Рациональное суннитское богословие (ильмуль-калям) – что это и какие опасности таит?

Ильм аль-калям (рациональное суннитское богословие), который осуждал имам аш-Шафии и другие, – это тот ильм аль-калям, который существовал до методологии имама аль-Ашари, и который использовали еретики для аргументации против вероубеждения приверженцев истины. 

Что же касается науки о суннитском каляме, которую систематизировал имам аль-Ашари, то это тот калям, который использовал имам аш-Шафии и другие имамы, предшествовавшие имаму аль-Ашари. Они применяли его для опровержения «каляма» приверженцев нововведений, посредством которого последние нападали на убеждения праведных предшественников – сторонников истины.

Это наука, которая изучает методы защиты правильных убеждений. Её использовали такие специалисты по полемике из числа праведных предшественников, как имам аль-А’зам (Абу Ханифа) (80 – 150 гг. х.), ибн Кулляб (ум. 241 г. х.), аль-Карабиси (ум. 245 г. х.), аль-Каляниси, аш-Шафии (150 – 204 гг. х.), аль-Харис аль-Мухасаби (170 – 243 гг. х.) и другие. Это калям, который систематизировал имам аль-Ашари (260 – 324 гг. х.) и аргументы которого разъяснил имам аль-Бакилляни (338 – 403 гг. х.). Его сформировал аль-Джувейни (419 – 478 гг. х.), его основы заложил аль-Газали (450 – 505 гг. х.), а ар-Рази (544 – 606 гг. х.) обновил его и развил.

Этот калям является суннитским, но исламские догмы не устанавливаются посредством него, однако он используется для аргументации убеждений, которые уже были определены священными текстами.

Мутакаллим (специалист по науке каляма) сначала убеждается в вере, а затем приводит доказательства для защиты этих убеждений. Чтобы человек считался мутакаллимом, необходимо соблюдение двух условий:

1. его вероубеждение изначально должно быть построено на книге Аллаха и сунне Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует);

2. целью и пределом его изучения этой науки должна являться защита веры через разум, то есть ему необходимо подтвердить шариатские суждения разумом.

Имам аль-Газали (450 – 505 гг.х.) сказал в книге «Ихья»:

وأما الكلام فمقصوده حماية المعتقدات التي نقلها أهل ‏السنة ‏من السلف الصالح لا غير

«Что касается каляма, то под ним подразумевается защита вероубеждения, которое передают Ахлю-Сунна из числа праведных предшественников, и никто иной».

Эта наука суннитского каляма сама по себе восхваляема и является одной из лучших наук, потому что связана с лучшим, что мы можем познать – с Господом. Однако эта наука может быть и порицаемой из-за таких внешних аспектов:

1. раскрытие её перед простыми людьми, что тем самым зарождает сомнения в их естественных убеждениях в истинности Ислама. Простые люди удовлетворяются ясными и очевидными доказательствами и аргументами из Священного Корана, если только они не упрямцы, и тогда при их обучении применяется калям, но только в том объёме, которого хватит, чтобы убедить их. Это подобно лекарству для больного, которое используют в строгой дозировке;

2. появление чёрствости в сердце по той причине, что в человеке рациональное начинает преобладать над чувственным (сердцем). Это происходит потому, что калям при споре с оппонентами и при опровержении их аргументов опирается на рациональные доказательства и логические суждения. Тому, кто занимается изучением каляма, необходимо балансировать между разумом и сердцем, налегая на чтение текстов, влияющих на сердце и чувства;

3. так как калям даёт мутакаллиму умение дискутировать, убеждать и закрывать рты оппонентам, то кое-кого из них может одолеть высокомерие, и он будет обольщённо считать себя единственным понимающим, который всё упорядочил и сам раскрыл козни, ошибки и софизмы своих оппонентов. Таким образом, он мнимо возвысится над другими и превознесётся над ними.

Поэтому мутакаллиму необходимо остерегаться попасть в эту ловушку и воспитывать себя в скромности и искренности ради Аллаха Всевышнего каждый раз, как он заметит в себе отклонение от этих качеств.

Ответ осуждающим науку калям

Димашкия в своём ответе на моё приветствие ещё до нашего с ним диспута, осуждая науку о вероубеждении и издеваясь над ней, говорит:

«Эти вопросы “где был до?”, или как его там… “занимание места”, “сторона” и “был ли Аллах до существования мира”… Коран не задавал все эти вопросы, они являются ответвлениями и плодами науки калям, от которой предостерегали такие имамы, как аш-Шафии, Малик, Ахмад и Абу Ханифа. Все они запрещали её».

Я скажу ему в опровержение следующее. Во-первых, погружение в такие термины, как «сторона», «занимание пространства», «существование наряду с Аллахом чего-то до сотворения мира» свойственно мазхабу ибн Таймии, который поднял весь мир на уши, защищая свой мазхаб и приписывая его праведным предшественникам.

В таком случае ты перед выбором: либо ты не знаешь о мазхабе праведных предшественников, который считает таковым ибн Таймия по этой тематике и который также является твоим мазхабом. Значит, тебе нужно признать своё невежество в этом. Либо же ибн Таймия лгал, когда относил эти вопросы к праведным предшественникам, и в таком случае тебе нужно отречься от него и его убеждений, которым нет подтверждения в Коране, согласно твоим заявлениям.

По моему мнению, ты невежда в том, что касается этого, а ибн Таймия врёт, когда относит всё это к праведным предшественникам. Однако важно то, что те понятия, которые ты осуждаешь и терминологию которых не понимаешь – всё это является мазхабом твоего шейха ибн Таймии, который расписал его для тебя и сделал это постулатами твоего вероубеждения, не по праву приписав их праведным предшественникам. Загляни в его книгу «Баян тальбис джахмия» и посмотри, как отчаянно он защищает такие понятия, как «сторона» и «занимание пространства», когда рассказывает об отделённости Аллаха от мира в своих слабых возражениях имаму Фахруддину ар-Рази.

Во-вторых, праведные предшественники запрещали тот вид науки «калям», который использовали заблудшие секты для аргументации неправильности, как они считали, вероубеждений сторонников истины и сунны. Но опровержение их аргументации тем же оружием (то есть калямом) не порицается, более того, похвально. Им в совершенстве овладел великий имам – Абу Ханифа, а также ибн Кулляб, аль-Карабиси, аль-Харис аль-Мухасаби, аш-Шафии и другие учёные приверженцев сунны. Перед ними они и опровергали заблудшие секты.

Так продолжалось до тех пор, пока не пришёл имам Абуль-Хасан аль-Ашари, не зафиксировал и не систематизировал эту науку. Он стал опорой для тех, кто появился после него, в том, что касается защиты вероубеждений сторонников сунны посредством логических доводов.

Ибн Таймия сам хвалил науку калям, которая обосновывает убеждения приверженцев сунны посредством рациональных доводов, как он хвалил и имама аль-Ашари за его отстаивание этих убеждений.

Он сам (ибн Таймия) боролся за свои убеждения, используя рациональные доказательства. А наука калям есть не что иное, как обоснование исламских убеждений с помощью рациональных аргументов.

Ты же по причине отсутствия знаний о науке калям осуждаешь её, следуя в этом своим шейхам из местности Бани Вахабан, которые пытаются помешать людям увидеть их заблуждения и ложь.

Человек – враг того, чего не знает. 

Похожие материалы