Ветви веры. Часть 6

بَابُ الْقَوْلِ فِيمَنْ يَكُونُ مُؤْمِنًا بِإِيمَانِ غَيْرِهِ

Глава о том, кто является верующим из-за веры другого

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

كُلُّ إِنْسَانٍ تَلِدُهُ أُمُّهُ عَلَى الْفِطْرَةِ، وَأَبَوَاهُ يُهَوِّدَانِهِ، أَوْ يُنَصِّرَانِهِ، أَوْ يُمَجِّسَانِهِ، فَإِنْ كَانَا مُسْلِمَيْنِ فَمُسْلِمٌ،

«Каждого человека мать рождает в его природном естестве, а уже его родители делают из него иудея, христианина либо огнепоклонника. А если его родители мусульмане, то он мусульманин»[1].

Фитра – это природное естество, с которым Всевышний Аллах создал каждого человека. Но пока человек не достиг совершеннолетия, его статус в этом мире определяется религией его родителей: если его родители верующие, то он считается верующим, а если его родители неверующие, то он также считается неверующим.

Если же ребёнок неверующих умрёт в раннем возрасте, то, по мнению некоторых учёных, он будет в Раю, а другие учёные воздержались от суждения, и это мнение ближе всего к духу Сунны.

Если кто-то один из родителей принимает Ислам, то и ребёнок считается верующим.

 

بَابُ الْقَوْلِ فِيمَنْ يَصِحُّ إِيمَانُهُ، أَوْ لَا يَصِحُّ

Глава о том, чья вера действительна, а чья – нет

Всевышний Аллах сказал:

وَإِذَا بَلَغَ الْأَطْفَالُ مِنْكُمُ الْحُلُمَ فَلْيَسْتَأْذِنُوا

«Когда ваши дети достигнут совершеннолетия (по шариату), то пусть просят разрешения [войти всегда]»[2].

Этот аят указывает, что обязанности устанавливаются с совершеннолетия.

Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاخْتِلَافِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ لَآيَاتٍ لِأُولِي الْأَلْبَابِ

«Поистине, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня — знамения для обладающих разумом»[3].

В данном аяте повеление устанавливается для тех, кто обладает разумом, то есть не является умалишённым.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

رُفِعَ الْقَلَمُ عَنْ ثَلَاثَةٍ: عَنِ الصَّبِيِّ حَتَّى يَحْتَلِمَ، وَعَنِ الْمَعْتُوهِ حَتَّى يُفِيقَ، وَعَنِ النَّائِمِ حَتَّى يَسْتَيْقِظَ

«Перо поднято с троих: ребёнка до его совершеннолетия, умалишённого пока он не придёт в себя, и спящего пока он не проснётся»[4].

 

بَابُ الدُّعَاءِ إِلَى الْإِسْلَامِ

Глава о призыве к Исламу

عَنِ عَبْدِ اللهِ بْنِ عَبَّاسٍ، أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَمَّا بَعَثَ مُعَاذًا إِلَى الْيَمَنِ قَالَ لَهُ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِنَّكَ تَأْتِي قَوْمًا أَهْلَ كِتَابٍ، فَادْعُهُمْ إِلَى شَهَادَةِ أنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ، فَإِنْ هُمْ أَجَابُوكَ لِذَلِكَ فَأَعْلِمْهُمْ أَنَّ اللهَ افْتَرَضَ عَلَيْهِمْ خَمْسَ صَلَوَاتٍ فِي كُلِّ يَوْمٍ وَلَيْلَةٍ، فَإِنْ هُمْ أَجَابُوكَ لِذَلِكَ فَأَعْلِمْهُمْ أَنَّ اللهَ قَدِ افْتَرَضَ عَلَيْهِمْ صَدَقَةً فِي أَمْوَالِهِمْ تُؤْخَذُ مِنْ أَغْنِيَائِهِمْ فَتُرَدُّ فِي فُقَرَائِهِمْ، فَإِنْ هُمْ أَجَابُوكَ لِذَلِكَ، فَإِيَّاكَ وَكَرَائِمَ أَمْوَالِهِمْ، وَإِيَّاكَ وَدَعْوَةَ الْمَظْلُومِ فَإِنَّهَا لَيْسَ بَيْنَهَا وَبَيْنَ اللهِ حِجَابٌ

От Абдуллаха ибн Аббаса передаётся, что когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) направлял Муаза в Йемен, то сказал ему: «Ты прибудешь к людям Писания, и поэтому призови их произнести слова “Нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха”. И если они примут это, то сообщи им, что Всевышний Аллах возложил на них пятикратный намаз каждый день и ночь. Если они примут это, то сообщи им, что Всевышний Аллах также возложил на них обязательную милостыню (закят), которую они должны выплачивать со своего имущества она берётся у богатых из них и отдаётся бедным из них. И если они примут это, то не бери [закят] из их лучшего имущества. Также остерегайся мольбы притеснённого: между такой мольбой и Аллахом нет преграды»[5].

 

[1] Муслим.

[2] Коран, 24:59.

[3] Коран, 3:190.

[4] Насаи, ибн Маджа.

[5] Бухари.

Похожие материалы