Виды ташаххуда («ат-тахият»)

ташаххуд

Изучение основ своей религии — одно из самых благородных и великих дел. Среди этих основ — изучение намаза, который является столпом религии. Он включает в себя множество основ (арканов), одной из которых является ташаххуд (с араб. تشهد‎ — свидетельство) или «ат-тахият» (с араб. التحيات‎ — приветствие). Ташаххуд — дуа, произносимое во время намаза после второго земного поклона во втором и последнем ракаате.

Чтение ташаххуда во втором ракаате — сунна[1], а ташаххуд, который читается в последнем ракаате, — обязательный (ваджиб) согласно мнению имама аш-Шафии.

Некоторые ошибочно называют ташаххуд сурой, но это не так, так как слова этой мольбы берутся из хадисов, а не из аятов Корана.

Существует несколько вариантов ташаххуда, и каждый из них будет правильным, так как все они достоверно передаются сподвижниками от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В свою очередь имамы-муджтахиды — в числе которых имамы четырех мазхабов — выбрали для практики тот или иной вариант ташаххуда.

Приведем некоторые виды ташаххуда, которые упоминаются в хадисах:

1. Хадис ибн Масуда (да будет доволен им Аллах)

От него передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

التَّحِيَّاتُ لِلَّهِ، وَالصَّلَوَاتُ وَالطَّيِّباتُ، السَّلامُ عَلَيْكَ أيُّهَا النَّبيُّ وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ، السَّلام عَلَيْنا وعلى عِبادِ اللَّهِ الصَّالِحين، أشْهَدُ أن لا إلهَ إِلاَّ اللَّهُ، وأشْهَدُ أنَّ مُحَمَّداً عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Ат-Тахиййату ли-Лляхи, ва-с-салявату ва-т-таййибату, ас-саляму ‘аляй-ка аййу-ха-н-набиййу ва рахматул-Ллахи ва баракатух, ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илля-Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху.

«Приветствия Аллаху, молитвы и лучшие слова. Мир тебе, о Пророк, и милость Аллаха и Его благословения. Мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его Посланник»[2].

2. Хадис ибн Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом)

От него передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

‏التَّحِيَّاتُ المُبارَكاتُ الصَّلَواتُ الطَّيِّباتُ لِلَّهِ، السَّلامُ عَلَيْكَ أيُّهَا النَّبيُّ وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ، السَّلامُ عَلَيْنا وعلى عِبادِ اللّه الصَّالِحينَ، أشْهَدُ أنْ لا إلهَ إِلاَّ اللَّهُ، وَأشْهَدُ أنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللَّهِ

Ат-Тахиййату-ль-мубаракату, ас-салявату-т-таййибату ли-Ллях, ас-саляму ‘аляй-ка аййу-ха-н-набиййу ва рахматул-Ллахи ва баракатух, ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илля-Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах.

«Благословенные приветствия и благие молитвы Аллаху. Мир тебе, о Пророк, и милость Аллаха и Его благословения. Мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха»[3].

3. Хадис Абу Мусы аль-Ашари (да будет доволен им Аллах)

От него передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

التَّحِيَّاتُ الطَّيِّباتُ الصَّلَوَاتُ لِلَّهِ، السَّلامُ عَلَيْكَ أيُّهَا النَّبيُّ وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ، السَّلامُ عَلَيْنا وَعلى عِبادِ اللَّهِ الصَّالحِينَ، أشْهَدُ أنْ لا إِلهَ إِلاَّ اللَّه وأنَّ محَمَّداً عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Ат-Тахиййату-т-таййибату, ас-салявату-ли-Ллях, ас-саляму ‘аляй-ка аййу-ха-н-набиййу ва рахматул-Ллахи ва баракатух, ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илля-Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху.

«Благие приветствия и молитвы Аллаху. Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения. Мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его Посланник»[4].

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:

واعلم أنه يجوز التشهّد بأيّ تشهّد شاء من هذه المذكورات، هكذا نصّ عليه إمامنا الشافعي وغيره من العلماء رضي الله عنهم. وأفضلُها عند الشافعي حديث ابن عباس، للزيادة التي فيه من لفظ: “المباركات”. قال الشافعي وغيره من العلماء رحمهم الله: ولكون الأمر فيها على السعة والتخيير اختلفت ألفاظ الرواة؛ والله أعلم

«Знай, что для произнесения ташаххуда можно выбрать любой из этих приведенных видов, как на это указывает наш имам аш-Шафии и другие ученые (да смилуется над ними Аллах). И наилучшим из них аш-Шафии считает тот вид ташаххуда, слова которого приводятся в хадисе ибн Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом), поскольку там добавлено отсутствующее в других сообщениях слово “аль-мубакарату”. Аш-Шафии и другие ученые (да смилуется над ними Аллах) говорили, что слова, которые приводятся передатчиками хадисов, отличаются друг от друга ввиду того, что при произнесении ташаххуда молящемуся предоставляется свобода выбора. И Аллаху известно лучше»[5].

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) также пишет:

وأقله: التحيات لله، سلام عليك أيها النبي، ورحمة الله وبركاته، سلام علينا وعلى عباد الله الصالحين، أشهد أن لا إله إلا الله، وأشهد أن محمدًا رسول الله. وقيل: يحذف وبركاته، والصالحين، ويقول: وأن محمدًا رسوله. قلت: الأصح: وأن محمدًا رسول الله. وثبت في صحيح مسلم

«Наименьшее, что можно сказать в ташаххуде, это: “Ат-Тахиййату ли-Лляхи, саляму ‘аляй-ка аййу-ха-н-набиййу ва рахматул-Ллахи ва баракатух, саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илля-Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан расулу-Ллах”.

Было сказано, что можно опустить слова “ва баракату-ху” и “ва с-салихин», а сказать: “Ва анна Мухаммадан расулю-ху”.

Я же говорю (имам ан-Навави), что более правильным будет сказать: “Ва анна Мухаммадан расулю-Ллах”. Это подтверждается в “Сахихе” Муслима»[6].

Имам аль-Хатыб аш-Ширбини (да смилуется над ним Аллах) делает важное примечание:

تَنْبِيهٌ: قَضِيَّةُ كَلَامِ الْمُصَنِّفِ عَدَمُ اشْتِرَاطِ تَرْتِيبِ التَّشَهُّدِ؛ لِأَنَّهُ ذَكَرَهُ بِغَيْرِ حَرْفِ عَطْفٍ، وَهُوَ الْأَصَحُّ، لَكِنَّ مَحَلَّهُ مَا لَمْ يُغَيِّرْ تَرْكُ التَّرْتِيبِ الْمَعْنَى، فَإِنْ غَيَّرَهُ لَمْ يَصِحَّ قَطْعًا، وَتَبْطُلُ صَلَاتُهُ إنْ تَعَمَّدَ كَمَا فِي الْمَجْمُوعِ، وَقَضِيَّتُهُ أَيْضًا عَدَمُ اشْتِرَاطِ الْمُوَالَاةِ، وَلَكِنَّ الرَّاجِحَ وُجُوبُهَا كَمَا فِي التَّتِمَّةِ، وَقَالَ ابْنُ الرِّفْعَةِ: إنَّهُ قِيَاسُ مَا مَرَّ فِي قِرَاءَةِ الْفَاتِحَةِ.

«В высказывании (имама ан-Навави)  речь идет о том, что не обязательно соблюдать порядок слов в ташаххуде, потому что он упомянул их без использования связующих слов (отсутствие буквы و), и это является более правильным мнением.

Однако место их произнесения должно быть таким, чтобы несоблюдение порядка не изменяло смысл. Если порядок изменяется и это нарушает смысл, то произнесение будет неправильным, и намаз будет недействительным, если это сделано намеренно, как об этом упомянуто в “Аль-Маджму”.

Также из высказывания автора понимается, что непрерывность не обязательна, однако более правильное мнение — что она обязательна, как указано в “Ат-Татимма”. И сказал ибн ар-Рифа, что это аналогично правилам чтения суры “аль-Фатиха”»[7].

Нужно ли придерживаться определенного порядка при чтении ташаххуда?

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:

 اعلم أن الترتيب في التشهد مستحبٌّ ليس بواجب، فلو قدم بعضه على بعض جاز على المذهب الصحيح المختار الذي قاله الجمهور، ونصَّ عليه الشافعي رحمه الله في “الأم” ؛ وقيل: لا يجوز كألفاظ الفاتحة، ويدلّ للجواز تقديم السلام على لفظ الشهادة في بعض الروايات، وتأخيره في بعضها؛ كما قدّمناه. وأما الفاتحة، فألفاظها وترتيبها معجزٌ، فلا يجوز تغييره.

«Знай, что придерживаться определенного порядка при произнесении ташаххуда желательно, но не обязательно. Большинство ученых считает, что менять местами отдельные фразы допустимо, на что указывает имам аш-Шафии в “Аль-Умм”. По мнению некоторых ученых делать это не разрешается, и это подобно тому, как не разрешается переставлять местами слова “аль-Фатихи”, однако на дозволенность таких перестановок указывает то, что в одних версиях приведенных нами хадисов слово “ас-салям” предшествует слову “ашхаду”, а в других стоит после него. Что же касается “аль-Фатихи”, то ее слова и сам порядок представляют собой слова Корана (му’джиз), и недопустимо менять их местами»[8].

Из этих слов мы понимаем, что что порядок слов в ташаххуде не обязателен, если только это не меняет смысл. Однако если изменение порядка искажает смысл, то произнесение будет неправильным, а намаз недействительны. Также необходимо соблюдать непрерывность при чтении ташаххуда согласно более правильному мнению.

Ученые в книгах также упоминают, что не является желательным произносить слова басмалы перед чтением ташаххуда, а хадис, где подобное упоминается, является слабым; также они отмечают, что желательно читать ташаххуд про себя.

 

 

[1] Умышленное оставление или по забывчивости не влияет на действительность намаза, однако желательно совершить два земных поклона искупления (саджда ас-сахву).

[2] Аль-Бухари; Муслим.

[3] Муслим.

[4] Муслим.

[5] «Аль-Азкар», стр. 132.

[6] «Минхадж ат-талибин», стр. 102.

[7] «Мугни аль-мухтадж» (1/381).

[8] «Аль-Азкар», стр. 134.

Похожие материалы