Ветви веры. Часть 2

باب حقيقة الإيمان

Глава о сути веры

Вера во Всевышнего Аллаха – это признание Его существования, вера Ему – это принятие Его установлений и подчинение Ему.

Вера в Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) – это признание истинности его пророческой миссии, а вера ему – это уже следование и подчинение ему.

Вера в значении веры в Аллаха имеет аспект – убеждение, которое содержится в сердце человека, а также имеет проявляемый аспект –декларацию свидетельства веры.

Также вера Аллаху и Его Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) бывает скрытой и явной:

скрытая – это намерение и стремление следовать, без которого не бывает поклонения, и исповедание обязательного обязательным, дозволенного дозволенным, облегчение облегчением, запретное запретным, поклонение поклонением, наказание наказанием и так далее;

явная вера – это деяния органов тела: омовение, намаз, закят, пост, хадж, умра и другие действия, которые мы назовём ниже.

И всё это иман, Ислам и подчинение Всевышнему Аллаху и Его Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Вера Аллаху означает поклонение Ему, а вера Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) означает принятие от него всего, что он передаёт, но не поклонение ему, потому что поклоняться можно только Всевышнему Аллаху.

Вера в Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) – это основа, которые выводит человека из неверия, а вера Аллаху и Его Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) – это то, что доводит веру человека до совершенства либо ослабляет её.

Когда человек уверовал, то поклонения начинают дополнять его изначальную веру. И, таким образом, одна ветвь веры начинает укреплять и поддерживать другую.

Ослабевание же веры – это отсутствие какой-либо из ветвей веры: если человек уверовал в Аллах и начал совершать намаз, то его вера сильнее, чем у человека, который уверовал, но намаз не совершает, потому что такой человек стал грешником из-за оставления намаза, имея возможность его совершать. То же самое относительно остальных обрядов Ислама.

А что касается дополнительного поклонения, то благодаря его совершению вера человека также усиливается по сравнению с тем, кто это поклонение не совершает, но из-за несовершения такого поклонения человек грешником не становится.

И, несмотря на то, что мы считаем верой все виды поклонения, мы не считаем неверием все виды грехов, потому что неверие противоположно вере в Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и является либо отрицанием какой-либо из основ веры, а деяния – это вера Аллаху и Его Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) уже после наличия основы веры.

بَابُ الدَّلِيلِ عَلَى أَنَّ التَّصْدِيقَ بِالْقَلْبِ، وَالْإِقْرَارَ بِاللِّسَانِ أَصْلُ الْإِيمَانِ، وَأَنَّ كِلَاْهِمَا شَرْطٌ فِي النَّقْلِ عَنِ الْكُفْرِ عِنْدَ عَدَمِ الْعَجْزِ

Глава о доказательстве того, что основа веры – это вера в сердце и подтверждение её вслух (если это возможно), и что и то, и другое являются условиями выхода из неверия.

Всевышний Аллах сказал:

قُولُوا آمَنَّا بِاللَّهِ وَمَا أُنْزِلَ إِلَيْنَا

«Скажите, [верующие]: “Мы поверили в Аллаха и в то, что было ниспослано нам”».[1]

И Всевышний Аллах повелел сказать: «Мы уверовали».

قَالَتِ الْأَعْرَابُ آمَنَّا ۖ قُلْ لَمْ تُؤْمِنُوا وَلَٰكِنْ قُولُوا أَسْلَمْنَا وَلَمَّا يَدْخُلِ الْإِيمَانُ فِي قُلُوبِكُمْ

Бедуины сказали: «Мы уверовали». Ответь [им, Мухаммад]: «Вы не уверовали. Говорите: «Мы (внешне) подчинились (Аллаху)». Вера ещё не вошла в ваши сердца.[2]

Всевышний Аллах сообщает, что слова, которые не подкреплены убеждениями, не являются верой, а если бы в их сердцах была вера, то они были бы верующими, которые объединили веру в сердце и её декларацию вслух.

И сунна также указывает на это.

، عَنْ مُعَاذِ بْنِ جَبَلٍ، أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: ” مَنْ مَاتَ وَهُوَ يَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ، وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ صَادِقًا مِنْ قَلْبِهِ دَخَلَ الْجَنَّةَ

От Муаза ибн Джабаля передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если человек умер, искренне свидетельствуя своим сердцем, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха, то он войдёт в Рай»[3].

Всевышний Аллах сказал:

وَلَا يَمْلِكُ الَّذِينَ يَدْعُونَ مِنْ دُونِهِ الشَّفَاعَةَ إِلَّا مَنْ شَهِدَ بِالْحَقِّ وَهُمْ يَعْلَمُونَ

«Те, кому (неверующие) поклоняются помимо Него, не обладают [полномочиями на] заступничество (не смогут ни за кого заступиться). Заступаться будут только лишь те, кто осознанно засвидетельствовал истину (что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. Иса, Узейр и ангелы будут заступаться только за верующих)».[4]

И Муджахид при толковании слов Всевышнего Аллаха: «…кто осознанно засвидетельствовал истину» сказал: «Засвидетельствует, зная, что его Господь – это Аллах».

 

[1] Коран, 2:136.

[2] Коран, 49:14.

[3] Бухари, Муслим.

[4] Коран, 43:86.

Похожие материалы