Отрицают ли ваххабиты чудеса?

До сих пор не могу понять, принимают ваххабиты чудеса или отрицают их, подобно мутазилитам и материалистам-кяфирам?
 
Может, здесь тот же случай, что и с ташбихом?
 
На первый взгляд кажется, что ваххабиты отрицают ташбих полностью, потом оказывается, что они отрицают лишь тамсиль (абсолютное подобие), а не сам ташбих (относительное подобие).
 
Похоже, с караматами дело обстоит подобным образом. К примеру, вот что говорит по поводу чудес Багаудин:
«Суфизм утверждает, что его шейхи переносятся в Мекку, Медину и другие святые места для совершения пятничной молитвы и других намазов, более того, добираются даже до горы Каф и преграды, построенной Зуль-Карнайном, а затем, после окончания молитвы, возвращаются обратно, и никто не знает об их уходе и возращении. И их отсутствие в мечети на пятничном и других намазах объясняют именно так. И это убеждение широко распространено в Дагестане и Чечне.

Приведу вам выдержки из их книг на эту тему:

Аш-Ша’рани передаёт слова Сахля ибн Абдуллаха ат-Тастари: «Нет такого вали, – если, конечно, его праведность и приближенность к Аллаху – истина, – который не посещал бы Мекку в каждую ночь на пятницу».

Аш-Ша’рани также сказал: «Поистине, есть среди рабов Аллаха такие, кто совершает пять намазов не иначе, как в Мекке, и есть среди них такие, кто совершает их только в Иерусалиме, и среди них есть такие, кто совершает их только в Медине, и есть такие, кто совершает их только на горе Каф. В общем, необходимо подчиняться подобным им и признавать их власть, силу и способность».

(Багаудин продолжает) И среди тех, кто утверждал, что он переносится для совершения намазов в Мекку – суфийский шейх Бадруддин Ботлихский, – я его знаю лично, – и шейх Абдуль-Хамид Инхийский…»

Затем автор от имени Ахлю-с-Сунна делает следующее заключение, в стиле самого настоящего позитивиста-кяфира:

«Ахлю-с-Сунна говорят о подобных историях, что это бред, чепуха и сказки. Хотели бы мы знать, каким путем перемещаются они в эти далекие места во время каждого намаза? Перелетают? Только как без крыльев-то? Или земля под их ногами свёртывается, и им достаточно сделать несколько шагов, чтобы достичь цели? Или же они освобождаются от всего материального человеческого и превращаются в дух, для которого нет разницы между близкими и далекими расстояниями и который передвигается подобно джиннам и ангелам? Или же сами джинны переносят их туда и обратно, а эта версия, при ближайшем рассмотрении, наиболее близка к истине?

В любом случае, нам трудно поверить в это…»

Так не понятно, верят ваххабиты в чудеса или отрицают их? Или верят лишь в определенный их вид? Другой же вид, например, совершение молитвы в Мекке или Медине, относят к разряду невозможного для Аллаха? Однако, откуда они, ваххабиты, берут критерии того, какое чудо возможно, а какое является невозможным, с точки зрения разума и Откровения? Почему, например, принести трон из далекой страны за мгновение ока возможно, а переместиться с помощью Аллаха из Дагестана в Мекку для совершения там молитвы невозможно? 

Интересно, что этот позитивизм ваххабизма, выражающийся в отрицании караматов, отчетливо прослеживается в убеждениях салафитской школы Мухаммада Абдо и Рашида Рида.

 
Известно, что последний шейхуль-Ислам Османского девлета Мустафа Сабри, да будет доволен им Аллах, посвятил 4-й том своего трактата “Маукифуль ‘акль валь ильм валь алям” опровержению одной из ересей Мухаммада Абдо, Фарида Ваджди, Рашида Рида, заключавшейся в отрицании существования чуда.
 
Эти предшественники современных ваххабитов в подтверждение своей позиции утверждали,что чудо противоречит разуму, поэтому его существование невозможно. Однако, как показал имам Сабри, ошибка этих позитивистов от Ислама заключается в том, что они смешали разум с выводами и данными эмпирического опыта, основанного на познании телесных чувств и ощущений, поскольку чудо, в действительности, противоречит не разуму, а их эмпирическому опыту.
 

Думаю, что ваххабиты отрицают чудо из-за (помимо своего невежества) логики позитивистского ума, который заключает: чудо как нарушение привычной связи между законами мироздания не случается на наших глазах, то есть противоречит нашим чувствам, значит, его не существует. 

Похожие материалы