
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) предостерег свою умму от времени, когда невежественные люди начнут говорить о великих и значимых вещах, беря на себя роль, которой они недостойны.
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِنَّهَا سَتَأْتِي عَلَى النَّاسِ سِنُونَ خَدَّاعَةٌ، يُصَدَّقُ فِيهَا الْكَاذِبُ، وَيُكَذَّبُ فِيهَا الصَّادِقُ، وَيُؤْتَمَنُ فِيهَا الْخَائِنُ، وَيُخَوَّنُ فِيهَا الْأَمِينُ، وَيَنْطِقُ فِيهَا الرُّوَيْبِضَةُ قِيلَ: وَمَا الرُّوَيْبِضَةُ؟ يَا رَسُولَ اللهِ قَالَ: السَّفِيهُ يَتَكَلَّمُ فِي أَمْرِ الْعَامَّةِ
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «“Придут обманчивые годы, в которые будут верить лжецу, и не будут верить говорящему правду, будут доверять предателю, и не доверять достойному доверия, и заговорит “ар-рувайбида””.
Его спросили: “А что значит “ар-рувайбида”?”, на что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: “Невежественный человек обсуждающий вопросы, которые затрагивают интересы всего общества”»[1].
Имам аш-Шатыби (умер в 790 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:
قَالُوا: هُوَ الرَّجُلُ التَّافَةُ الْحَقِيرُ يَنْطِقُ فِي أُمُورِ الْعَامَّةِ، كَأَنَّهُ لَيْسَ بِأَهْلٍ أَنْ يَتَكَلَّمَ فِي أُمُورِ الْعَامَّةِ فَيَتَكَلَّمُ.
«Ученые сказали, что рувайбида — это пустой и ненавистный человек, толкающий речь о всеобщих делах! То есть (он как) тот, кто не заслуживает и не имеет права говорить о делах народа, но говорит»[2].
И это не просто пророчество — это явление, которое мы наблюдаем сегодня воочию. Социальные сети открыли дорогу людям, совершенно далеким от знания, но крайне уверенным в себе, высказывать мнение по самым важным вопросам религии. Эти люди — рувайбида наших дней.
Сегодня мы наблюдаем, как на религиозное поле выходят люди, не имеющие ни подготовки, ни скромности, ни даже страха перед Аллахом. Они говорят уверенно, громко, часто эмоционально, и люди следуют за ними, думая, что истина в том, кто говорит ярко, а не в том, кто говорит с доказательствами.
Возьмем, к примеру, человека, склонного к нарциссизму, — он всегда старается выделиться и показать себя лучше других. Такой типаж отлично вписывается в описание «ар-рувайбида»: ничтожный, некомпетентный человек, который берется не за свое дело. Особенно когда он начинает опровергать всех подряд — то одних, то других — это только усугубляет положение. Подобное поведение ясно указывает на самонадеянность и поверхностное понимание, что еще больше подтверждает схожесть с этим образом.
Сообщается со слов ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
مَنْ طَلَبَ الْعِلْمَ لِيُبَاهِيَ بِهِ الْعُلَمَاءَ وَيُمَارِيَ بِهِ السُّفَهَاءَ أَوْ لِيَصْرِفَ وُجُوهَ النَّاسِ إِليهِ فَهُوَ فِي النَّارِ
«Тот, кто приобретал знания, стремясь соперничать с учеными или спорить с глупцами, или чтобы люди смотрели на него с почтением, окажется в Огне»[3].
Имам аш-Шафии (умер в 150 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:
من إِذَالَةِ العلم أن تناظر كلَّ من ناظرك وتُقاوِلَ كلَّ من قَاوَلَك
«Один из видов принижения знаний — когда ты дискутируешь и споришь с каждым, кто провоцирует тебя на это»[4].
Это было нравом ранних ученых. Своим знанием они желали достичь довольства Аллаха, ограждая, в первую очередь, себя, а затем и других от невежества. Зная цену и величие знаний, они не тратили время на бессмысленные дискуссии с тем, кто изначально хочет лишь поспорить и настаивает на своем, не желая принимать во внимание другие взгляды.
Возьмем в пример другого человека, претендующего на роль «революционера», проявляющее полное невежество и высокомерие, когда берется критиковать общепризнанных ученых Ислама, например таких имамов как Абу Ханифа или ан-Навави. Его слова сеют раздор, а невежество маскируется под искренность. Он осмеливается оскорблять тех, кого умма считает выдающимися учеными уже на протяжении многих веков.
Как точно выразился поэт:
كَمْ عَالمٍ مُتَفَضِّلٍ، قَدْ سَبّهُ
مَنْ لا يُسَاوِي غِرْزَةً فِي نَعْلِهِ
البَحْرُ تَعْلُو فَوْقَهُ جِيَفُ الفَلا
وَالدُّرّ مَطْمُوْرٌ بِأَسْفَلِ رَمْلِهِ
وَاعْجَبْ لِعُصْفُوْرٍ يُزَاحِمُ بَاشِقًا
إلاّ لِطَيْشَتِهِ .. وَخِفّةِ، عَقْلِهِ
«Скольких благородных ученых поносили
Те, кто и узелка в их сандалии не стоит!
Над морем плавают мертвые туши пустыни,
А драгоценный жемчуг — под толщей его песков.
Дивлюсь воробью, что лезет в спор с ястребом,
Иначе как безрассудством и глупостью не объяснить!»
Имам аз-Захаби (умер в 748 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) писал:
ولكن الجاهل لا يعلم رتبة نفسه فكيف يعرف رتبة غيره
«Невежда не знает своего собственного уровня, так как же он сможет узнать уровень других?»[5]
Например, один такой человек, демонстрируя свое поверхностное знание фактов (например, не зная даже родины имама аль-Бухари), смело берется рассуждать о сложных политических и религиозных вопросах. Его уверенность в себе убеждает других, несмотря на то, что его слова основаны на домыслах, а не на реальном знании.
Другой некто вовсе отрицает наследие современных ученых и их методы, считая, что религия — это «исключительно» личное мнение, которое опирается, как он считает, на классические труды. Его привлекает власть слова — и он использует ее без страха, говоря вещи, которые порой удивляют.
Их имена намеренно не были упомянуты, однако некоторые, возможно, поймут, о ком идет речь. Несмотря на различие в характерах, всех их объединяет суть — они словно отражение «рувайбида», чьи речи уводят от истины и вносят смятение среди мусульман.
Почему такие люди находят отклик в сердцах миллионов?
Современный человек, особенно в эпоху соцсетей, склонен искать не истину, а комфорт. Большинство людей не хотят слушать сложное, не хотят напрягать разум или менять свой образ жизни ради истины. Им хочется легких решений, быстрых выводов и удобной религии — такой, где не требуется адаб по отношению к ученым.
Имам Абдуллах ибн аль-Мубарак (умер в 181 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) говорил:
نحن إِلَى قليل من الأدب أحوج منا إِلَى كثير من العلم
«В небольшой воспитанности мы нуждаемся больше, чем в многочисленном знании!»[6]
Рувайбида предлагают красивую обертку без внутреннего содержания. Они говорят просто, с напором, эмоционально, вызывая у людей ощущение близости, понимания и даже «освобождения» от сложных религиозных рамок. Некоторые из них умело используют медиа, харизму, драматургию, создавая образ «пробужденного правдоруба», «одиночки против системы» или «альтернативного ученого», что особенно сильно действует на умы тех, кто разочарован или плохо ориентируется в религиозной среде.
Также нельзя игнорировать еще одну причину — самое обычное невежество людей. Там, где нет основы, любое громкое слово воспринимается как истина. Люди утратили привычку проверять, откуда говорящий получил знание, ссылается ли он на ученых или лишь на самого себя. Пока это происходит, рувайбида будут находить свою аудиторию.
Как отличить ученого от рувайбида?
В наше время отличить настоящего ученого от рувайбида — одна из важнейших задач для каждого мусульманина. Это не просто различие в уровне знаний, а это различие в подходе, в скромности, в богобоязненности и в ответственности за слово.
Настоящий ученый — это тот, кто учился у тех, кто учился у других, и так по цепочке, восходящей к сподвижникам и Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Ученый не высказывает свое мнение спонтанно. Прежде чем говорить, он размышляет, сверяется с текстами Корана, Сунны и с мнением ученых. Он боится ошибиться, боится сказать то, что может ввести людей в заблуждение. Его речь наполнена уважением к истине, даже если она не нравится людям. Он не стремится к популярности, и его заботит не одобрение масс, а только довольство Аллаха.
Рувайбида же — это его противоположность. У него нет учителей, нет маджлисов знания, нет цепочки передачи. Его «истина» — это его чувство. Он говорит быстро, громко, эмоционально. Он уверен в себе, хотя его уверенность не подкреплена знанием. Он может опровергать ученых, не читая их трудов. Он может делать выводы на основе одной цитаты, игнорируя контекст и фетвы имамов. И самое главное — он не боится Аллаха настолько, чтобы замолчать, когда не знает.
Отличить одного от другого — значит обезопасить свою веру. Потому что следовать за рувайбидой — это не просто ошибка, это путь в смуту, заблуждение и, возможно, крушение религии.
Пусть Аллах сохранит нас от рувайбида и покажет нам истину как истину, и даст нам следовать ей, а также покажет нам ложь ложью, и даст нам сторониться ее.
[1] Хадис передали Ахмад (7912) и ибн Маджа (4036).
[2] «Аль-Итисам», аш-Шатыби (2/681).
[3] Хадис передал ибн Маджа
[4] «Манакиб аш-Шафии», аш-Шафии (2/151).
[5] «Сияр алям ан-нубаля», аз-Захаби (11/321).
[6] «Рисалят аль-Кушайрия», аль-Кушайри (2/447).