Ввиду того, что многие базовые положения акыды основываются на понятии «хукм» и связаны с ним, следует рассмотреть значение данного понятия.
Вопрос: Каково языковое значение термина «хукм»?
Ответ: «Хукм» в арабском языке имеет значение «препятствование» или «запрещение». Судья (или правитель) называется «аль-Хаким», поскольку препятствует притеснителю чинить зло в отношении притесняемого.
Вопрос: Каково шариатское определение «хукма»?
Ответ: «Хукм» в шариатском значении — это утверждение относительно вещи другой вещи. Например, утверждение в отношении Всевышнего Аллаха атрибутов (сифатов) существования (аль-Вуджуд) и безначальности (аль-Кидам). Также «хукм» — это отрицание в отношении той или иной вещи другой вещи. Например, отрицание в отношении Всевышнего Аллаха качеств сотворенного. На русский язык термин «хукм» можно перевести как «постановление», «решение» или «закон».
Вопрос: Каковы источники для хукма?
Ответ: Источников хукма три: Шариат, разум (аль-акль) и обычный, установленный Всевышним Аллахом, порядок вещей (аль-адат). Место шариатского хукма, такого, как фарз, ваджиб или макрух, — это книги по фикху и его основам (усуль аль-фикх). Что касается хукма разума (аль-хукм аль-акли), то место его — разум, и познается он через разум. Хукм же, связанный с установленным обыкновенным порядком вещей, познается посредством эмпирического опыта, через созерцание постоянного повторения созданных Всевышним Аллахом явлений и законов мироздания. Например, созерцание возгорания куска древесины от соприкосновения с пламенем огня. Однако следует обязательно учесть, что истинным Творцом, как огня, так и воспламенения, является Всевышний Аллах.
Вопрос: На какие основные категории подразделяется хукм разума?
Ответ: Хукм разума делится на три следующих категории:
- Необходимость или обязательность (аль-вуджуб);
- Невозможность (аль-истихаля);
- Возможность (аль-джаваз).
Вопрос: Дайте шариатское определение для каждой из перечисленных категорий.
Ответ: А. «Аль-вуджуб», или обязательность, — необходимое отрицание разумом невозможности существования той или иной вещи. Другими словами, разум утверждает бытие данной вещи как обязательное и необходимое, так что ее небытие совершенно невозможно помыслить. Пример этому — необходимое и обязательное утверждение бытия Божественной Сущности и извечных Её атрибутов, несуществование которых невозможно помыслить. Затем категория «аль-вуджуб» делится на два вида:
1. Необходимость, присущая извечной вещи. Например, обязательные характеристики, которые должно утверждать в отношении Всевышнего Аллаха.
2. Необходимость, присущая сотворенным вещам. Например, факт занимания телом своего места в пространстве.
Потом, с точки зрения постижения разумом, необходимое делится также на два вида:
1. Постигаемое без приложения малейшего размышления. Например, постижение разумом необходимости занимания телом своего места в пространстве. Данную характеристику тела разум постигает без какого-либо усилия со своей стороны.
2. Постигаемое путем приложения размышления. Например, постижение разумом наличия у Всевышнего Аллаха атрибута безначальности (аль-Кидам).
Б. Невозможность (аль-истихаля) — необходимое отрицание разумом возможности существования той или иной вещи. Отсюда невозможная вещь (аль-мустахиль) — это то, что невозможно представить разумом, нельзя помыслить. Например, невозможно помыслить существование наряду с Всевышним Аллахом сотоварища, который разделял бы с Ним атрибуты божественности. И оно, невозможное, с точки зрения своего рационального постижения, тоже делится на два вида:
1. Постигаемое без малейшего усилия со стороны разума. Например, постижение разумом невозможности одновременного отсутствия в сотворенных телах качеств движения и покоя.
2. Постигаемое через приложение размышления. Например, постижение невозможности существования наряду со Всевышним Аллахом сотоварища, разделяющего с Ним атрибуты божественности.
В. Возможность (аль-джаваз) есть допущение разумом как существования, так и несуществования той или иной вещи, то есть, с точки зрения разума, бытие и небытие данной вещи одинаково возможны. Возможное (аль-джаиз), с точки зрения своего рационального постижения, делится на два вида:
1. Постигаемое без какого-либо усилия со стороны разума. Например, постижение факта наличия в теле либо покоя, либо движения.
2. Постигаемое через размышление. Например, постижение факта возможности вечного наказания для ни разу не согрешившего в своей жизни праведника. Однако это, хотя и возможно с точки зрения разума, невозможно с точки зрения Откровения, поскольку Всевышний Аллах возвестил через Коран и Сунну, что обязательно введет праведника в Рай.
Вопрос: Дайте определение разума.
Ответ: Разум есть рационально непостижимая тонкая субстанция, посредством которой душа постигает как знание, заложенное на уровне инстинкта, так и то, которое она получает посредством созерцания. Место разума — сердце. Его свет находится в мозге. Начало его появления в человеке — момент вдыхания в зародыш живого духа. Начало совершенства его — достижение человеком совершеннолетия.
Вопрос: Является ли разум с его необходимыми законами (аль-вуджуб, аль-мустахиль, аль-джаваз) доказательством в познании Всевышнего Аллаха?
Ответ: Да, разум с его небходимыми, вложенными Всевышним Аллахом в человека, законами является доказательством.
Вопрос: Могут ли противоречить эти законы разума Истине Откровения (Корану и Сунне)?
Ответ: В достоверных и несомненных доказательствах Корана и Сунны нет ничего, что бы противоречило законам разума.