Опровергая джахмитов, впали в ташбих

Хафиз Ибн Кутейба ад-Динури (213–276 гг. х.) сказал в книге «Ихтиляф фи лафз ва радд аля аль-Джахмия ва аль-Мушаббиха» (с. 34):

ولما رأى قوم من الناس إفراط هؤلاء في النفي عارضوهم بالإفراط في التمثيل فقالوا بالتشبيه المحض، وبالأقطار والحدود، وحملوا الألفاظ الجائية في الحديث على ظاهرها، وقالوا بالكيفية فيها، وحملوا من مستشنع الحديث: عرق الخيل وحديث عرفات وأشباه هذا من الموضوع ما رأوا أن الإقرار به من السنة وفي إنكاره الريبة وكلا الفريقين غالط وقد جعل الله التوسط منزلة العدل ونهى عن الغلو فيما دون صفاته من أمر ديننا فضلا عن صفاته ووضع عنا أن نفكر فيه كيف كان وكيف قدر وكيف خلق ولم يكلفنا ما لم يجعله في تركيبنا ووسعنا. وعدل القول في هذه الأخبار أن نؤمن بما صح منها بنقل الثقات لها فنؤمن بالرؤية والتجلي وإنه يعجب وينزل إلى السماء الدنيا وأنه على العرش استوى وبالنفس واليدين من غير أن نقول في ذلك بكيفية أو بحد أو أن نقيس على ما جاء ما لم يأت فنرجو أن نكون في ذلك القول والعقد على سبيل النجاة غدا إن شاء الله تعالى.

«Когда некоторые увидели крайность этих людей (джахмитов), до которой они дошли в отрицании [качеств Аллаха], то стали возражать им и впали в другую крайность, сравнивая [Аллаха с Его творениями] и уподобляя Его им, заявили о наличии у Него сторон и границ, а хадисы они стали понимать в их буквальном (захир) смысле и приписывать этому образ.

Дошло до того, что они стали передавать вымышленные хадисы, например, хадис про лошадиный пот[1] или хадис про Арафат[2] и тому подобные. Они считали, что подтверждать такие хадисы есть признак Сунны, а их отрицание означает сомнение [в репутации отрицающего]. Но обе эти группы ошиблись.

Аллах сделал срединный путь по положению равным справедливости, и запретил крайности в нашей религии – в темах, не касающихся Его качеств (сифатов), а тем более в темах, которые их касаются. Аллах снял с нас бремя знания о том, как это произошло, как Он предопределил и как Он создал. Он не обременил нас знанием того, что не могут выразить слова и что мы не способны [понять].

Самое верное, что можно сказать про эти сообщения: мы верим в те из них, у которых цепочка передач достоверна, мы верим в лицезрение [Аллаха] творениями, в то, что Он проявится, что Он удивляется, совершает нузуль к нижним небесам, что Он истава над Своим Троном, что у Него есть “нафс”, “йадайн”, и мы не говорим, что они имеют образ или границу. Мы также не проводим аналогии того, что не упомянуто в священных текстах, с тем, что в них упомянуто. Мы надеемся, что завтра мы найдём в этом мнении и убеждении путь к спасению, ин шаАллах».

 

[1] Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах создал лошадь, затем погнал её до тех пор, пока она не вспотела, а затем создал из неё (или из её пота) Свой нафс (букв.: душу)». Это вымышленный хадис. («Аль-Маудуат», 1/105).

[2] От Асмы передаются следующие слова: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Я видел своего Господа на красном верблюде, облачённого в изар, он говорил: “Я разрешил, я простил, кроме обид. В ночь Муздалифы они не поднялись к нижнему небу, а люди возвращаются к Мине””». Этот хадис вымышленный. («Аль-Маудуат», 1/125)

Похожие материалы