Различие методологии в изложении убеждений Ахлю-Сунна

Все учёные из числа Ахлю Сунны придерживаются доводов Корана, Сунны и разума, однако, некоторые из них ищут подтверждение своим убеждениям, концентрируют своё внимание на шариатских текстах из Корана и Сунны, как, например, Имам аль-Байхакы и другие, хотя и не забывают про разум и рациональное суждение, но в большинстве своём учёные опираются на шариатские тексты, и их называют «ахлюль хадис».      

Среди следующих по пути Ахлю Сунны есть и те, кто в большей степени концентрирует внимание на рациональных доводах, как, например, Имам Рази, Аль-Газали, Ат-Тафтазани и другие учёные, но про них не говорится, что они забыли Коран и Сунну или пренебрегают ими. Они лишь сконцентрировали своё внимание на нахождении рациональных доводов убеждениям, и поэтому их называют «ахлюль калям».          

Некоторые учёные из Ахлю Сунны, придающие большое значение совершению [благих] дел, в своих убеждениях относятся к «ахлюль хадис» и «ахлу калям», однако, отличаются от них тем, что разъясняют влияние религиозных убеждений на душу человека, они стараются объяснить словами то, что ощущают в своих сердцах. К таким учёным относятся Абуль-Касим аль-Джунайд, Харис аль-Мухасиби и другие. Они стараются наставить людей на путь совершения [благих] дел, так как это способствует укреплению убеждений, полученных методами предыдущих [, упомянутых выше] путей. Их называют суфиями.       

Таким образом, убеждения всех выделенных нами групп одинаковы, однако, источники их убеждений — разные. Ни одна из этих групп не упрекает другие в недостоверности источников получения убеждений.

Каждая из перечисленных групп отличается акцентом на каком-либо виде доводов. Подобное разделение является следствием различий в методах аргументации и получения доказательств, но никак не из-за различия в самих знаниях, доказательства которым они ищут. Убеждения у всех учёных во всех группах одинаковы, и не дозволяется, чтобы убеждения мухаддиса отличались от убеждений мутакаллима, или чтобы суфий противоречил мутакаллиму. Напротив, религия у них одна, и убеждения одни, различия же в методах — из-за различия натур людей. Кто-то из людей по своей натуре склоняется к вкушениям [состояний[1]],кто-то — предпочитает интеллектуальные размышления, а кто-то — лишь передачу информации. Каждый из них достоин похвалы, и не стоит порицать ни одну из перечисленных групп, и не следует возражать кому-либо из них.

[1] На пути духовного очищения, мурид преодолевает различные степени, и каждая степень сопровождена определенными состояниями. Вкушение или постижение этих состояний на себе и есть познание и достижение до степени. (Прим. переводчика) 

Похожие материалы