Пост в месяц Раджаб: нововведение или сунна?

Ученые разошлись во мнениях относительно поста в месяце раджаб:

  • Большинство ученых — ханафиты, маликиты, шафииты, а также некоторые ханбалиты — считают, что пост в течение всего месяца раджаб является желательным (мустахабб).
  • Ханбалиты в своей основной массе считают нежелательным (макрух) выделять весь месяц раджаб для поста,выделяя среди остальных месяцев.

Однако, по их мнению, нежелательность спадает, если человек прерывает пост на день или пару дней или добавляет к нему пост в другом месяце.

Ханбалиты также разошлись во мнениях относительно поста в запретные месяцы[1]:

  1. Некоторые из них считают пост в этих месяцах желательным;
  2. Большинство же не упоминают желательность такого поста.

Изречения ученых четырех мазхабов по этому вопросу

1. Ханафитские источники

В «Аль-Фатава аль-Хиндия» говорится: «Желательные посты делятся на три вида: первый — пост в месяце мухаррам, второй — в месяце раджаб, и третий — в месяце шаабан и в день Ашура»[2].

2. Маликитские источники

В комментариях имама аль-Харши к книге «Мухтасар Халиль» при перечислении желательных постов сказано: «“Пост в месяцы мухаррам, раджаб и шаабан”. То есть желательно поститься в месяце мухаррам, который является первым из запретных месяцев, и в месяце раджаб, который является отдельным месяцем среди запретных месяцев»[3].

В субкомментариях (хашият) к нему также говорится: «Его слова “раджаб”, более того, желательным является пост в оставшихся из четырех запретных месяцев, лучшими из которых являются мухаррам, затем раджаб, затем зуль-када и зуль-хиджа»[4].

В «Аль-Фаваких ад-Давани» имама ан-Нафрави сказано: «Дополнительные посты желательны, а также посты в день Ашура, в месяцы раджаб, шаабан, в день Арафа и в день Тарвия[5]; пост в день Арафа для не совершающих паломничество лучше, чем для паломников»[6].

Также в «Аль-Фаваких»: «Желательным постом является пост в месяц раджаб, название которого происходит от арабского слово “тарджиб”, что означает “возвеличивание”. Также этот месяц называют “немым”, потому что арабы не слышали в этот месяц звуки войны, ведь он отделен от всех запретных месяцев, в то время как остальные три запретных месяца идут друг за другом непрерывно: зуль-када, зуль-хиджа и мухаррам. Лучшим их всех четырех запретных является мухаррам, как сказали некоторые, исходя из хадиса: “Лучшим постом после поста в месяц рамадан является пост в месяц мухаррам”[7]»[8].

В «Кифая Ат-Талиб ар-Раббани» имама Али ибн Халяфа аль-Мануфи аль-Малики сказано: «Пост в месяце раджаб желателен, потому что Муслим приводит, что Саид ибн Джубайр был спрошен о посте в этом месяце, и он ответил: “Ибн Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) постился так долго, что они говорили, что он вообще не прерывает поста, а иногда он не постился так долго, что они говорили, что он вообще не постится»[9].

В субкомментариях (хашият) Абуль-Хасана аль-Адави сказано: «Его слова “раджаб”, его название происходит от “тарджиб”, что значит “возвеличивание”. Слова Ибн Аббаса: “Мы говорили, что он вообще не прерывает поста”, означают, что они думали, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) будет поститься в течение всего месяца, и именно эта часть (то есть хадиса) свидетельствует о том, о чем мы говорим.

Из его слов ясно, что награда за пост в месяц раджаб превосходит награду за пост в другие месяцы, даже из оставшихся запретных месяцев. Если бы это было не так, то упоминание раджаба в отрыве от других запретных месяцев не имело бы смысла. Однако это не так, как на это указал шейх Заррук: в действительности сообщается, что пост в месяц мухаррам лучше, чем пост в месяц раджаб или в другие запретные месяцы»[10].

В комментариях Ахмада ад-Дардира к «Мухтасару Халиля» говорится: «Рекомендуется поститься в месяцы (мухаррам, раджаб и шаабан), а также в остальные из четырех запретных месяцев. Лучший из них для поста — мухаррам, затем раджаб, зуль-када и зуль-хиджа»[11].

В субкомментариях ад-Дусуки к этому говорится: «На его слова “и Раджаб” Хаттаб возразил тем, что передал от ибн Хаджара: нет достоверного хадиса, подходящего в качестве доказательства, о том, нужно ли поститься в месяц раджаб, или о посте каких-то конкретных дней этого месяца. Поэтому Хаттаб сказал: “Если бы автор сказал только про мухаррам и шаабан, это соответствовало бы тому, что приводится в священных текстах”. Таким образом, становится понятно, что слова комментатора вслед за шейхом Абдуль-Бакый ибн Юсуфом ибн Ахмадом аз-Заркани, которые утверждают, что пост в остальных запретных месяцах является желательным, не подтвержден священными текстами»[12].

В «Ат-Таджу валь-Иклиль» имама аль-Маввака говорится: «Его слова “Мухаррам, раджаб и шаабан”, то если бы он сказал только про мухаррам и шаабан, то это бы соответствовало священным текстам. Ибн Юнус передает: “Аллах выделил запретные и превосходные месяцы, и это — мухаррам, раджаб, зуль-када и зуль-хиджа»[13].

3. Шафиитские источники

Имам ан-Навави сказал в «Аль-Маджму»: «Наши ученые сказали, что cреди желательных видов поста — пост в запретные месяцы, а именно: зуль-када, зуль-хиджа, мухаррам и раджаб. Лучший из них — мухаррам. Ар-Руйани в книге “Аль-Бахр” утверждал, что лучший из них — раджаб, однако, это ошибка, так как в хадисе от Абу Хурайры, который мы упомянем, если на то будет воля Всевышнего Аллаха, говорится: “Лучший пост после рамадана — пост в месяце Аллаха, в мухаррам”»[14].

Шейх аль-Ислам Закария аль-Ансари в книге «Асна аль-Маталиб» пишет: «И (лучшие месяцы для поста) после рамадана — это (запретные) месяцы: зуль-када, зуль-хиджа, мухаррам и раджаб. (Лучший из них — мухаррам), как это указывается в хадисе Муслима: “Лучший пост после рамадана — пост в месяце Аллаха, в мухаррам”. (Затем остальные из запретных месяцев). Его слова указывают на то, что остальные месяцы равны по степени, хотя явным предпочтением пользуется раджаб, чтобы избежать разногласий относительно его превосходства над другими запретными месяцами»[15].

В комментариях имама ар-Рамли к нему: «Что касается слов (то есть: “И лучший из них — мухаррам”), то в книге “Ар-Рауда” приводится мнение из “Аль-Бахр”, что лучшим из запретных месяцев является раджаб. На это возразили, указав, что в “Аль-Бахр” сказано, что раджаб лучше других месяцев после мухаррама. Что касается его слов (то есть: “Затем остальные”), то наш шейх сказал: “Суть в том, что предпочтение отдается мухарраму, а затем раджабу. Можно предположить, что затем идет зуль-хиджа, затем зуль-када, а после них шаабан”. Слова (то есть: “Явным предпочтением пользуется раджаб”) подтверждают это»[16].

В фетвах ибн Хаджара сказано: «Что касается того, что этот правовед продолжает запрещать людям поститься в месяце раджаб, то это его невежество и необдуманное решение, направленное против чистого Шариата. Если он не прекратит заниматься этим, то на правителях лежит обязанность воспрепятствовать ему и строго наказать, чтобы помешать ему и ему подобным необдуманно поступать в отношении религии Аллаха. Словно этот невежда обольстился тем, что передается, что Ад разжигается от года до года из-за постящихся в месяц раджаб. Но он не знает, что данный хадис является ложным и сфабрикованным, и передавать его нельзя. На это указал шейх Абу Амр ибн ас-Салях, известный своим высоким уровнем знаний и тем, что защищал Сунну. С этим согласуется фетва аль-Изза ибн Абдус-Саляма. Его спросили о переданном от некоторых мухаддисов, что они запрещают пост в месяце раджаб и возвеличивать его святость, уточняя, можно ли давать обет поститься весь этот месяц, на что он ответил: “Обет поститься этот месяц действителен, и подобное этому приближает человека к Аллаху. Что касается тех, кто запрещает пост в этот месяц, то они невежественны в отношении источников шариатских постановлений, ведь как можно запрещать то, о чем ни один из ученых, закрепивших шариатские постановления, не упомянул, что подобное является порицаемым? Напротив, пост в месяц раджаб является приближением к Всевышнему Аллаху”. Если быть внимательным к словам этого имама, станет ясно, что он говорил об этом невежде, который запрещает пост в этом месяце, потому что он недостоин даже быть упомянутым. Так, он не имеется в виду в словах ибн Абдус-Саляма, ведь он имел в виду некоторых, относящихся к знанию, но которые ошиблись и что-то неправильно поняли. Ибн Абдус-Салям и ибн Салях хотели опровергнуть подобных и указали, что достаточно для достоинства поста в месяце раджаб тех хадисов, которые говорят о достоинстве поста в целом, а также поста в запретные месяцы в частности. У аль-Хулейми по поводу поста в этот месяц есть слова, которые неоднозначно понимаются, так не обманывайся же ими, так как соратники его разногласят в том, как их следует понимать. Всевышний Аллах лучше знает истину!»[17]

4. Ханбалитские источники

Пишет ибн Кудама в «Аль-Мугни»: «Раздел: нежелательно посвящать пост только месяцу раджаб. Имам Ахмад сказал: “Если человек постится в этом месяце, пусть он прерывает пост в некоторые дни так, чтобы он не постился весь месяц целиком”. Имам Ахмад также сказал: “Если человек обычно постится в течение всего года, то он может поститься в этом месяце. Но если нет, то пусть он не постится в нем все дни подряд, но (иногда) прекращает пост, чтобы не уподоблять этот месяц рамадану”»[18].

В книге «Аль-Фуру’» ибн Муфлих пишет: «Раздел: нежелательно посвящать пост только месяцу раджаб. Имам Ханбаль передал, что это нежелательно. Также это передается от Умара, его сына и Абу Бакраты. Имам Ахмад сказал, что передается от Умара, что он бил тех, кто постился в течение всего месяца раджаб. Ибн Аббас говорил: “Пусть человек постится, но прерывает пост в этом месяце на один или несколько дней”. Нежелательность снимается, если человек прерывает пост в месяце раджаб или постится в другой месяц года.

Автор “Аль-Мухаррар” пишет: “Даже если другой месяц не следует сразу за раджабом”. Наш шейх добавил: “Если кто-то дал обет поститься весь месяц раджаб каждый год, то он должен прекращать пост в некоторые дни этого месяца и возмещать их позже. По вопросу искупления нарушения этого обета существуют разногласия. Если человек постится, считая, что этот месяц лучше других, то он совершает грех и заслуживает наказания, и именно так следует понимать поступок Умара”. Также он говорил, что по поводу запрета посвящения поста только месяцу раджаб существуют два мнения, и, быть может, он понял это из нежелательности, которую высказал имам Ахмад.

В фетвах ибн ас-Салаха аш-Шафии говорится: “Никто из известных ученых, насколько нам известно, не считал этот поступок греховным. Также не считается нежелательным поститься в каком-либо другом месяце, кроме раджаба”.

Автор “Аль-Мухаррар” сказал: “Мы не знаем разногласий по этому вопросу, так как есть достоверные хадисы, например: “Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) постился в шаабане и рамадане”. Это означает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) делал это иногда, но не соблюдал пост в течение всего месяца, кроме как в рамадан. Большинство ученых не упоминали желательность поста в раджабе и шаабане, но она упоминается в книге “Аль-Иршад”.

Наш шейх сказал: “В мазхабе имама Ахмада и других есть разногласия: некоторые считают это желательным, а другие считают это нежелательным. Человек, который дал обет поститься весь раджаб или шаабан, должен прерывать пост в некоторые дни раджаба”»[19].

Также Ибн Муфлих пишет в книге «Аль-Фуру’»: «Ибн аль-Джаузи в книге “Асбаб аль-хидайя” пишет: “Желательно поститься в запретные месяцы, а также весь месяц шаабан”. Это ясно понимается из того, что упомянул автор “Аль-Мухаррар” относительно запретных месяцев. Имам Ахмад, Абу Давуд и другие передали хадис от Муджибы аль-Бахилия, хотя он неизвестен: “Один человек из племени Бахиля сказал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел ему поститься в запретные месяцы”. Однако относительно достоверности этого сообщения есть разногласия. Некоторые ученые считали его слабым. Поэтому, возможно, большинство ученых не упоминают желательность такого поста»[20].

Аль-Мардави в книге «Аль-Инсаф» сказал: «Нежелательно посвящать пост только месяцу раджаб. Это мнение мазхаба, и оно утверждено многими из его приверженцев. Это также является одним из уникальных положений мазхаба. Шейх Такиюддин упомянул два мнения о запрете посвящения поста только раджабу. В книге “Аль-Фуру” говорится, что, возможно, это понято из нежелательности, о которой говорил имам Ахмад. Замечание: из слов автора следует, что нет нежелательности посвящать пост какому-либо другому месяцу, кроме раджаба, и это правильное мнение, в котором нет разногласий. Аль-Маджд сказал: “Мы не знаем разногласий по этому вопросу”.

Две полезные детали:

1. Нежелательность снимается, если человек прерывает пост в месяце раджаб хотя бы на один день или постится в другом месяце в том же году. Аль-Маджд сказал: “И даже если другой месяц не следует сразу за раджабом”.

2. В книге “Аль-Фуру’” говорится, что большинство приверженцев мазхаба не упоминают желательность поста в раджабе и шаабане, однако ибн Абу Муса считал это похвальным, как отмечается в “Аль-Иршад”.

Ибн аль-Джаузи в книге “Асбаб аль-хидайя” пишет: “Желательно поститься в запретные месяцы и весь месяц шаабан”. Это также ясно понимается из слов аль-Маджда относительно запретных месяцев. Это мнение также утверждено в книге “Аль-Мустауаб”, в котором также говорится, что середина шаабана особенно подчеркивается. Аль-Аджури считал пост в месяце шаабан желательным и не упоминал другие месяцы. Шейх Такиюддин сказал: “В мазхабе Ахмада и других есть разногласия: некоторые считают пост в раджабе и шаабане желательным, а другие считают его нежелательным. Что касается обета поститься в этих двух месяцах, то человек должен прерывать пост в некоторые дни месяца раджаб”»[21].

В книге «Кашшаф аль-Кына’» имама Мансура аль-Бухути говорится: «Нежелательно посвящать пост только месяцу раджаб <…> Нежелательность снимается, если человек прерывает пост в этот месяц хотя бы на один день или постится в другом месяце в течение года. Аль-Маджд сказал: “Даже если этот месяц не следует сразу за раджабом”.

Не считается нежелательным посвящать пост какому-либо другому месяцу, кроме раджаба. В книге “Аль-Мубди” говорится: “Это мнение принято единогласно, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) постился в шаабане и рамадане”. Однако здесь имеется в виду, что он делал это время от времени, а не в течение всего месяца, кроме как в рамадане. Это указывает на то, что пост в раджабе и шаабане не считается желательным по мнению большинства ученых, хотя его считали похвальным, как это отмечается в “Аль-Иршад”»[22].

В «Аль-Фатава аль-Кубра» Ибн Таймии сказано: «Что касается поста, посвященного только месяцу раджаб, то все хадисы на эту тему являются слабыми, более того — вымышленными. Ученые не полагаются на них, поскольку они не относятся даже к слабым хадисам, которые допускается упоминать в разделе достоинств благих дел. Большинство из них — это вымышленные и ложные сообщения. Когда человек прерывает пост в некоторые дни месяца раджаб, нежелательность поста в остальные дни снимается. В “Муснаде” и других источниках приводится хадис: “Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел поститься в запретные месяцы, а именно в: раджаб, зуль-када, зуль-хиджа и мухаррам”, однако, здесь речь идет о посте в течение всех четырех месяцев, а не о том, чтобы специально выделять только раджаб»[23].

Доказательства

Доводы большинства ученых в пользу поста в месяце раджаб основываются на хадисах и преданиях.

1. Хадисы о достоинствах поста в общем

Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет: «С этим согласуется фетва аль-Изза ибн Абдус-Саляма. Его спросили о переданном от некоторых мухаддисов, что они запрещают пост в месяце раджаб и возвеличивание его святости, а также том, можно ли давать обет поститься весь этот месяц, на что он ответил: “Обет поститься этот месяц действителен, и подобное этому приближает человека к Аллаху. Что касается тех, кто запрещает пост в нем, то он невежественен в отношении источников шариатских постановлений: как можно запрещать то, о чем ни один из ученых, фиксировавших шариатские постановления, не упоминал, что это является порицаемым? Напротив, пост в месяце раджаб является приближением ко Всевышнему Аллаху, как сказано в достоверных хадисах, призывающих к посту. Например, слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Аллах (Свят Он и Велик) сказал: “Любое дело сына Адама (делается им) для себя же, кроме поста”, его слова: “Запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем аромат мускуса”, или же его слова: “Лучший пост — это пост моего брата Давуда, который постился через день”. Давуд (мир ему) постился без привязки к чему-то, помимо раджаба»[24].

Аш-Шаукани пишет: «Передано то, что указывает на узаконенность поста как в общем, так и в частности. Что касается общего, то это хадисы, призывающие к посту в запретных месяцах, к которым, по единогласному мнению, относится месяц раджаб. Также хадисы о дозволенности поста вообще…»[25]

2. Хадисы о посте в запретные месяцы

Например, хадис Муджибы аль-Бахилия:

1) В версии Абу Давуда приводится: «Передается от Муджибы аль-Бахилия, что ее отец или дядя пришел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а затем ушел и вернулся через год. Его состояние и внешний вид изменились.

— О Посланник Аллаха, разве ты меня не узнаешь? — спросил он.

Кто ты? — спросил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).

— Я тот бахилиец, который приходил к тебе в прошлом году.

Что же с тобой произошло? Ведь раньше ты выглядел хорошо.

— О Посланник Аллаха, с тех пор, как я покинул тебя, я ел только ночью.

Зачем ты мучаешь себя? Постись в месяц терпения (рамадан) и один день в каждом месяце. — сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).

— Добавь мне, ведь я силен.

Постись два дня.

— Добавь мне.

Постись три дня.

— Добавь мне. — повторил человек.

Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Постись в запретные месяцы и делай перерывы. Постись в запретные месяцы и делай перерывы. Постись в запретные месяцы и делай перерывы, при этом он соединил свои три пальца, а затем разжал их»[26].

2) В версии ибн Маджа приводится:
«Передается от Абу Муджибы аль-Бахили, что его отец или дядя сказал, что он пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: “О Пророк Аллаха, я тот человек, который приходил к тебе в прошлом году”.

Почему я вижу, что твое тело похудело? — спросил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).

— О Посланник Аллаха, я не ел днем, но ел только ночью. — ответил мужчина.

Кто велел тебе мучать себя?

— О Посланник Аллаха, я силен.

— Постись в месяц терпения и один день после него.

— Я сильнее.

Постись в месяц терпения и два дня после него.

Когда этот человек повторил: “Я сильнее”, Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Постись в месяц терпения и три дня после него. И постись в запретные месяцы”»[27].

Имам ан-Навави пишет: «Слова: “Постись в запретные месяцы и делай перерывы”, указывают на то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел этому человеку делать перерывы, так как ему было тяжело много поститься, как это указано в начале хадиса. Однако для тех, кому это не трудно, пост во все запретные месяцы является похвальным»[28].

Шейх аль-Ислам Закарийя аль-Ансари пишет: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел человеку делать перерывы, так как тому было тяжело много поститься, как об этом ясно сказано в хадисе. Но для тех, кому это не сложно, пост во все запретные месяцы является похвальным»[29].

Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет: «Ученые сказали, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел делать перерывы из-за сложности, упомянутой в начале хадиса. Но для тех, кому это не трудно, пост во все запретные месяцы является похвальным. Заметьте, что в первой версии Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел поститься в запретные месяцы, а во второй — лишь часть из них. Это ясно указывает на дозволенность поста в месяце раджаб или его части, так как он относится к запретным месяцам; более того, он является одним из лучших из запретных месяцев»[30].

3. Хадисы, в которых ясно сказано о достоинствах поста конкретно в месяце раджаб

Данные хадисы, даже если и являются слабыми, все же практикуются в разделе о достоинствах благих дел.

Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет: «Слова этого невежды о том, что хадисы о посте в месяце раджаб вымышлены, — если он имеет в виду то, что включает в себя хадисы о посте в общем и частности — являются ложью и клеветой. Если он не раскается, то ему следует назначить строгое наказание.

Да, передано множество вымышленных хадисов о достоинстве поста в месяце раджаб. Наши имамы и другие не обосновывали желательность поститься в этом месяце этими хадисами, упаси Аллах, но полагались на то, что я привел прежде и другие аргументы. Среди них:

  • Хадис, переданный аль-Байхаки в “Шуаб аль-Иман” от Анаса (да будет доволен им Аллах) и возведенный к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), что:“В Раю есть река, называемая Раджаб: она белее молока и слаще меда. Кто постился в месяце раджаб хотя бы один день, тому Аллах даст испить из этой реки”.
  • Хадис от Абдуллаха ибн Саида, переданный от его отца и возведенный к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): “Пост одного дня в месяце раджаб равносилен посту целого года. Кто постился семь дней, для того закроются врата Ада; кто постился восемь дней, для него откроются восемь врат Рая; кто постился десять дней, тому Аллах дарует все, что он попросит; кто постился пятнадцать дней, тому глашатай с небес скажет: “Прощены тебе твои предыдущие грехи, и теперь начинай дела (с чистого листа). Твои злодеяния превращены в добрые дела”. А кто добавит больше, тому Аллах увеличит”.

Передано от его (аль-Байхаки) шейха, аль-Хакима, что первый из этих хадисов (о реке) останавливается на Абу Куляба — табиине, а подобного рода сообщения не могут быть личным мнением человека, соответственно передаются от того, чьи слова черпаются из Откровения (то есть от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует).

  • Хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): “Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не постился после рамадана, кроме как в раджабе и шаабане”. Этот хадис также передан со слабой цепочкой.

Единогласно установлено, что слабые, отосланные (мурсаль), прерванные (мункат и мудаль) хадисы могут использоваться в разделе о достоинствах благих дел, как, например, пост в месяце раджаб, и достаточно наличие слабых хадисов относительно данного поста. Отрицать это могут только обольщенные невежды.

  • Передал аль-Азди в “Ад-Дуафа мин хадисис-сунан” хадис: “Кто постится три дня в запретном месяце, — в четверг, пятницу и субботу — тому Аллах запишет поклонение 700 лет”»[31].

Далее сказано: «(Ибн Хаджара спросили), да не лишит Всевышний Аллах нас его пользы, о том, являются ли следующие хадисы вымышленными:

1) “В Раю есть река, которая называется Раджаб: она белее молока и слаще меда. Кто постился в месяце раджаб хотя бы один день, тому Аллах даст испить из этой реки”.

2) “Кто постится три дня в месяце: четверг, пятницу и субботу, тому Аллах запишет поклонение 700 лет”.

3) “Пост одного дня в месяце раджаб равноценен посту целого месяца. Кто постился семь дней, для того закроются врата Ада; кто постился восемь дней, для него откроются восемь врат Рая; кто постился десять дней, тому его злодеяния будут превращены в добрые дела”.

Он ответил: “Эти хадисы не вымышленные, но слабые, поэтому их допустимо передавать и использовать в разделе о достоинствах благих дел”.

Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал о первом хадисе: “В его цепочке нет никого, чье положение требует проверки, кроме Мансура аль-Асади: от него передавали многие, но я не нашел подтверждения его правдивости. Аз-Захаби упомянул его и ослабил его через этот хадис.

О втором хадисе он сказал: “У него есть версии с другой формулировкой: “Поклонение шестидесяти лет”, что больше соответствует истине. Его цепочка крепче, чем цепочка слабых хадисов, и ближе к категории хорошего хадиса.

У третьего хадиса есть пути передачи и подтверждающие его смысл слабые хадисы, которые укрепляют его и выводят из разряда вымышленных хадисов. И Аллаху известно лучше»[32].

4. Слабые хадисы, которые укрепляют мнение о достоинстве поста в месяц раджаб

К таким хадисам относится хадис Усамы (да будет доволен им Аллах),который приводится в «Сунан» имама ан-Насаи: «От Усамы ибн Зейда передается, что он спросил: “О Посланник Аллаха, почему я не вижу, чтобы ты постился в каком-либо месяце так, как ты постишься в шаабан?”, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: “Это месяц между раджабом и рамаданом, к которому люди относятся небрежно”»[33].

Имам аш-Шаукани пишет: «Очевидно из слов в хадисе Усамы: “Шаабан — это месяц между раджабом и рамаданом, к которому люди относятся небрежно”, что пост в месяц раджаб желателен, потому что внешне подразумевается, что люди беспечны в том, чтобы проявить должное внимание месяцу шаабан постом так, как они возвеличивают постом месяца раджаб и рамадан»[34].

 5. Предания от сподвижников

В «Мусаннаф» ибн Абу Шейбы приводится: «Передал нам ибн Алия от Юнуса от аль-Хасана, что он постился в запретные месяцы.

Передал нам Абу Дауд от Халида ибн Абу Усмана от Айюба ибн Абдуллаха ибн Ясара и его брата Сулейта, что ибн Умар постился в Мекке в запретные месяцы»[35].

В «Мусаннаф» Абдур-Раззака приводится:

«Передается от Маамара от аз-Зухри от Салима, что ибн Умар постился в запретные месяцы.

Передается От Маамара от Айюба от Нафиа, что ибн Умар почти не пропускал посты в запретные месяцы и в другие»[36].

Доводы ханбалитов основываются на хадисах, преданиях и рациональных аргументах

1. Хадисы

  • Хадис, который упоминается в двух «Мусаннафах»: «Передается от Зейда ибн Асляма, что Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о посте в месяце раджаб, и он ответил: “Почему вы не обращаете внимание на шаабан?”»[37]
    Этот хадис относится к категории мурсаль (с разрывом в цепочке передачи).
  • Хадис, который упоминается в «Сунан» ибн Маджа: «От Мухаммада ибн Ибрахима передается, что Усама ибн Зейд постился в запретные месяцы, и тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: “Постись в шаввале!” После этого Усама перестал поститься в запретные месяцы, и продолжал поститься в Шаввале до самой смерти»[38]. Этот хадис слабый. Аль-Бусайри: «В нем есть сомнения»[39]. Также этот хадис ослабил аль-Албани[40].
  • Хадис, который упоминается в «Сунан» ибн Маджа: «От ибн Аббаса передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил поститься в месяце раджаб»[41]. Этот хадис слабый.

Ибн Таймийя пишет: «Ибн Маджа передал в своей “Сунан” от ибн Аббаса, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил пост в месяце раджаб, но в цепочке этого хадиса есть сомнения»[42].

Ибн Муфлих отметил, что этот хадис передан от Давуда ибн Ата, которого ослабили Ахмад и другие[43].

Аль-Бусайри сказал: «В цепочке присутствует Давуд ибн Ата аль-Мадани, которого единогласно признали слабым. Ибн аль-Джаузи включил его в книгу “Аль-Илялюль-мутанахия”, указав на слабость этого хадиса через Давуда, и он действительно слабый по единогласному мнению»[44].

Имам аш-Шаукани сказал: «Что касается хадиса ибн Аббаса в “Сунан” ибн Маджа, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил пост в месяце раджаб, то в нем есть два слабых передатчика: Зейд ибн Абдуль-Хамид и Давуд бин Ата»[45].

2. Предания (асары)

В «Мусаннаф» ибн Абу Шейбы приводятся следующие предания:

1) «Передал нам абу Муавия от аль-Амаша от Вабры от Абдур-Рахмана от Хурши ибн аль-Хур, что он видел, как Умар бил людей по ладоням в месяце раджаб, пока они не опустят свои руки в чаши, говоря: “Ешьте, ведь это всего лишь месяц, который возвеличивали люди джахилийи”».

2) «Передал нам Ваки от Язида, вольноотпущенника ас-Сахбаа, от одного человека, имя которого не названо, от Анаса: “Не совершайте (пост) каждый понедельник, четверг или в месяц раджаб”».

3) «Передал нам Ваки от Асыма ибн Мухаммада от его отца, что когда ибн Умар видел людей и то, что они готовят к месяцу раджаб, то он осуждал это»[46].

В «Мусаннафе» Абдур-Раззака приводятся следующие предания:

1) «Передается от ибн Джурайджа со слов Ата, что ибн Аббас запрещал поститься в течение всего месяца раджаб, чтобы это не сделали праздником».

Однако ибн Аббас следовал этому мнению относительно всех месяцев, а не только раджаба. Это подтверждается следующим хадисом, переданным Абдур-Раззаком сразу после предыдущего:

2) «Передается от ибн Джурайджа со слов Ата, что ибн Аббас запрещал поститься в течение всего месяца и говорил: “Пусть постятся, но за исключением несколько дней”; также он запрещал выделять определенный день для поста каждый раз, когда он наступает. Ибн Аббас также запрещал поститься в известные дни, говоря: “Не поститесь в известные дни”»[47].

В «Аль-Мугни» ибн Кудамы приводится следующее: «Передает Ахмад по своей цепочке от абу Бакрата, что он пришел к своей семье, у которых были новые корзины и кувшины, и спросил: “Что это?”, на что они ответили: “Мы будем поститься весь раджаб”. Тогда он спросил: “Вы сделали раджаб рамаданом?!”, после чего перевернул корзины и разбил кувшины»[48].

3. Рациональные аргументы

Они (ханбалиты) сказали: «Это подражание людям джахилийи».

Ибн Муфлих сказал: «(Это запрещено,) так как в этом содержится оживление символов джахилийи через возвеличивание этого месяца»[49].

Аль-Бухути сказал: «(Это запрещено,) так как в этом содержится оживление символов джахилийи через возвеличивание этого месяца. Именно поэтому достоверно передано от Умара, что он бил (людей за это), говоря: “Ешьте, ведь это всего лишь месяц, который возвеличивали люди джахилийи”»[50].

Ответ на доводы ханбалитов

Что касается хадисов, то они слабые и не могут служить доказательством при наличии более достоверных хадисов, которые им противоречат.

Что касается преданий, то они не являются аргументом при наличии противоположных хадисов и преданий.

Что касается обвинения в подражании обычаям джахилии, то в книге ибн Хаджар аль-Хайтами приводит цитату шейха Иззуддина ибн Абдус-Саляма: «Кто возвеличивает месяц раджаб не так, как это делали во времена джахилийи, тот не подражает им. Не все, что они делали, запрещено, если только это не запрещено Шариатом, или же если общие правила не указывают на оставление этого действия. Истину не оставляют только потому, что сторонники лжи делают нечто подобное. Кто запрещает пост в месяце раджаб, тот — невежда, известный своей безграмотностью, и мусульманину не дозволено следовать за ним в религии. Следовать можно только тому, кто известен своими знаниями об установлениях Аллаха и их источниках. Тот же, кому приписывается данное мнение, далек от понимания религии Аллаха, и следовать за ним запрещено. Тот, кто последовал за таким человеком, обольстился его религиозностью»[51].

Важные аспекты

1. Мнение зейдитов по этому вопросу подобно мнению большинства

  • «Желательно держать пост в месяце мухаррам, так как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал о нем: “Лучший пост…”, и тому подобное. Также рекомендуется пост в месяце раджаб, основываясь на словах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Кто постился один день в месяце раджаб…” и тому подобные хадисы»[52].
  • «Слова: “Кто постился один день в месяце раджаб…”, заканчиваются так: “…Будто бы он постился целый год”. Передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Кто постился семь дней в месяце раджаб, для того будут закрыты врата Ада”. Также передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Шаабан — это мой месяц, раджаб — твой месяц, о Али, а рамадан — это месяц Аллаха”. Все это приводится в книге “Аш-Шифа”»[53].

2. Мнение аш-Шаукани по этому вопросу подобно мнению большинства

Аш-Шаукани говорит: «Важный момент: внешний смысл слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в хадисе Усамы: “Шаабан — это месяц между раджабом и рамаданом, к которому люди относятся небрежно”, заключается в том, что желательно поститься в месяце раджаб. Смысл в том, что люди упускают возвеличивание шаабана через пост таким образом, как они возвеличивают постом рамадан и раджаб. Также, возможно, имеется в виду то, что люди пренебрегают возвеличивание шаабана постом так, как они возвеличивают раджаб, принося в этот месяц жертвоприношения, ведь подобное было распространено у людей джахилийи, — они закалывали животных (ради своих идолов) — как это утверждено в хадисе. Однако, скорее всего, правильным является первое мнение. И под словом “люди” в хадисе подразумеваются сподвижники, ведь на тот момент Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уже уничтожил символы джахилийи, но в данном случае это было утверждение о том, чтобы они постились в этот месяц, и максимум, что можно понять отсюда, это разрешенность этого поста. Также имеются достоверные указания на законность этого поста как в общем, так и в частности.

Что касается общих указаний, то это хадисы, призывающие к посту в запретных месяцах, к которым, по единогласному решению, относится раджаб, а также хадисы, поощряющие пост в любое время.

Что касается частных указаний, то это хадис, переданный ат-Табарани со слов Саида ибн абу Рашида и возведенный к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): Пост одного дня в месяце раджаб равноценен посту целого года. Кто постился семь дней, для того закроются врата Ада; кто постился восемь дней, для него откроются восемь врат Рая; кто постился десять дней, тому Аллах дарует все, что он попросит; кто постился пятнадцать дней, тому глашатай с небес скажет: “Прощены тебе твои предыдущие грехи, и теперь начинай дела (с чистого листа). Твои злодеяния превращены в добрые дела”. А кто добавит больше, тому Аллах увеличит. А затем ат-Табарани привел длинный хадис о достоинствах этого месяца.

Аль-Хатыб передал от Абу Зарра: “Пост одного дня в месяце раджаб равноценен посту целого месяца”, и упомянул также слова, аналогичные хадису Саида ибн Абу Рашида.

Подобный этому хадис вывели Абу Нуайм и ибн Асакир от ибн Умара, возведенный к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), а также аль-Байхаки в ‘Шуаб аль-Иман» от Анаса, так же возведенный к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует).

Аль-Халляль передает хадис-марфу от Абу Саида, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Раджаб — один из запретных  месяцев. Его дни записаны на вратах шестого неба. Если человек будет поститься один день этого месяца, укрепляя свой пост богобоязненностью, врата и день (этого поста) произнесут: “Господи, прости его”. Если же он не завершает пост с богобоязненностью, прощение для него не испрашивается, и ему скажут: “Тебя обманула твоя душа””.

Абу аль-Футух ибн абу аль-Фаварис передал в своем сборнике “Аль-Амали” от Хасана, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Раджаб — месяц Аллаха, шаабан — мой месяц, а рамадан — месяц моей уммы”.

Ибн ас-Субки передал от Мухаммада ибн Мансура ас-Самаани: “Не существует достоверной Сунны, указывающей на желательность поста в месяце раджаб, а хадисы, которые передаются об этом, являются слабыми…”.

Ибн Абу Шейба в своем “Сунан” сообщил, что Умар бил людей по рукам в месяце раджаб, заставляя опускать свои руки в тарелки, и говорил: “Ешьте, ибо это всего лишь месяц, который возвеличивали люди джахилийи”.

Также ибн Абу Шейба передал от Зейда ибн Аслама, что когда Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о посте в месяце раджаб, он ответил: “Почему вы не обращаете внимание на шаабан?”

Он также передает от ибн Умара то, что указывает на недовольство последнего относительно поста в месяце раджаб.

Известно, что если специальные доказательства не подтверждают желательность поста, общие доказательства выступают в качестве вспомогательных. Также ничего не указывает на порицание, чтобы это могло стать исключением.

Что касается хадиса от ибн Аббаса в “Сунан” ибн Маджа, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил поститься в месяце раджаб, то в его цепочке встречаются два слабых передатчика: Зейд ибн Абдуль-Хамид и Давуд ибн Ата.

Также сообщается о человеке из племени Бахиля, который сказал: “Я пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: “О Пророк Аллаха, я тот человек, который приходил к тебе в прошлом году”.

Почему я вижу, что твое тело похудело? — спросил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).

— О Посланник Аллаха, я не ел днем, но ел только ночью. — ответил мужчина.

Кто велел тебе мучать себя?

— О Посланник Аллаха, я силен.

— Постись в месяц терпения и один день после него.

— Я сильнее.

Постись в месяц терпения и два дня после него.

Когда этот человек повторил: “Я сильнее”, Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Постись в месяц терпения и три дня после него. И постись в запретные месяцы”[54].

Слова: “Постись в запретные месяцы”, относятся к зуль-када, зуль-хиджа, мухарраму и раджаб. И это указывает на законность поста в эти месяцы»[55].

3. В Кувейтской энциклопедии по исламскому праву (28/95) приводится следующее:

«Пост в запретные месяцы: большинство знатоков права (ханафиты, маликиты и шафииты) придерживаются мнения о желательности поста в запретные месяцы. Маликиты и шафииты ясно говорят, что наилучший месяц из них — это мухаррам, после раджаб, а затем оставшиеся два месяца: зуль-када и зуль-хиджа.

Ханбалиты считают законным пост в запретные месяцы только в месяце мухаррам. Некоторые из них указывали на желательность поста в запретные месяцы, однако большинство не упоминали о его желательности; напротив, они подчеркивали нежелательность выделения раджаба для поста, ссылаясь на хадис от ибн Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом): “Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил пост в месяц раджаб”.

Кроме того, это считается оживлением символов людей джахилийи, которые возвеличивали этот месяц. Однако нежелательность снимается, если человек прерывает пост хотя бы на один день или соблюдает пост в другом месяце года, даже если он не следует за раджабом».

 

 

[1] Запретные месяцы — это месяцы зуль-када, зуль-хиджа, мухаррам и раджаб. — прим. ред.

[2] «Аль-Фатава аль-хиндия» (1/202).

[3] «Шарх аля мухтасар Халиль» аль-Харши (2/241).

[4] См. субкомментарии к «Мухтасар Халиль».

[5] День Тарвия (يوم التروية) — восьмое число месяца зуль-хиджа, первый день паломничества. — прим. ред.

[6] «Аль-Фаваких ад-давани» (2/272).

[7] Муслим.

[8] «Аль-Фаваких».

[9] «Кифая ат-Талиб ар-Раббани» (2/407).

[10] См. субкомментарии к «Аль-Адавий» (2/407) (???).

[11] «Шарх аля мухтасар Халиль» ад-Дардира (1/513).

[12] См. субкомментарии ад-Дусуки к «Мухтасар Халиль».

[13] «Ат-Тадж валь иклиль» (3/220).

[14] «Аль-Маджму» имама ан-Навави (6/439).

[15] «Асна аль-маталиб» Закарийи аль-Ансари (1/433).

[16] См. комментарии ар-Рамли к «Асна аль-маталиб».

[17] «Аль-Фатава» ибн Хаджара (2/53).

[18] «Аль-Мугни» ибн Кудамы (3/53).

[19] «Аль-Фуру» ибн Муфлиха (3/118).

[20] «Аль-Фуру» ибн Муфлиха (3/120).

[21] «Аль-Инсаф» аль-Мардави (3/346).

[22] «Кашшаф аль-кынаа» (2/340).

[23] «Аль-Фатава аль-кубра» ибн Таймийи (2/479).

[24] «Аль-Фатава аль-фикхийя аль-кубра» (2/53).

[25] «Найль аль-аутар» (4/291).

[26] «Сунан» Абу Давуда (2/322).

[27] «Сунан» ибн Маджа (1/554).

[28] «Аль-Маджму» (6/439).

[29] «Асна аль-маталиб» (1/433).

[30] «Аль-Фатава» (2/53).

[31] «Аль-Фатава» ибн Хаджара (2/53).

[32] «Аль-Фатава» ибн Хаджара (2/86).

[33] «Сунан» ан-Насаи (4/201).

[34] «Найль аль-аутар» (4/291).

[35] «Мусаннаф» ибн Абу Шейбы (2/457).

[36] «Мусаннаф» Абдур-Раззака (4/292).

[37] «Мусаннаф» ибн Абу Шейбы (2/513); «Мусаннаф» Абдур-Раззака (4/292).

[38] «Сунан» ибн Маджа (1/555).

[39] См. «Мисбах аз-зуджаджа».

[40] См. «Даиф ибн Маджа».

[41] Там же (1/544).

[42] «Аль-Фатава аль-кубра» (2/479).

[43] «Аль-Фуру» (3/118).

[44] «Мисбах аз-зуджаджа» (2/77).

[45] «Найль аль-аутар» (4/291).

[46] «Мусаннаф» ибн Аби Шейбы (2/513).

[47] «Мусаннаф» ибн Абдур-Раззака (4/292).

[48] «Аль-Мугни» ибн Кудамы (3/53).

[49] «Аль-Фуру» (3/118).

[50] «Кашшаф аль-кынаа» (2/340).

[51] «Аль-Фатава» (2/53).

[52] «Аль-Бахру аз-заххар» (3/272).

[53] См. субкомментрии к «Аль-Бахру аз-заххар».

[54] Ахмад; Абу Давуд; ибн Маджа; ан-Насаи.

[55] «Найль аль-аутар» (4/291).

Похожие материалы