Распространенные ошибки в месяц рамадан

Рамадан — это месяц усилий в поклонении и стремлении приблизиться ко Всевышнему Аллаху посредством выполнения того, чем Он доволен. Поэтому в этом месяце верующие должны быть в своем наилучшем состоянии и стремиться совершить как можно больше добрых дел.

С этой целью для взаимного наставления мы хотели бы напомнить о распространенных ошибках, которые совершаются в месяц рамадан, надеясь, что верующие будут их избегать.

Некоторые из этих ошибок касаются убеждений и поклонений, другие — слов и поведения. Они различаются по положениям (хукмам): некоторые из них являются запретными (харам), а некоторые нежелательными (макрух).

Мусульманин, особенно в месяц рамадан, должен прилагать усилия, чтобы избегать всего этого, вне зависимости от того, мало это или много. Например:

1. Легкомысленное использование вымышленных хадисов

К сожалению, некоторые люди по причине своего незнания распространяют среди людей слова от имени Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые не имеют к нему никакого отношения.

Среди них широко распространяются якобы хадисы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), где говорится о том, что если кто-либо первым поздравит другого с наступлением месяца рамадан или же первым напомнит о начале поста, то пламя Ада станет для него запретным.

Эти слова не имеют никакого отношения к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует).

От Салямы (да будет доволен им Аллах) передается, что он слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مَنْ يَقُلْ عَلَيَّ مَا لَمْ أَقُلْ فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنَ النَّارِ

«Пусть тот, кто приписывает мне то, чего я не говорил, приготовится занять свое место в Аду»[1].

2. Оставление повторения слов азана 

После того как люди открыли пост финиками или водой, они продолжают есть во время провозглашения азана и не повторяют азан за муэдзином. В хадисе от Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إذا سَمِعْتُمُ النِّداءَ فَقُولُوا مِثْلَ ما يَقُولُ المُؤَذّنُ‏

«Когда услышите азан (призыв к молитве), повторяйте то, что говорит муэдзин»[2].

Тем самым упускается награда за повторение слов азана за муэдзином. Также многие пропускают коллективный намаз в мечети из-за еды. Правильнее будет выпить воду, съесть еды, достаточной для того, чтобы голод не отвлекал от намаза и пойти в мечеть на коллективный намаз, а затем уже продолжить полноценный прием пищи. Это облегчает работу желудка и предотвращает переедание, которое может помешать ночным намазам.

3. Оставление совершения двух ратибат ракаатов ночного намаза

Некоторые люди приходят в мечеть совершить таравих намаз, но при этом не совершают ратибат намазы.

Имам Джалалуддин аль-Махалли аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) пишет:

(وَهُوَ أَفْضَلُ مِمَّا لَا يُسَنُّ جَمَاعَةٌ) لِتَأَكَّدِهِ بِسَنَّ الْجَمَاعَةِ فِيهِ، لَكِنِ الْأَصَحُ ): تَفْضِيلُ الرَّائِبَةِ) لِلْفَرَائِضِ ( عَلَى التَّرَاوِيحِ) بِنَاءً عَلَى سَنِّ الْجَمَاعَةِ فِيهَا ، كَمَا سَيَأْتِي ؛ لِمُوَاظَبَةِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى الرَّاتِبَةِ ؛ كَمَا يُؤْخَذُ مِنْ أَدِلَّتِهَا السَّابِقَةِ دُونَ التَّرَاوِيحِ ؛ لِمَا سَيَأْتِي فِيهَا ، وَالثَّانِي: تَفْضِيلُ التَّرَاوِيحِ عَلَى الرَّاتِبَةِ ؛ لِسَنَّ الْجَمَاعَةِ فِيهَا ، فَإِنْ قُلْنَا: لَا تُسَنُّ فِيهَا .. فَالرَّاتِبَةُ أَفْضَلُ مِنْهَا جَزْمًا.

«Добровольные намазы, которые совершаются коллективно, ценнее, чем те, которым не предписано коллективное совершение. Однако наиболее достоверным мнением считается то, что ратибат намазы до и после обязательных намазов ценнее, чем таравих, если мы скажем, что таравих намаз желательно совершать коллективно, как это придет далее. Исходя из постоянной практики Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в совершении ратибат намазов, как это понимается из упомянутых ранее доводов, в отличие от таравих намаза, как это придет далее в книге.

Второй мнение (слабое) гласит, что таравих намаз ценнее, чем ратибат намаз, из-за того, что таравих совершается коллективно. Если же мы будем отталкиваться от мнения, что нет желательности совершать таравих коллективно, то ратибат намазы безусловно ценнее»[3].

4. Разговоры о Ляйлят аль-кадр (Ночь предопределения)

Некоторые утверждают, что знают точную дату этой ночи, хотя это скрыто Аллахом. Вместо этого следует сосредоточиться на поклонении и мольбе в последние нечетные ночи месяца рамадан.

5. Чрезмерные траты на еду и напитки

В рамадан люди часто покупают множество разных блюд, фруктов, сладостей, закусок, что приводит к расточительству. Расходы на еду в этот месяц нередко превышают расходы в прочие месяцы. Это противоречит духу рамадана, который учит воздержанию и скромности.

6. Пренебрежение большими грехами

Священный месяц рамадан — это время милости и прощения. В этот период мусульмане стремятся к очищению, усиленному поклонению и благим делам. Однако, несмотря на величие этого месяца, некоторые люди совершают серьезные грехи, которые могут лишить их милости Аллаха.

Ибн аль-Джаузи (да смилуется над ним Аллах) сказал:

مَنْ أفسد بالمعاصي أيامَ عَشْرِه، ندم حين الأخذ بالنواصي يوم حشره

«Кто испортит грехами 10 дней его (Рамадана), будет сожалеть об этом, когда его схватят за чуб в день Сбора!»[4]

7. Путешествия в месяц рамадан

Некоторые отправляются в путешествия на отдых в места, где совершаются такие грехи, как смешение полов и развлечения, не соответствующие нормам Ислама. Некоторые также пропускают пост, ссылаясь на то, что дозволено путнику не поститься и сокращать намазы. Однако ученые подчеркивают, что послабления действуют только для дозволенных путешествий, а не для путешествий с целью развлечений в греховных местах.

8. Бессонные ночи в заведениях

Многие люди проводят ночи в заведениях, перед телевизором или с друзьями за пустыми разговорами и развлечениями вплоть до времени сухура.

Сообщается, что Абу Барза (да будет доволен им Аллах) сказал:

أنَّ رسولَ الله صلى الله عليه وسلم كان يكرهُ النَّومَ قَبْلَ العِشَاءِ والحَديثَ بَعْدَهَا .

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не любил спать до ночного намаза и вести разговоры после него»[5].

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) комментирует:

وَسَبَبُ كَرَاهَةِ الْحَدِيثِ بَعْدَهَا أَنَّهُ يُؤَدِّي إِلَى السَّهَرِ وَيُخَافُ مِنْهُ غَلَبَةُ النَّوْمِ عَنْ قِيَامِ اللَّيْلِ أَوِ الذِّكْرِ فِيهِ أَوْ عَنْ صَلَاةِ الصُّبْحِ فِي وَقْتِهَا الْجَائِزِ أَوْ فِي وَقْتِهَا الْمُخْتَارِ أَوِ الْأَفْضَلِ وَلِأَنَّ السَّهَرَ فِي اللَّيْلِ سَبَبٌ لِلْكَسَلِ فِي النَّهَارِ عَمَّا يَتَوَجَّهُ مِنْ حُقُوقِ الدِّينِ وَالطَّاعَاتِ وَمَصَالِحِ الدُّنْيَا قَالَ الْعُلَمَاءُ وَالْمَكْرُوهُ مِنَ الْحَدِيثِ بَعْدَ الْعِشَاءِ هُوَ مَا كَانَ فِي الْأُمُورِ الَّتِي لَا مَصْلَحَةَ فِيهَا أَمَّا مَا فِيهِ مَصْلَحَةٌ وَخَيْرٌ فَلَا كَرَاهَةَ فِيهِ وَذَلِكَ كَمُدَارَسَةِ الْعِلْمِ وَحِكَايَاتِ الصَّالِحِينَ وَمُحَادَثَةِ الضَّيْفِ وَالْعَرُوسِ لِلتَّأْنِيسِ وَمُحَادَثَةِ الرَّجُلِ أَهْلَهُ وَأَوْلَادَهُ لِلْمُلَاطَفَةِ وَالْحَاجَةِ وَمُحَادَثَةِ الْمُسَافِرِينَ بِحِفْظِ مَتَاعِهِمْ أَوْ أَنْفُسِهِمْ وَالْحَدِيثُ فِي الْإِصْلَاحِ بَيْنَ النَّاسِ وَالشَّفَاعَةِ إِلَيْهِمْ فِي خَيْرٍ وَالْأَمْرُ بِالْمَعْرُوفِ وَالنَّهْيُ عَنِ الْمُنْكَرِ وَالْإِرْشَادِ إِلَى مَصْلَحَةٍ وَنَحْوِ ذَلِكَ فَكُلُّ هَذَا لَا كَرَاهَةَ فِيهِ

«Причина нежелательности разговоров после него (то есть ночного намаза), связана с тем, что они ведут к бодрствованию допоздна, а это, в свою очередь, может привести к пропуску ночного поклонения (кияму ал-лейль), поминания Аллаха или пропуска утреннего намаза в дозволенное время либо предпочтительное или наилучшее время совершения.

Также ночное бодрствование становится причиной вялости днем, что мешает выполнению религиозных обязанностей, поклонению и мирским делам.

Ученые также сказали, что нежелательны разговоры после ночного намаза, если они не несут в себе никакой пользы. Однако если в них есть благо и польза, то они не являются нежелательными. К таким разговорам относятся получение знаний, рассказы о праведниках, беседы с гостем и супругой для создания уюта, общение отца с его семьей и детьми и выполнения нужд, беседы путешественников для сохранности их имущества и самих себя, разговоры для примирения людей, ходатайства в добрых делах, призыв к одобряемому и предостережение от порицаемого, а также наставления к полезному. Все это не считается нежелательным»[6].

Далее имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:

وَاتَّفَقَ الْعُلَمَاءُ عَلَى كَرَاهَةِ الْحَدِيثِ بَعْدَهَا إِلَّا مَا كَانَ فِي خَيْرٍ

«Ученые сошлись во мнении о нежелательности разговоров после ночного намаза, кроме тех, которые содержат в себе благо»[7].

Это были некоторые распространенные ошибки, которые некоторые совершают в священный месяц рамадан. Да поможет нам Аллах избежать ошибок, усердствовать в поклонении и достойно провести этот благословенный месяц! Амин!

[1] Аль-Бухари.

[2] Аль-Бухари; Муслим.

[3] «Шарх аль-минхадж» (2/208).

[4] Ибн аль-Джаузи, «Ан-Нур фи фадаили аль-айам ва аш-шухур».

[5] Аль-Бухари; Муслим.

[6] «Шарх сахих Муслим» (5/146).

[7] Там же (5/147).

Похожие материалы