Дополнения, в которых содержится важные разделы
Первая глава: Высказывания ученых о шиитах-рафидитах.
– Имам Малик Ибн Анас[1], да смилуется над ним Аллах.
Сказал Ибн Касир в своем тафсире, толкуя аят Корана:
«Мухаммад — Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду»[2].
Сказал Ибн Касир[3]: «Имам Малик из этого аята вывел решение о неверии рафидитов, ненавидящих сподвижников, да будет ими доволен Аллах. Он сказал: «Они гневаются на сподвижников, а тот, кто гневается на сподвижников, тот – неверный (кафир), согласно этому аяту, и с его мнением согласилась группа учёных, да будет ими доволен Аллах, за это»[4].
Сказал Аль-Куртуби[5]: «Прекрасно сказал Малик, и он дал правильное толкование этому аяту, ведь тот, кто станет дискредитировать кого-то из сподвижников или игнорировать его предания (передачу хадисов), тот возражает Аллаху и аннулирует законоположения мусульман»[6].
– Имам Ахмад Ибн Ханбал[7], да смилуется над ним Аллах.
Передает Аль-Халляль от Абу Бакра Аль-Маррузи, который сказал: «Я спросил Абу Абдуллаха (Ахмад Ибн Ханбал) о положении того, кто ругает Абу Бакра, Умара и Айшу. Он ответил: «Я не вижу его в Исламе».
Передает Аль-Халляль: «Мне рассказал Абдул-Малик Ибн Абдул-Хамид, сказавший: «Я слышал Абу Абдуллаха, который сказал: «Кто ругает [сподвижников], я боюсь, что такой человек – неверный, коими являются, например, рафидиты». И далее он добавил: «Кто ругает сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы не гарантируем ему спасение, чтобы он не отступил из религии».
Сказал Аль-Халляль: «Мне рассказал Абдуллах Ибн Ахмад, сказавший: «Я спросил своего отца о человеке, ругающем кого-то из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он ответил, что не видит его в Исламе»[8].
– Имам Кади Ийяд Аль-Малики[9].
Сказал Кади Ийяд в своей известной книге «Аш-Шифа»: «Мы категорично утверждаем неверие крайних рафидитов, утверждающих, что имамы лучше пророков». Также он сказал: «Мы выносим решение о неверии того, кто отрицает Коран или букву из него, кто добавляет в него что-то иное, как это сделали «батыниты» и «исмаилиты».
– Имам, Хафиз Абуль-Фида Ибн Касир.
Хафиз Ибн Касир Ад-Димашки в своей книге «Аль-Бидая ва Ан-Нихая» привёл достоверные хадисы, отвергающие утверждение прямого текста на законность правления и завещание об этом, которое утверждают рафидиты для Али, да будет им доволен Аллах. Затем он сказал: «Если бы дело обстояло так, как они говорят об этом, то никто из сподвижников не отверг бы этого, ведь они были в сильном подчинении Аллаху и Его Посланнику, как при его жизни, так и после его смерти, не говоря о том, что они могли измышлять на Пророка, или, чтобы они выдвигали вперед того, кого он не выдвинул и отстранили того, кого он выдвинул прямым текстом, да упаси Всевышний от такого. Тот, кто станет полагать такое в отношении сподвижников, да будет ими доволен Аллах, тот относит всех их к нечестию и сговору, что они упрямились и противились словам и решению Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тот, кто из людей дойдет до такой степени, тот снял связь с Исламом (вышел из Ислама) и стал неверным по общему согласию выдающихся учёных Ислама, и пролитие его крови дозволительнее пролития вина»[10].
– Выдающийся ученый Абу Хамид Мухаммад Аль-Макдиси[11].
Сказал Абу Хамид Мухаммад Аль-Макдиси, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Рисаля фи Ар-Радди аля Ар-Рафиза» после того, как указал на группы рафидитов и их убеждения: «От того, кто наделён проницательностью и пониманием, не скрыто, то многое, о чём мы сказали ранее в предыдущей главе об убеждениях этой группы рафидитов, учитывая их разные виды, это является смесь явного неверия и упрямства с отвратительным невежеством, не станет человек останавливаться от вынесения решения о неверии их, а также считать их отошедшими от Ислама»[12].
– Имам Мулла Али Аль-Кари Аль-Ханафи[13]:
Сказал Мулла Али Аль-Кари, да смилуется над ним Аллах, в своей книге: «Шумми Аль-Аварид фи Замми Ар-Равафид»: «Тот, кто ругает [хоть] одного из сподвижников, тот, по общему согласию ученых, является нечестивцем (грешником), нововведенцем. Исключением является то, что если они будут исповедовать, что это действие (т.е. ругань сподвижников) дозволено, коими являются такие убеждения некоторых шиитов и их последователей, или что за это (за ругань) им достанется награда, как это является традиционной их речью, или исповедовать вынесение неверия сподвижникам и Ахлу-Сунна, то в таком случае они являются неверными, по единогласному согласию учёных»[14].
[1] Малик Ибн Анас – основатель маликитского мазхаба. Он родился в Медине в 93-ем году по хиджре (717 год по христианскому календарю). Все свое девство провел в изучении Исламских знаний, он изучал фикх у Рабии Ибн Абдуррахмана, 13 лет провёл в кружке Абдуррахмана Ибн Хурмуза, обучаясь у него и его учеников, в том числе Ибн Шихаба Аз-Зухри. Имаму Малику посчастливилось посещать собрания Джафара ас-Садика, у которого он почерпнул большие познания. Обучать людей он начал в 17 лет. Даже те, у которых учился он сам, позже стали обучаться у него. Обучением же занимался целых 70 лет. О том, что он был знатоком исламского права и хадисов, свидетельствуют многие табиины. Имам Малик Ибн Анас умер 11-го числа месяца Раби Аль-Авваль 179-го года по хиджре, в возрасте 86-ти лет, и похоронен в Джаннат Аль-Бакъи в Медине. В наши дни последователей школы имама Малика можно найти в Верхнем Египте, Судане, Северной Африке (Тунис, Алжир и Марокко), Западной Африке (Мали, Нигерия, Чад) а также в государствах Персидского залива (Кувейт, Катар и Бахрейн).
[2] Сура «Аль-Фатх»: 29
[3] Абуль-Фида Исмаил Ибн Умар Ибн Касир Аш-Шафии – Выдающийся толкователь Корана. Ибн Касир родился в 701-ом году по хиджре (примерно в 1326 году по Грегорианскому календарю) в городе Бусра. Автор таких сочинений, как: «Тафсир Аль-Куран Аль-Азsм», «Аль-Бидая ва Ан-Нихая», «Ас-сира Ан-Набавийя» и др.
[4] См. «Тафсир Куран Азым», 4/219, авт. Ибн Касир.
[5] Величайший толкователь Корана, Имам Абу Абдуллах Аль-Куртуби Аль-Малики (600-671 х/1204-1274 м).
[6] См. «Аль-Джами ли Ахкам Аль-Куран», 16/297, авт. Аль-Куртуби.
[7] Ахмад Ибн Ханбал – основатель Ханбалитского мазхаба. Родился в Марве (Ирак) 20-го Раби Аль-Авваль в 164-ом году по хиджре (778 году по григорианскому календарю). С 15-ти лет серьезно стал обучаться Исламским знаниям. Тогда же он стал посещать собрание учёных в Багдаде, благодаря чему приобретал все больше знаний. Сосредоточившись на изучении хадисов, Имам Ахмад изучал науки фикха и хадисов у Имама Юсуфа, знаменитого ученика Абу Ханифы, а также у самого Имама Аш-Шафии. Имам Ахмад ибн Ханбал умер в возрасте 77 лет 30 числа месяца Раби Аль-Авваль в 241-ом году по хиджре – (855 г.) в Багдаде. Говорят, что на его погребальную молитву собралось около миллиона человек. Большинство последователей Ханбалитского мазхаба находятся сейчас в Палестине, Саудовской Аравии и странах Персидского залива.
[8] См. «Ас-Сунна», 2/557-558, авт. Аль-Халляль.
[9] Абуль-Фадль Ийяд Ибн Муса – родился в Сеуте в месяц Шаабан 496 г.х. и жил здесь, хотя его семья родом из Андалусии. Кади Йяд отправился в Андалусию в 509 году в поисках знаний, где обучался у многих крупных учёных того времени. Автор Ас-Силя Аль-Башкувалийя говорит, что у него было около сотни шейхов, некоторых из которых он просто слушал, а некоторые дали ему иджазу. Кади Ийяд был имамом своего времени в хадисе и его науках. Он был учёным тафсира и его наук, факихом в усуле, учёным в грамматике, языке и арабской речи также, как и в битвах, и генеалогии арабов. Он был проницательным в судействе, и у него были полномочия писать контракты. Он знал и сохранял Маликитский мазхаб. Он был прекрасным поэтом, знакомым с литературой и красноречивым оратором. Он был стойким, воздержанным и хорошим товарищем. Он был щедрым и раздавал много милостыни. Он был постоянным в деянии и упорным в правде. Он умер в Маракеше в месяце Джумада Аль-Ахира (или Рамадан) в 544 г.х. Да смилуется над ним Аллах.
[10] См. «Аль-Бидая ва Ан-Нихая», 5/252, авт. Ибн Касир.
[11] Абдуллах Ибн Ахмад Аль-Макдиси – блестящий учёный Ханбалитского мазхаба, Шейх и Имам. Родился в Джаммаиле (Палестина) в месяце Шабан, в 541-ом году по хиджре. В 551-ом году его семья вместе с ним переехала в Дамаск, где он выучил Коран и прослушал множество хадисов. При его жизни и в течение продолжительного времени до него не было кого-либо, более сведущего в Исламском праве, чем он. Ибн Кудама был всесторонне развитым, выносил богословско-правовые заключения (фетвы) и вёл диспуты по широкому кругу вопросов. Имел приятный облик, был наделён физической силой, был скромным и щедрым. Много читал Коран, часто постился и исполнял дополнительные молитвы (намазы). Умер он в субботу в День Разговения, в 620-ом году по хиджре, в восьмидесятилетнем возрасте. На его похоронах присутствовало большое количество людей, а его могила хорошо известна. Ему виделись благие сны. Да смилуется над ним Аллах.
[12] См. «Рисаля фи Ар-Радди аля Ар-Рафиза», стр.200, авт. Абу Хамид Мухаммад Аль-Макдиси.
[13] Мулла Али Аль-Кари – Ханафитский учёный, полное имя которого Нуруддин Абуль-Хасан Али Ибн Султан Мухаммад Аль-Кари. Родился в г. Херат (Афганистан), точная дата его рождения неизвестна. Его обучение и приобретение Шариатских знаний можно разделить на три этапа. Первый: сначала он обучался Корану и его заучиванию наизусть, получал базовые знания и посещал кружки (собрания) учёных в своем городе, руководил молитвой вследствие чего и получил прозвище Аль-Кари (чтец). Второй: будучи еще юношей, он переселился в Мекку из-за смуты Султана Исмаил Ибн Хайдар Ас-Сафави (шиит, пришедший к власти). Он истребил миллионы мусульман, в числе которых были очень крупные и выдающиеся учёные Ахлю-Сунна, а также сжег и уничтожил все шариатские книги. Из числа тех, кто оставил свою родину и переселился в Мекку был Шейх Мулла Али Аль-Кари. По прибытию в Мекку он стал посещать собрания учёных и получать от них знания. Третий: в период с 1003 г. по 1014 г. он приступил к составлению книг, и в течение этого времени им было написано более 148-ми книг и исследований на различные темы. Он вел аскетичный образ жизни, отдалялся от правителей и собраний с ними, отказывался от должностей и предлагаемой работы. Шейх зарабатывал от продажи книг, переписанных своей рукой. Каждый год он собственноручно записывал два экземпляра Корана, а затем продавал их. На вырученные деньги одного экземпляра он жил в течение года, а деньги, вырученные от продажи второго экземпляра, он тратил на милостыню и добровольные пожертвования, и этого вполне хватало ему. Умер Шейх Мулла Али Аль-Кари согласно одним источникам в почтенном городе Мекка в 1014-м году по хиджре, некоторые же говорят, что он умер в месяце Шавваль того же года и был похоронен на кладбище Аль-Мала. Да смилуется над ним Аллах.
[14] См. «Шумми Аль-Аварид фи Замми Ар-Равафид» авт. Мулла Али Аль-Кари.