Выдающийся учёный, шейх Абуль-Хасан Джамалуддин Юсуф ибн Ахмад ибн Наср ад-Диджви, член совета учёных Благородного Азхара.
[Когда он перешёл в лучший мир,] молитву за него совершил ректор аль-Азхара в мечети аль-Амират Фирял. Многие алимы аль-Азхара несли его тело на плечах. Он похоронен на кладбище Айн Шамс.
Он умер в послеполуденное время аср в четверг пятого числа месяца Сафар 1365-го года по хиджре в возрасте 78 лет, большую часть которых он прожил, совершая благие дела и распространяя полезные знания, призывая к пути Аллаха добрым словом и наставлением, а также совершая джихад на пути Аллаха своим пером и языком.
Он, да будет доволен им Аллах, был удивительным человеком с феноменальной памятью и умом, широким кругом знаний. Также он мог чётко и доходчиво разъяснить самые сложные вопросы. Его прекрасные уроки и лекции в аль-Азхаре посещали сотни, а иногда и тысячи алимов и студентов.
Он был муфассиром и мухаддисом аль-Азхара, а также его проповедником.
Он был алимом «сика», и к нему прислушивались в разных частях света. За ним признавали большие знания, искренность и богобоязненность. Многие задавали ему вопросы и просили его о фетве.
Он был мягким, добрым, щедрым человеком, всегда был рад помочь, когда к нему обращались за помощью. Его гостеприимство не знала границ.
Его перу принадлежат ряд книг и статьи на различные темы, которые издавались в разных странах, печатались в арабских газетах и журналах до последних дней его жизни, да будет доволен им Аллах.
Шейх Диджви, да будет доволен им Аллах, родился в Диджва вблизи [местечка] Калюб (Египет) в 1287-м году по хиджре.
Он потерял зрение ещё в детстве, заболев оспой. Когда мать плакала, его отец, благородный муж своего времени, сказал: «Не печалься, Аллах возместит его зрение (басар) внутренним видением (басират) и сделает его большим учёным, к которому будут обращаться за решением многих проблем».
Его мать утешилась этими словами, а Аллах осуществил сказанное отцом и сделал этого маленького мальчика впоследствии всемирно известным учёным.
Он выучил Коран в своем селе, после чего его отец, Ахмад ибн Наср, отправил его в аль-Азхар, и там с 1301-го по 1317-й годы он получал знания от больших алимов, сдал экзамен и получил диплом с отличием. Его ответы пришлись по душе экзаменаторам. Так, один из них, шейх Ради аль-Ханафи, известный своими знаниями среди учёных, навестил его и поздравил его с получением диплома. Он пожелал выпускнику успеха и совершил для него дуа. Итак, он стал великим учёным среди великих учёных.
Его учителями были великие алимы. Вот некоторые из них:
· Шейх Харун ибн Абдур-Раззак аль-Банджави (ум. в 1336-м г. по хиджре в возрасте 87 лет);
· Шейх Ахмад ар-Рифаи ал-Файюми (ум. в 1326-м году по хиджре в преклонном возрасте);
· Шейх Мухаммад ибн Салим Тамум (ум. в 1336-м году по хиджре);
· Шейх Ахмад Фаид аз-Заркани;
· Шейх Разак ибн Сакр аль-Барками;
· Шейх Давуд;
· Шейх Салим аль-Башари;
· Шейхуль-Азхар (ректор Азхара).
Все эти учёные – маликиты.
Также он учился у великих учёных-шафиитов. Вот некоторые из них:
· Шейх Мухаммад аль-Бухайри;
· Шейх Атийя аль-Адви.
Его учителем по «кираату» (наука по чтению Корана) был известный чтец шейх Хасан аль-Гариси, чей иснад в науке «кираат» известен.
Харун, ар-Рифаи, Тамум и Заркани получили (знания) от шейха Ахмада Миннатуллаха (ум. в 1292-м г. по хиджре), а тот – от Амир аль-Кабира (ум. в 1232-м году по хиджре) а Разак, аль-Башари и Давуд получили их от шейха Мухаммада ас-Сафани аль-Малики (ум. в 1298-м г. по хиджре), а тот – от Амир ас-Сагира (ум. в 1248-м г. по хиджре), а тот – от своего отца Амир аль-Кабира, и на нём заканчивается иснад этих учёных.
Шейх Ахмад Минатуллах издал биографию Абдуль-Кадира ар-Рифаи, где он указывает на многочисленные ошибки, возникшие при печатании книги. Шейх Тамум получил знания от шейха Ахмада Зиаяуддина аль-Кумушханави (ум. в 1311-м г. по хиджре), автора «Румаз аль-ахадис ва шархуху», а тот получил их от Ахмада ибн Сулеймана аль-Арвади (ум. в 1275-м г. по хиджре) и от Мустафы аль-Мубаллата (ум. в 1384-м г. по хиджре), а аль-Авради получил знания от Ибн Абидина и Хамида аль-Аттара и Абдуррахмана Аль-Карбари и аш-Шихаба ас-Сави, факт передачи четырьмя известен.
Аль-Мубаллат получил знания от Амира аль-Кабира и аш-Шанвани, которые были учениками Али ас-Саиди. Аш-Шанвани получил знания от Муртазы аз-Зубайди, передача этих учёных известна. Пусть Аллах их и нас соберёт под знаменем Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, и даст нам получить пользу от их знаний.
Я получил от устаза Диджви, рахимахуллах, уроки по «Муватта» имама Малика на маджлисах, последний из которых состоялся 22-го числа месяца Сафар 1361-го года по хиджре, из риваята Яхьи аль-Лайси. Я прочел «Муватта» целиком у него, не считая некоторых уроков, где вместо него преподавал шейх Али аль-Хусуси. И он дал мне иджаза амма (разрешение на проведение уроков, обучение) по «Муватта» со всеми её риваятами. Его иснад идёт от Ахмада Минатуллаха, от Амира аль-Кабира, его иснад идёт от ас-Сакат. И все передатчики этого иснада – маликиты, начиная от устаза Диджви, рахимахуллах, до имама Малика.