказал в «Шарх Сахих Муслим» (13/203):

في هذه الأحاديث أنواع من سنن الأكل ، منها استحباب لعق اليد محافظة على بركة الطعام وتنظيفا لها ، واستحباب الأكل بثلاث أصابع ، ولا يضم إليها الرابعة والخامسة إلا لعذر ؛ بأن يكون مرقا وغيره مما لا يمكن بثلاث ، وغير ذلك من الأعذار ، واستحباب لعق القصعة وغيرها ، واستحباب أكل اللقمة الساقطة بعد مسح أذى يصيبها ، هذا إذا لم تقع على موضع نجس ، فإن وقعت على موضع نجس تنجست ، ولا بد من غسلها إن أمكن ، فإن تعذر أطعمها حيوانا ولا يتركها للشيطان . ومنها إثبات الشياطين ، وأنهم يأكلون … ومنها جواز مسح اليد بال ، لكن السنة أن يكون بعد لعقها.

«В этих хадисах указание на разные виды желательных действий во время употребления еды:

– на желательность облизывать руку после еды, чтобы получить благодать пищи и очистить от еды руку.

– на желательность кушать тремя пальцами, не присоединяя к ним четвёртый и пятый пальцы без причины. Например, если пить бульон, придерживая чашку рукой и т.п., когда невозможно обойтись только тремя пальцами. Также могут быть и другие причины.

– на желательность облизывать после еды посуду, из которой принимали пищу.

– на желательность поднять и съесть уроненный кусок еды после удаления попавшей на него грязи. Это если кусок не упал на нечистоту (наджас). Если же он упал на наджас, то и еда становится нечистой, и тогда по возможности надо смыть с неё нечистоту, а если невозможно, то скормить животному, не оставляя её шайтану.

– на то, что шайтаны существуют.

– на то, что шайтаны кушают.

– на дозволенность протирать руку салфеткой, но делать это после облизывания руки».

Похожие материалы