Слепая вера без доказательств

Имам Джалалуддин аль-Махалли аш-Шафии (791–864 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Аль-Бадру т-тали’» (2/410-411):

«(Ученые разногласят относительно слепого следования в вопросах вероубеждения) то есть в таких вопросах, как убеждение в том, что мир имеет начало, существование Творца, существование тех качеств, которые обязательно утверждать в отношении Творца, и качеств, которые абсурдны в Его отношении, а также иное, что придет позже. Многие из них — а имамы ар-Рази и аль-Амиди (да смилуется над ними Аллах) предпочли это мнение — сказали: “(Слепое следование в этих вещах) недозволенно. Более того, обязательно провести анализ, потому что цель от всего этого — достижение глубокой убежденности. Сказал Аллах Своему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): “Знай же, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха”[1], и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) знал это. Аллах также сказал людям: “Последуйте за ним, чтобы оказаться наставленными”[2]. Также по аналогии обстоит дело и со всем, помимо знания о единстве Аллаха”.

Аль-Анбари и другие сказали: “Допустимо слепое следование в этих вещах, а анализ доводов не обязателен, потому что достаточно твердого убеждения, ведь Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) хватало, что обычные бедуины, которые не были способны на анализ аргументов, произносили слова двух свидетельств в силу их твердой убежденности. Также по аналогии обстоит дело и со всем, помимо веры”.

(Сказано некоторыми, что анализ аргументов запрещен), потому что в нем есть предпосылки к тому, чтобы впасть в заблуждение и сомнения по той причине, что умы и аналитические способности разнятся, чего нельзя сказать о слепом следовании. Поэтому обязательно, чтобы мукалляф твердо был убежден в тех догматах, с которыми пришел Шариат.

Сторонники первого мнения ответили на аргумент сторонников второго, сказав: Мы не принимаем то утверждение, что бедуины не были способны к анализу, потому что тот анализ, о котором идет речь, имеет общий характер (то есть не анализ, которым занимаются узкопрофильные специалисты. — прим. пер.). Как, например, один бедуин ответил аль-Асмаи (да будет доволен им Аллах) на его вопрос: “Как ты познал своего Господа?” следующим образом: “Верблюжий помет указывает на верблюда, а след от ног указывает на некогда идущего. Небеса со своими созвездиями и земля со своими долинами — разве они не указывают на Проницательного, Сведущего?” Никто из бедуинов не подчинился (Аллаху) и не произнес слова двух свидетельств, кроме как после своего анализа доводов, после чего они уже последовали прямым путем.

Что касается анализа, которым занимаются мутакаллимы, к которому относится фиксация доводов, их детальное изучение, а также опровержение сомнений и ложных аргументов оппонентов, то это является коллективной обязанностью в отношении способных ученых, и если кто-то из них выполнит эту обязанность, то этого будет достаточно.

Что же касается тех, за которых есть опасения, что они впадут в сомнения и ересь, то не дозволяется им углубляться в это. В таком же ключе понимается запрет имама аш-Шафии и других предшественников (да будет доволен ими Аллах) заниматься наукой каляма, что есть наука о религиозных убеждениях, основанных на категоричных доводах.

Согласно всем трем мнениям, вера того, кто слепо следует, действительна, даже если согласно первому мнению он будет грешником из-за пренебрежения анализом.

(От имама аль-Ашари, да смилуется над ним Аллах) передается, что он сказал: “Вера слепо следующего (мукаллида) недействительна”.

Различные группы порочили его за это, потому что из этого следовало обвинение в неверии простых мусульман, а они — большая часть.

(Сказал) устаз Абуль-Касим (аль-Кушайри, да смилуется над ним Аллах) в ответ на данное чернение: “Это (ложь на него)”.

Сказал автор (то есть имам ас-Субки, да смилуется над ним Аллах): (Итог исследования) в том, что если слепое следование (является тем случаем, когда некто верит со слов другого без доказательства, но при этом есть вероятность сомнений и ошибок), то есть он не всецело убежден, (то такого следования недостаточно,) потому что вера недействительна, если в ней есть самое минимальное сомнение. (Если же слепое следование) выражается в случае, когда человек верит со слов другого без доказательств, но при этом его вера (тверда,) и он крепко убежден в ней, (то такой веры достаточно) по мнению аль-Ашари (да смилуется над ним Аллах) и других, и данное мнение является основополагающим».

 

[1] Коран, 47:19.

[2] Коран, 7:158.

Похожие материалы