Ветви веры. Часть 5

فَصْلٌ فِيمَنْ كَفَّرَ مُسْلِمًا

Глава о том, кто обвиняет мусульманина в неверии

عَنِ ابْنِ عُمَرَ، أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: ” إِذَا كَفَّرَ الرَّجُلُ أَخَاهَ فَقَدْ بَاءَ بِهَا أَحَدُهُمَا

От ибн Умара передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда человек обвиняет своего брата в неверии, то это обвинение возвращается к одному из них».[1]

Когда один мусульманин называет другого неверующим, то он может делать это в двух значениях: считая, что религия другого – это неверие, и тогда он сам становится неверующим; считая, что этот человек лишь притворяется верующим, но в реальности является неверующим, либо вообще ничего не имея в виду, в этом случае он не впадает в неверие.

باب القول في إيمان المقلد والمرتاب

Глава о вере мукаллида и сомневающегося человека

Мукаллид – это человек, следующий религии своих предков, распространённой в его местности, у которого нет иных доводов в пользу истинности его религии.

Сомневающийся – это тот, кто говорит себе: «Я следую Исламу из предосторожности: если это истина, то я преуспею, а если нет, то мне это никак не навредит».

Никто из этих двоих не является мусульманином.

[Имам аль-Байхаки, скорее всего, имел в виду такого мукаллида, который изменит свою религию, если её изменит тот, кому он подражает, либо который говорит: «Если бы я родился в христианской семье, то я был бы христианином».]

Умар ибн Абдульазиз сказал: «Следуйте религии бедуинов и детей в начальных школах, а на остальное не обращайте внимания».

Подобное говорили и другие саляф, запрещая погружаться в вопросы  калама, считая, что в этом нет никакой нужды для доказательства истинности религии, потому что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был поддержан ясными доказательствами, лицезрения которых было достаточно для тех, кто их видел, а кто не видел, те узнавали об этом через множество сообщений, и этого для них было достаточно в качестве доказательства истинности тавхида и пророчества. Они считали также, что тем, кто не отличается умом, углубление в калам может навредить и привести к некоторым заблуждениям, из которых слабый ум не сможет выйти, но они не запрещали калам по той причине, что калам запрещён сам по себе или потому, что в нём нет пользы. Как может быть порицаемой наука, которая помогает доказать существование Всевышнего Аллаха и Его атрибутов, помогает понять, как отличить истинного посланника Аллаха от лжепророка?! Но из-за переживаний в отношении слабых, которые могли из-за этой науки впасть в заблуждения, они запретили заниматься ею.

Некоторые заблудшие стали говорить, что мазхаб Ахлю-сунна противоречит разуму, и какая-то часть занялась изучением этой науки (калам) и на основе ясных доводов доказала, что мазхаб Ахлю-Сунна соответствует разуму, так же, как он соответствует текстам Корана и Сунны.

Передаётся, что имам Малик посещал Абдуллаха ибн Язида ибн Хурмуза и сказал, что он был специалистом по каламу и опровергал многих заблудших.

 

[1] Муслим.

Похожие материалы