Такфир за мнение о сотворенности Корана

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его роду и сподвижникам.

Все мусульмане Ахлю-Сунна единогласны в том, что Речь Всевышнего Аллаха, как атрибут, не является сотворенной, и утверждение обратного является заблуждением, потому что из сотворенности атрибутов вытекает сотворенность сущности, а это — откровенное безбожие.

И поэтому огромное количество саляфов выступили против мутазилитов, которые начали говорить, что Коран является сотворенным. Также передается огромное количество такфиров в адрес тех, кто так говорит и считает.

Но что имено подразумевали саляфы, когда утверждали, что говорящий, что «Коран сотворен» является кафиром? Неверие, которое выводит из Ислама, либо неверие, которое меньше неверия, как правление не по Шариату?

Говорит Абу Наср ас-Саджи (ум. 444 г. х.) в своей книге против ашаритов:

واتفق المنتمون إلى السنة بأجمعهم على أن القرآن غير مخلوق ، وأن القائل بخلقه كافر . فأكثرهم قال : إنه كافر كفرا ينقل عن الملة ، ومنهم من قال : هو كافر بقول غير الحق في هذه المسألة . والصحيح الأول

«Все, кто относит себя к Сунне, единогласны в том, что Коран не сотворен, а утверждающий о его сотворенности — кафир. Большинство из них говорят, что это неверие, выводящее из религии, но среди них были и те, кто считал, что он неверующий в высказывании, которое противоречит истине в этом вопросе, но верным является первое мнение»[1].

В этих словах имам ас-Сиджзи приводит разногласие в понимании того, что именно имеется в виду под неверием в утверждении сотворенности Корана.

В подобном же ключе высказался и ибн Кудама (да смилуется над ним Аллах) в своей книге против ашаритов:

واتفق المنتمون إلى السنة على أن القائل بخلق القرآن كافر : منهم من قال : كفر ينقل عن الملة ، ومنهم من قال: لا ينقله عنها

«Единогласны относящие себя к Сунне в том, что утверждающий о сотворенности Корана является кафиром, но некоторые из них сказали, что это неверие, выводящее из Ислама, а другие же сказали, что это не выводит из Ислама»[2].

Имам аль-Багави (433–516 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) утверждал, что имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) не имел в виду неверие, выводящее из Ислама:

وناظر الشافعي حفص الفرد، وكان الشافعي رضي الله عنه يسميه حفص المنفرد، فقال حفص: القرآن مخلوق، فقال الشافعي: كفرت بالله العظيم. وأجاز الشافعي شهادة أهل البدع، والصلاة خلفهم مع الكراهية على الإطلاق، فهذا القول منه دليل على أنه إن أطلق على بعضهم اسم الكفر في موضع أراد به كفرا دون كفر، كما قال الله تعالى: {ومن لم يحكم بما أنزل الله فأولئك هم الكافرون} [المائدة: ٤٤].

«Аш-Шафии дискутировал с мутазилитом Хафсом аль-Фардом, и аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) называл его Хафсом аль-Мунфаридом («одинокий, отделившийся»). Хафс утверждал, что Священный Коран сотворен, на что аш-Шафии сказал ему: “Ты стал неверующим во Всевышнего Аллаха”. Аш-Шафии принимал свидетельство приверженцев нововведений и дозволял совершать за ними намаз, вместе с тем, что считал это нежелательным. Это мнение аш-Шафии является доказательством того, что он считал, что если в отношении кого-то использован термин “кафир” (неверующий) в определенном месте, то под этим не подразумевается куфр в настоящем смысле этого слова. Это подобно словам Всевышнего Аллаха: “А кто не судит по закону Аллаха, те — неверующие”[3]»[4].

Также среди тех, кто утверждает, что под неверием имеется в виду неверие, которое выводит из Ислама, существует разногласие в вопросе воплощения этого такфира.

Говорит ибн Абу Асым (206–287 гг. х.):

القرآن كلام الله تبارك الله وتعالى تكلم الله به ليس بمخلوق ومن قال (مخلوق) ممن قامت عليه الحجة فكافر بالله العظيم ومن قال من قبل أن تقوم عليه الحجة فلا شيء عليه

«Коран — это несотворенная Речь Аллаха, Которой Аллах говорит. Если кто-то скажет, что Коран сотворен после установления над ним довода, тот является неверующим в Аллаха, а если до установления довода, то ему за это ничего не будет»[5].

Это также подтверждается практикой самого имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах), который совершал намаз за халифами-мутазилитами, которые пытались навязать всей умме свое заблуждение.

Поэтому если мы встречаем в словах саляфов такфир за то или иное утверждение, то следует быть крайне осторожными в его понимании, и тем более — в применении этого понимания в отношении современников.

 

 

[1] «Ар-Радд аля ман анкара аль-харф ва ас-соут», стр. 106.

[2] «Аль-Муназарат фи аль-Куръан», стр. 19.

[3] Коран, 5:44.

[4] «Шарху-с-Сунна», 1/227-228.

[5] Адиль Хамдан, «Аль-Джами», 1/622.

Похожие материалы