Танвируль-Кулюб. Акыда. Урок 3. Доказательства существования Аллаха.

Разберем каждый сифат Аллаха по отдельности, то есть сначала дадим определение, его смысл, далее приведем далиль из разума и на заключительном этапе — далиль из Корана или Сунны.
 
Первый сифат — это Существование Аллаха.
 
Этот сифат — ключевой, и из него следуют все сифаты  сальби, в которых мы отрицаем все недостатки Аллаха. Если понять этот сифат, то будут понятны и сифаты сальби.
 
Существование – это утверждение чего-то или это то, что можно увидеть.
 
Мы знаем, что только Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а верят в возможность увидеть Аллаха в Раю. Такие секты, как шииты, му’тазилиты и прочие, не верили в это. В одной книге приводилось, что у спасшейся группы есть масса признаков, присущих только ей. Данное положение относится к одному из таких аспектов.
 
Мы признаем, что Аллаха можно будет увидеть некой силой, которую нам может дать Аллах. Му’тазилиты говорили, что, если ты видишь Аллаха, значит, Он тело, поэтому и стали отрицать возможность Его увидеть. Имам Ашари говорил, что все существующее можно увидеть: запах, звук и прочее — но у нас нет способностей на это. Например, мы не видим микроорганизмы, поэтому нам нужны специальные средства (микроскопы). Аллах дарует нам также какую-то способность, которая даст нам такую возможность — увидеть Аллаха без места и направления.
 
Только Существование Аллаха обязательно, а у творений нет такой характеристики. 
 
Почему? Потому что у творений есть начало, а у Аллаха — нет, причем в абсолютном понимании, вне времени и пространства. Поэтому существование творений — допустимо.
 
Существование Аллаха предвечно, Он существует всегда. Противоположность существованию — небытие, или несуществование. Далее идет доказательство Существования Аллаха и невозможности Его несуществования. Доказательством  Его Существования служит существование творений.
 
Как доказать Существование Аллаха? Аллах к нам не обращался,  пророков мы не видели. Существование творений и является доказательством. Почему? Мы понимаем, что у всех творений есть Творец, и приходим к выводу, что Творцом является Аллах. Например, у нас есть домашнее животное, оно у нас появилось, мы его кормили, потом оно умирает.
 
Все творения идут по такому циклу: появились, были, исчезли. Все творения не могли сами себя создать. Значит, есть Тот, Кто создал всё, и это Аллах, то есть мы понимаем этот сифат опосредованно, через создания Аллаха. Выражение, что не нужно думать о Сущности Аллаха, а нужно думать о его творениях, подразумивает именно это.
 
Итак, через творения мы понимаем, что Аллах существует и Его Существование не подобно творениям. Мы говорили, что слепое следование в акыде запретно и нам нужно знать доказательство (далиль) на любое утверждение в акыде. Какое доказательство Существования Аллаха? Общее доказательство — творения и их существование. Этого достаточно, без углубления в детали.
 
Когда ты смотришь на этот мир, то видишь, что он изменяется: из небытия в бытие…
 
То есть какой-то вещи не было, и она появилась.
 
…и из бытия — в небытие; либо вещь появилась, либо исчезла;
 
Любое тело характеризуется либо движением, либо покоем, то есть у тел есть характеристики, которые меняются, они не постоянны. Почему? Потому что они являются следствием сотворенности, так как несотворенное имело бы предвечные характеристики, как у Аллаха. И в акыде есть правило: то, что описывается тварными характеристиками или изменениями, сотворено и изменяемо. Почему? Потому что характеристики изменяемости есть следствие изменяемости самой сущности. Если понять это базовое правило, то все сифаты будут понятны.
 
от движения к покою, и из покоя в движение, с различными видами —
 
Мы видим, что в этом мире каждая вещь построена в определенной форме, и характеристики разнообразны, и каждый находится в каком-то месте и времени и имеет направление и размер. У человека именно столько рук, именно такое строение — и так далее. И невозможно, что решение по всем характеристикам принято было бы само по себе или самим человеком. Нет,  кто-то принял такое решение. Родители не принимали решение о цвете глаз, росте и прочем. Они были внешней причиной.
 
и какие тела: белые, черные, красные.
 
Цветов масса. Почему у каждого именно такой цвет? Потому что кто-то выбрал такой цвет. Абсурдно думать, что все случайно. Например, кто-то скажет, что груда металла летала по воздуху — и появился «Боинг». Ему скажут, что это бред. Зато некоторые могут поверить в практически идентичный пример с возникновением человека от других видов животных. Нет, характеристики выбраны кем-то. Этот «кто-то»  и есть Аллах.
 
Каждое из них (творений) находится в каком-то направлении.
 
Кто-то — выше, кто-то — ниже, правее и так далее.
 
Каждое из них (творений) находится в определенном месте и времени.
 
Мы знаем, что [обычно] один предмет не может находиться в двух местах одновременно, а также в двух временных промежутках.
 
У каждого из этих творений есть определенный размер. Какое-то — выше, какое-то — ниже, какое-то темное, какое-то белое, какое-то более приятное, какое-то — менее — и другие характеристики.
 
Таким образом, общее между всеми созданными и их характеристиками — это изменяемость. Шейх Саид Фуда говорит, что доказательство — это изменяемость, но не движение. И здесь понятно непринятие точки зрения, что Аллах спускается на какое-то там небо, как говорят некоторые, беря прямой смысл хадиса. Они не сразу понимают это, спрашивают, почему это невозможно. Ты говоришь, что изменяемость не может характеризовать Аллаха, так как это недостаток, а это невозможно в отношении Аллаха. Тогда им становится понятно.
 
И все это указывает на то, что этот мир — сотворенный. Мы верим, что мир существует на самом деле. Мир существует после несуществования.
 
Наше существование является мункинуль-вуджуд, то есть наше существование не обязательно, оно возможно, а существование Аллаха – обязательно. И в первой суре Корана есть аят, где говорится о Господине всех миров. Имеется в виду, что все, кроме Аллаха, имеет начало. И до Аллаха мира не было, причем Его Воля была Предвечна, то есть не было такого, что Он когда-то захотел, а до этого не хотел. Существование Аллаха вне времени, то есть категория времени также сотворена. Как пришло в хадисе, не было ничего, кроме Аллаха.
 
Хотелось бы отступить и вспомнить историю распространения христианства до прихода последнего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Так вот: греки, будучи последователями философов, считали, что мир вечен, а Бог придает ему форму. И когда к ним приходили объяснять религию, то они спрашивали, почему Бог захотел сделать мир именно в определенный момент. Никто не мог толком ответить. И был один христианский проповедник, который дал такой ответ: «Время — это категория относительная, и время – это характеристика взаимоотношения творений, и время появляется тогда, когда появляются творения», — то есть время не имеет абсолютную характеристику, что для нас может быть непонятно. Эта характеристика имеет начало. И этот ответ соответствует Корану и Сунне. Но мы существуем во времени, и поэтому нам порой кажется, что данная характеристика охватывает все. Нет, это не так.
 
Все, что изменяется, не может быть обязательным.
 
Почему? Если бы кто-то сказал, что Аллах или Его атрибуты меняются, то это означало бы, что Его Сущность или Атрибуты лишь допустимы, а не обязательны. А это куфр (неверие).
 
И мы понимаем, что все изменения характеристик требуют действующего лица, которое действует по своей воле, чье бытие необходимо, которое переводит существующее в несуществующее, которое действие переводит в покой — и наоборот.
 
Иными словами, весь мир требует того, кто все это изменяет. И мы понимаем, что в вере в Бога нет ничего абсурдного и противоречащего логике. Акыда Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (ашаритская) отвечает на вопросы. И говорить сегодня, что, мол, я мусульманин, потому что им родился, – неправильно, к тому же, неинтересно неверующим. Важно, чтобы мы дали аргумент в контексте смешивания многих культур.
 
В других религиях много абсурда: троица, еще что-то. У нас есть на все логические доказательства. И сегодня это актуально, но не актуален какой-то слепой фанатизм и агрессия.
 
Для действующего лица нужен некто, кто выбирает размер, время, пространство, качества.
 
Например, дата рождения, место рождения, рост, вес у человека и прочее.
 
Если бытие Аллаха невозможно, то почему существует все существующее?
 
Это доказательство от обратного.
 
Наш разум не может предстваить существовование допустимого без существоания обязательного.
 
Если есть сотворенное, то его кто-то сотворил, а Бог не может быть сотворенным, потому что творение будет нуждаться в том, кто его сотворил, а если его творец тоже сотворенный, то он будет нуждаться в том, кто его сотворил, но эта цепочка не может длиться до бесконечности, потому что всегда есть тот, кто не сотворен. Это Аллах.
 
Например, мы знаем, что есть теория большого взрыва. Но стоит задать вопрос: «Что взорвалось?» — сторонники этой теории не ответят внятно. И люди, которые обеими руками «за науку», говорят, что, раз они не видели Аллаха, то и не верят в Его существование. Но в науке есть масса вещей, которые человек не может и сегодня объяснить: частица, начало мира, жизнь и другое. И если мы не можем разобраться с собой, то как мы можем претендовать на знания о Господе?
 
Большие светские ученые говорят, что они занимаются изучением материи, и нет задачи у науки разобраться, есть Бог или нет.
 
И необходимо действующее лицо, которое выбирает творения в определенном виде, дает определенное бытие тому, что пожелает из времени, места, направления, согласно тому, что оно (действующее лицо) предопределило, и согласно тем атрибутам, которые оно пожелало.
 
Итак, есть творения, значит, есть Творец. Мир сотворен, потому что он изменяется, значит, нужен тот, кто придает характеристики сотворенному. Ведь абсурдно, чтобы они сами себе это пожелали.
 
В Коране есть доказтельство, что Аллах существует: «Аллах сотворил небеса и земли».
 
Думаю, что это понятно каждому и в этом никто не сомневается.
Похожие материалы