Об интеллектуальном уровне мусульман

На одном из ресурсов Ахлю-Сунна было опубликовано видео с устазом Абу Гавшем, да хранит его Аллах, где он приводил доказательства существования Бога. Видео было непродолжительным, там приводились три доказательства, опровергались сомнения, которые приводят атеисты и ответы на них без сложной терминологии. Лектор изъяснялся доступно, однако, судя по комментариям, слушатели ничего не поняли.

Возник вопрос: что делать с мусульманами, интеллектуальный уровень которых настолько низок, что даже простые, рассчитанные на широкие массы видео им недоступны, а информация, где требуется небольшое интеллектуальное усилие сложна для восприятия?

С одной стороны, уровень знаний верующих настолько примитивен, что им нужно дать максимально легкую информацию для полного понимания. С другой – если максимально упрощать информацию, то это станет некоторым искажением, потому что любое упрощение – это искажение, особенно если речь идет о сложных вопросах.

Получились две крайности: либо ориентироваться на аудиторию, которая воспринимает только простую информацию, либо – исключительно на узкий круг более образованных мусульман. Как в таком случае соблюсти баланс?

Надо понимать, что в настоящее время мусульмане, как правило, получают знания из интернета. Именно он стал главным источником получения знаний, вместе с тем, он абсолютно уничтожил иерархию – любой анонимный комментатор может написать что угодно как ученому, так и студенту, вести споры. Эта проблема наблюдается сегодня и в области светских наук.

Таким образом, в интернете каждый желающий может стать как потребителем, так и производителем контента, а влияние на массы зачастую будет зависеть не от грамотности, а от умения привлечь аудиторию.

В традиционной форме шариатского знания отмечается строгая иерархия: простолюдины; мадраса, где обучались студенты у шейхов; по мере обучения студент становился ученым, после чего уже ученые вели между собой полемику. Т.е. был определенный интеллектуальный порог и посторонние не вовлекались в эту полемику.

Сегодня же, в интернете многочисленные псевдоученые одурачивают простолюдин, которые не могут адекватно оценить где достоверная информация, а где нет. В том числе встречаются подобные шарлатаны действующие от имени религии и не всегда просто определить, чьи доказательства сильнее.

К примеру, тот же самый Костекский и подобного уровня суфийские проповедники сейчас наиболее востребованы. Однажды шел спор с псевдосалафитом, который пытался доказать, что мы, ашариты, неправильно понимаем тасальсуль Ибн Таймии и наговариваем на “шейх уль-Ислама” и он не утверждал предвечность творений, как вида. В качестве доказательств он ссылался на статью псевдосалафитского студента, посвященную этому вопросу. По иронии, в статье доказывалась именно истинность предвечности творений, как вида. В итоге он не смог противостоять. Это случай – яркий пример того как мусульмане отучились воспринимать и анализировать информацию самостоятельно, вместо этого отдают предпочтение копипасту.

Хотим мы того или нет, но интернет выстраивает новую иерархию – горизонтальную, где зачастую тот более “прав”, у кого больше аудитория. Наибольшее количество просмотров достигают короткие видео, с яркими, так называемыми кликабельными заголовками.

Понятно, что не содержащее в себе смысловой нагрузки содержимое очень далеко от серьёзного исламского обращения. С другой стороны, наши оппоненты могут использовать подобные приемы против нас, увеличивая охват аудитории. Например приложение TikTok, ставшее актуальным – китайская социальная сеть, где выкладываются короткие видео, люди танцуют, кривляются на камеру. Казалось бы, очередная онлайн помойная яма, однако, опять же здесь большое количество молодёжи и даже вовсе детей.  Поэтому упускать этот ресурс было бы неправильно, т.к. там зарегистрированы и молодые мусульмане. Те же салафиты уже активно его осваивают, в результате молодые мусульмане попадают под их влияние. Поднимая примитивные темы, они быстро набирают публику, которой интересен подобный контент.

Другой пример подобных горе-проповедников, набравший популярность в Instagram – персонаж, путающий Абу Джахля и Абу Ляхаба, при этом, у него десятки тысяч просмотров и подписчиков.

Нужно учитывать, что зачастую необразованные, не одаренные интеллектом верующие бывают более убежденными и даже фанатичными, чем их высокоинтеллектуальные единоверцы, ведь они умные, критически мыслящие люди и  пытаются понять, что оппонент имеет в виду, какие доводы приводит, почему он такими доводами оперирует и считает их более значимыми. У людей же не столь интеллектуально одаренных все просто – обвинения в ширке, джахмизме, зачастую их даже переубеждать смысла нет.

В истории Ислама был не один случай, когда богословская академическая среда отрывалась от простых мусульман. Яркий пример того как мусульмане попадали под влияния пылких проповедников, изъясняющихся доступно – это  Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб и его движение. Ученые, его современники, жившие в его местности, не приняли его учение и опровергали его, а вот  массы необразованных бедуинов приняли этот призыв, после чего пролили немало крови.

Таких примеров достаточно в истории, и не только Ислама. В Италии 15 столетия примечателен проповедник и монах Джиро́ламо Савонаро́ла, который тоже своими пылкими речами обличал окружающую действительность. Он повел за собой широкие массы и даже захватил власть во Флоренции на определенный период, однако, в дальнейшем был казнен по приказу Папы Римского.

Выше приведённые примеры показывают, что нельзя отрываться от народа. Конечно нам хотелось бы, чтобы все мусульмане понимали Ислам с академической точки зрения. Но стоит помнить, что если не будет контента доступного широкой массе от нас, его сделают другие.

Напоследок хотелось бы привести пример с Ибн Таймией. Читая его книгу “Опровержение античной логики”, я думал о том насколько разнится реальный образ Ибн Таймии от того, который сложился в обывательском (а зачастую не только обывательском) салафитском сознании. Для них он человек, который строго следовал саляфам и опровергал заблудших мутакаллимов строго Кораном и сунной. После прочтения его книги раскрывается совсем иной образ, в первую очередь, мутакаллима и интеллектуала, которого интересуют вопросы не только калама, но и философии, который разбирается в них и может говорить с ними на их языке.

Я надеюсь моя статья была полезной и тауфик лишь от Аллаха Всевышнего.

Похожие материалы