Второй хикам. Об отказе от использования средств достижения цели

Твое стремление отстраниться [от явных причин событий], когда Всевышний установил их для тебя, — это скрытая страсть. Твое стремление к причинам, когда Всевышний Аллах отстранил тебя от них, — это удаление от величественной устремленности [аль-химмат аль-`алия].
 

Твое стремление, о мюрид, к отстранению, то есть отказ от использования средств, [явных причин], которые установил для тебя Всевышний Аллах, например, получение дозволенного пропитания, поиск шариатского знания, — это скрытая страсть.

Это страсть, поскольку не соответствует Воле Всевышнего Аллаха. Это считается именно скрытой страстью, потому что так ты не стремишься получить удовольствие нафса сразу, а стремишься приблизиться к Аллаху, отказываясь от того, что Он сотворил. 

И твой низменный нафс приукрасил для тебя отказ от использования средств получения искомого, которые установил Величественный и Наделяющий благами.

Стремление же к причинам, которые заставляют тебя забывать Милостивого Аллаха, хотя Всевышний велел тебе забыть о них и дает пропитание оттуда, откуда ты даже не ждешь, согласно Своей всеохватывающей Милости, — это удаление от величественной устремленности. Ведь так ты уходишь от Всевышнего к творениям, а это низкий уровень.

Следуй, о мюрид, тому, чем будет доволен Величественный и Восхваляемый. 

Аллах ввел тебя в этот мир, не поручая тебе помогать самому себе, и ты пришел в этот мир не самостоятельно. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: Господи! Пусть мое пришествие будет правдивым, и пусть мой уход будет правдивым! Даруй мне от Тебя знамение в помощь» (Сура «Исра», аят 80).

«Правдивое пришествие» — это несамостоятельный приход в этот мир, а «правдивый уход» — несамостоятельный уход из этого мира, уход лишь при помощи твоего Господа. 

«Кто будет держаться Всевышнего Аллаха, тот будет наставлен на истинный путь» (Сура «Али Имран», аят 101).

Так будь же там, где велел тебе быть Обладатель величественной милости. То, что Аллах желает, чтобы ты был [там-то], можно определить по следующему признаку: Милостивый и Наделяющий благами делает так, что [на своем месте и в своем деле] ты достигаешь истикамата, то есть ты постоянен в этом, и для тебя облегчается использование явных причин [то есть средств достижения цели] от Милостивого и Наделяющего благами.

Похожие материалы