Женщины упомянутые в Коране. Хаджар – мать пророка Исмаила

Как же прекрасно, когда человеку сопутствует благоденствие, и как прекрасно, когда ему сопутствует радость от получения довольства (Аллаха).

И счастье, когда наблюдают за тобой её глаза.

Спи, все опасения беспочвенны.

Кто мог знать, что египтянка Хаджар станет одной из благородных женщин, на которых указывает Священный Коран и которые упомянуты в истории лучших из посланников? И кто бы мог подумать, что эта умная девушка позже станет женой почтенного пророка из числа посланников, обладателей великого терпения, а также матерью кроткого пророка, восхвалённого за его мягкость и знания.

Это всё произошло в день, когда пророк Аллаха Ибрахим (мир ему) и его жена Сара находились в Египте. Жестокий тиран, правитель Египта, подарил Хаджар правдивой и чистой Саре, жене Ибрахима (мир ему). Она прибыла вместе с ними туда, где царит вера, безопасность и любовь ко Всевышнему.

Хаджар была спокойна по своей натуре, Всевышний поселил её в благословенном доме, в мире увековеченных женщин. Он облагодетельствовал её, вырвав из когтей глубокого заблуждения и привёл в благополучный, славный и достохвальный дом. Она стала одной из избранных женщин, одной из тех, чьему примеру в некоторых видах поклонения следуют другие, она укрепилась в вере, её вера была верой поклоняющихся и усердствующих людей. Благодаря этому она достигла высших степеней и получила самое прекрасное, радостное известие от Господа земель и небес.

Хаджар жила вместе со своей госпожой Сарой в полном согласии. Она была честна, обладала хорошими манерами и принялась служить своей госпоже верой и правдой. Хаджар изо всех сил старалась принести радость жителям этого щедрого дома – дома, который утром и вечером посещал Джибриль.

Хаджар всей душой привязалась к своей госпоже Саре за время проживания с ней. Сара была чувствительна и обладала чистым сердцем, она тепло относилась к Хаджар. Часами напролёт она стояла перед Всевышним, тайно беседуя с ним и взывая к Нему с мольбою, смиренно и усердно, тайно и явно, днём и ночью. Это поклонение притянуло сердце Хаджар, и она прониклась чистотой и безмятежностью этой религии. Она спросила свою госпожу о сути этой религии, о Боге, которому она поклоняется и к которому обращается утром и вечером. Сара чувствовала искренний интерес со стороны своей служанки Хаджар и видела её несравненную красоту. Хаджар обладала густыми волосами, была черноока, красива и проницательна, она была арабкой по происхождению.

Сара принялась знакомить её с Творцом. Она объяснила ей, что Всевышний выбрал Ибрахима (мир ему) Своим посланником и пророком, рассказала, что Аллах избирает посланников из числа ангелов и людей: радостными, предостерегающими и наставляющими вестниками, чтобы, увидев и услышав их, люди уже не могли приводить доводы против Всевышнего.

Хаджар полюбила эту чистую религию. Слова её госпожи проникли в её сердце, оно ответило врождённому естеству. Она ощутила чудесное сияние, что осветило её душу. Хаджар попросила свою госпожу научить её вере и помочь уверовать. Сара согласилась, обучила её и рассказала о том, к чему призывает Ибрахим (мир ему). Вскоре Хаджар стала верующей и обратила свой лик к Создателю небес и земли. Она отказалась от всего, что нарушало её веру, и искренне связала себя со Всевышним Аллахом.

В душе Хаджар зародилось довольство, и она стала восхвалять Аллаха за то, что Он даровал ей веру. Она стала следовать пути своей госпожи Сары в искренности и поклонении. Она почувствовала внутри себя сияющий источник, наполняющий её душу светом, а затем оседающий с ней в небесах мудрости и счастья.

Тем временем пророк Аллаха Ибрахим (мир ему) уже достиг преклонного возраста, но Всевышний Аллах не одарил его потомством. Однако он продолжал просить своего Господа ниспослать ему праведного ребёнка и наделить благодатным потомством.

Госпожа Сара слышала тайные молитвы Ибрахима (мир ему) на рассвете к Могущественному и Прощающему, чтобы Он даровал ему ребёнка, она же была пожилой и бесплодной… так откуда же ему взяться?! Но Ибрахим (мир ему) продолжал упорно просить Всевышнего, и возникло облегчение и появилось средство; ключом к этому стала Сара.

Она наблюдала, как её прекрасная служанка избавляется от скверны, она наставила её на широкий путь поклонения Всевышнему Аллаху, и глаза светились верой на её лице, как горящие угольки, все больше радуя Сару. Тут ей на ум пришла блестящая мысль; она захотела подарить Хаджар своему мужу Ибрахиму (мир ему), быть может, она родит ему ребёнка. Эта мысль была творением, а может даже, внушением Всевышнего Аллаха, и Хаджар была привезена с земли Кинаната для того, чтобы стать женой пророка, а затем и матерью пророка. Так блестящая мысль в дальнейшем дозрела в голове Сары и переполнила её сердце, всё её существо переполняло довольство и смирение. Она пришла к Ибрахиму (мир ему) и почтительно обратилась к нему: «О посланник Аллаха, это Хаджар, возьми её, и быть может, Аллах наделит тебя ребёнком от неё».

Ибрахим (мир ему) оценил эту инициативу и отнёсся к ней с должным уважением: он знал, что Сара достигла наивысшей степени самопожертвования и должным образом познала Всевышнего. Она опустила перед Ним свой лик и полностью уповала на него, чтобы осуществилось Его обещание, ведь, поистине, обещание Аллаха всегда исполняется.

Таким образом, Хаджар стала женой Ибрахима и забеременела с соизволения Могущественного и Знающего. Она была светлым человеком с чистой душой, да одарит её Всевышний воздаянием благодарных и восхваляющих, да возвеличит её достоинство и возвысит её в степени. Во время беременности её посетил ангел и сказал: «Поистине, Всевышний Аллах одарил ребёнка, коего ты носишь, благом». Тем самым он обрадовал её вестью, что она родит пророка, и велел её назвать его Исмаилом.

Когда срок беременности подошёл к концу, она родила чудесного красивого мальчика и назвала его Исмаилом. Когда Всевышний даровал Ибрахиму (мир ему) Исмаила, ему было 86 лет. Ибрахим и Сара совершили земной поклон в знак благодарности Всевышнему, и Ибрахим сказал:

«О Аллах! Я прибегаю к Твоей защите для него и его потомства от сатаны, побиваемого камнями». Хаджар была рада прекрасному пухлому малышу, она даровала ему всю свою заботу, нежность и благоговение.

Исмаил (мир ему) заполнил дом Ибрахима радостью. Глаза родителей излучали счастье, а их сердца источали любовь. Что касается благодарности и восхваления, то они были их постоянными спутниками, и они постоянно поминали Всевышнего Аллаха. Пророк Аллаха Ибрахим (мир ему) понимал, что в его сыне Исмаиле воплотились два качества:

1. до его рождения Всевышний внушил Ибрахиму (мир ему), что ему будет дарован чистыйребёнок, также он понял, что это будет мальчик, что ещё более обрадовало его сердце;

2. после его рождения Всевышний обрадовал Ибрахима (мир ему) вестью, что его сын станет мужчиной, который будет обладать признаками совершенства и прекрасными качествами, чему предшествовало сновидение. А это великое качество, коем не описан никто, кроме них двоих.

Для претворения в жизнь замысла Всевышнего в сердце госпожи Сары проникла ревность. Быть может, плодородная соперница повлияла на неё, но она не могла больше переносить её присутствие поблизости. Несмотря на то, что сердце Сары было переполнено верой и любовью к Исмаилу и его матери, она потребовала у пророка Аллаха Ибрахима (мир ему) держать Хаджар подальше от неё. Всё это происходило по Божьей воле, которая известна лишь Всевышнему Аллаху, который управляет делами.

Ибн Кайим аль-Джаузийа, указывая на этот случай, пояснил его смысл: «Сара приревновала к Хаджар и её сыну, и ревность её усилилась. Тогда Всевышний повелел Ибрахиму увезти их от неё и поселить на территории Мекки, чтобы утишить пламя ревности Сары. И это было милостью и состраданием Всевышнего».

К Ибрахиму (мир ему) пришло Божественное повеление выдвинуться на благословенную землю вместе с Исмаилом и его матерью, и он без колебаний подчинился велению. Он поселил их в долине без растительности, без воды и деревьев, без тени и жизни, оставив им мешок фиников и бурдюк с водой, а сам направился в сторону Иерусалима.

Госпожа Хаджар следовала за ним, вопрошая: «Куда ты направляешься, оставив нас в этой долине?», но Ибрахим (мир ему) и слова не проронил в ответ. Хаджар всё повторяла свой вопрос: «Где ты оставляешь нас?», но, несмотря на упорство Хаджар, он не отвечал ей и не оборачивался. Но тут в её сердце проникло мягкое спокойствие, а Всевышний ниспослал её душе озарение, укрепив веру в Него, и она спросила: «Аллах повелел тебе это?». Он ответил «Да», и она сказала с доверием, верой и покорностью: «Тогда Всевышний не оставит нас». Ужас сошёл на нет, страх исчез, в душе поселилось ощущение безопасности, на сердце низошло спокойствие, и Хаджар оказалась под защитой Аллаха. Она понимала, что находится в числе обитателей благословенного дома, окружённого заботой Аллаха, поэтому поддержала Ибрахима (мир ему) в его подчинении Всевышнему Аллаху, сказав: «Тогда Всевышний не оставит нас, и пока веления будут исходить от Аллаха, мы будем повиноваться, верить, идти на зов, и Всевышний нас не оставит».

И когда Ибрахим  (мир ему) достиг горного перевала, а Хаджар уже не видела его, он повернулся в сторону дома и обратился ко Всевышнему с мольбой:

(رَبَّنَا إِنِّي أَسْكَنْتُ مِنْ ذُرِّيَّتِي بِوَادٍ غَيْرِ ذِي زَرْعٍ عِنْدَ بَيْتِكَ الْمُحَرَّمِ رَبَّنَا لِيُقِيمُوا الصَّلَاةَ فَاجْعَلْ أَفْئِدَةً مِنَ النَّاسِ تَهْوِي إِلَيْهِمْ وَارْزُقْهُمْ مِنَ الثَّمَرَاتِ لَعَلَّهُمْ يَشْكُرُونَ)

«Господь наш! Я поселил часть потомства в [бесплодной] долине, где нет злаков [там нельзя выращивать полезные растения], у Твоего Заповедного дома [Каабы]. Господь наш! Пусть они [полноценно] выполняют намаз. Наполни сердца людей любовью к ним [к моей семье, которую я поселил в Мекке, и к их потомкам] и надели их [различными] плодами [которые произрастают в соседних регионах и привозятся из других стран], чтобы они были благодарны [Тебе]». (Сура Ибрахим, аят 37)

Можно заметить, что в мольбе пророка Аллаха Ибрахима (мир ему) говорится об обитателях его дома и людях. Всевышний принял его молитву, и жители Мекки получили пользу в своём уделе из-за благодати его молитвы, а со всех сторон света в Мекку в течение всего года доставлялись плоды. Что касается Хаджар и её сына, то они получили многочисленные знаки благоволения Всевышнего, одно из них – обнаружение источника Замзам у древнего дома.

Когда Хаджар осталась в этой пустынной долине, в безлюдном поселении, она села покормить своего сына Исмаила. Всё вокруг неё было спокойно – ни шороха, ничего, что отвлекло бы её; горы обрамляли долину, подобно браслету. Хаджар не слышала ничего, кроме стука своего сердца и редких, мягких звуков от её сына.

Она питалась финиками, пока их запас не иссяк, и выпила воду из бурдюка до последней капли. Жажда начала томить её нутро, а притихший было сын зашевелился. Солнце стало палить сильнее, и жажда стала мучительной. Исмаил стал плакать возле своей матери, а её сердце было готово разбиться на осколки. Хаджар было невыносимо тяжело, плач ребёнка усилился. Она стала метаться по долине, бросаясь то вправо, то влево, её взгляд лихорадочно искал чего-то, что могло бы указать на выход из ситуации, в которой она находилась.

Вот она, Сафа, ближайшая к ней гора. Она поднялась на её вершину и повернулась к долине в надежде разглядеть кого-нибудь, но, не увидев ничего и не услышав ни шороха, она спустились. Она начала спускаться обратно в долину и, дойдя до неё, подняла полы своей одежды. Она побежала, пока не пересекла всю долину, а затем поднялась на гору Марва и осмотрелась, но опять не увидела никого. Хаджар принялась бегать между Сафой и Марвой, так она пересекла долину семь раз, чтобы спасти Исмаила от жажды. Когда она приблизилась к Марве, то, услышав звук, произнесла: «Тсс!», – обращаясь к себе, затем стала внимательно прислушиваться. Она вся обратилась в сторону звука и, вновь услышав его, сказала: «Ты бы услышала, если бы около тебя оказалась помощь». Она бросилась к сыну, а дойдя, она увидела ангела. Тот ударил ногой по земле, и забил источник, позднее получивший название Замзам.

Не владея собой, Хаджар пала ниц в земном поклоне перед Аллахом, восхваляя Его, обрадованная водой. Она стала набирать её в свой бурдюк, а вода била ключом и лилась по земле.

Посланник Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) выделил долю для Хаджар в своей мольбе о милости, говоря: «Да помилует Аллах мать Исма‘ила! Если бы она покинула Замзам (или: не набирала его воду), он превратился бы в поток(, текущий по земле!».

Хаджар утолила жажду и напоила своего ребёнка благословенной водой. Она накормила его и была счастлива из-за почёта, оказанного ей Аллахом. Тогда ангел у источника Замзам обратился к ней с радостной вестью: «Не бойся смерти, поистине, этот ребёнок и его отец возведут на этом самом месте дом Аллаха, а Аллах не губит его обитателей».

Так благословенное семейство и стало жить по соседству с водой Замзам, уповая на Всевышнего. Оно стало местом сборищ, сюда направлялись путники со всех концов света: в долине забурлила жизнь, ведь вода – это жизненный эликсир и её основа.

Источник Замзам принадлежал терпеливой госпоже Хаджар, но она отошла от него и не мешала ни одному человеку пить из него, вода была доступна всем желающим. И вот Всевышний привёл группу людей из племени Джурхам; увидев поблизости воду, они попросили у Хаджар разрешения поселиться по соседству с ней. Хаджар согласилась при условии, что они не будут заявлять свои права на эту воду. Приняв её условие, они остались, заселили эту местность, и вокруг благословенной воды образовались кольцо домов. И с этого дня в долине жизнь забила ключом. Всевышний дал ей благодать неба и благодать земли.

Пророк Аллаха Исмаил проживал среди племени Джурхам; он научился у них арабском языку и превзошёл их в нём. Он поражал их своими знаниями, этим доставляя им огромное удовольствие, когда же он стал юношей и достиг совершеннолетия, то женился на девушке из этого племени.

Спустя много лет люди рассказывают историю жизни Хаджар и её сына. Группы паломников, совершающих хадж и умру, уподобляются ей, следуя каждому её шагу, рассказывая о терпеливой женщине Хаджар, которую Всевышний почтил источником Замзам.

В таком положении Хаджар жила вблизи от древнего дома, в обществе своего сына Исмаила, который повзрослел и стал самым красивым юношей своего поколения, самым богобоязненным и великолепным из них. Спустя некоторое время Ибрахим (мир ему) прибыл для того, чтобы навестить свою семью, которую он оставил по божественному повелению. Сердце его было спокойно, и он был уверен, что Всевышний не навредит им. Когда же он приблизился к древнему дому, то увидел, что жизнь разукрасила эту местность, и нашёл общество людей, которые пили воду Замзам, приходили и уходили. Он восхвалил Господа и поблагодарил его, он нашёл верующую Хаджар и её кроткого красивого сына Исмаила, который вырос у запретного дома (Каабы).

Сердце Ибрахима (мир ему) преисполнилось радостью, когда он увидел своего сына Исмаила, усердствующего в обучении. Он утешался этим до тех пор, пока очередное горе не испытало Ибрахима (мир ему), Исмаила и Хаджар: он увидел во сне, как закалывает Исмаила, и сон этот был пророческим откровением. Не колеблясь ни мгновения, он рассказал о своём видении сыну:

( قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَىٰ فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانْظُرْ مَاذَا تَرَىٰ)

«[Ибрахим] сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, как я приношу тебя в жертву. Что ты думаешь [об этом](Сура Ас-Саффат, аят 102)

Исмаил же, не сомневаясь ни мгновения, воскликнул:

( ۚ قَالَ يَا أَبَتِ افْعَلْ مَا تُؤْمَرُ ۖ سَتَجِدُنِي إِنْ شَاءَ اللَّهُ مِنَ الصَّابِرِينَ)

«[Исмаиль] ответил: «Отец! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня среди терпеливых». (Сура Ас-Саффат, аят 102)

Оба терпеливых пророка – Ибрахим и Исмаил – тут же направились выполнять Божественное повеление. Однако они прошли своё испытание и добились довольства Милостивого – в кульминационный момент Господь выкупил Исмаила (заменив жертвенным животным).

Некоторые источники утверждают, что повеление убить Исмаила было испытанием Хаджар: Иблис явился к ней в образе человека. Коварный, полный зависти, он спросил у неё:

— Знаешь ли ты, куда отправился Ибрахим с твоим сыном Исмаилом?

Она ответила:

— Он направился с ним вдоль этого ущелья рубить дрова.

— Нет, клянусь Аллахом! Он забрал его для того, чтобы заколоть.

Она отвечала, а вера исходила из её сердца:

— Он жалостлив к нему и слишком любит его, чтобы совершить такое.

Он сказал коварно:

— Поистине, он утверждает, что Аллах повелел ему сделать это.

Тогда она сказала:

— Если Господь повелел ему, тогда он поступил хорошо, подчинившись своему Господу, а проклятый Иблис пытается препятствовать Ибрахиму, но у него ничего не получится. Семья Ибрахима противостоит ему с помощью Аллаха и с Его дозволения.

И в очередной раз Хаджар прошла испытание, как тогда, когда Ибрахим оставил её в безжизненной долине, но Создатель небес и земли не оставил её.

Когда Всевышний повелел Ибрахиму (мир ему) построить Каабу для паломничества людей со всех концов света, Он указал ему место для постройки, и Ибрахим пришёл к госпоже Хаджар и спросил её об Исмаиле. Когда она спросила: «Чего ты хочешь от него?», он обрадовал её доброй вестью о том, что Всевышний Аллах повелел ему построить дом, и чтобы Исмаил участвовал в выполнении этого повеления.

Хаджар бросилась совершать земной поклон Всевышнему, благодаря Его за то, что Он избрал её сына, удостоив честью строить Каабу, которую Он сделал местом встречи людей и сохранностью для них. И оба почтенных пророка стали возводить дом, взывая при этом:

( رَبَّنَا تَقَبَّلْ مِنَّا ۖ إِنَّكَ أَنْتَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ * رَبَّنَا وَاجْعَلْنَا مُسْلِمَيْنِ لَكَ وَمِنْ ذُرِّيَّتِنَا أُمَّةً مُسْلِمَةً لَكَ وَأَرِنَا مَنَاسِكَنَا وَتُبْ عَلَيْنَا ۖ إِنَّكَ أَنْتَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ)

«И вот Ибрахим и Исмаиль подняли основание Дома [Каабы – фундамент, оставшийся от Адама, а затем, воздвигнув стены, они обратились к Аллаху с мольбой]: «О наш Господь, прими от нас [строительство Каабы]! Поистине, Ты – Слышащий, Знающий. Господь наш! Сделай нас [искренне] покорными Тебе, а из нашего потомства [сделай] – общину, покорную [только] Тебе. Покажи нам обряды поклонения и прими наше покаяние. Поистине, Ты – Принимающий покаяние, Милующий». (Сура Аль-Бакара, аяты 127-128)

И вот Ибрахим (мир ему) известил о начале паломничества. Хаджар была первой женщиной в мире, которая произнесла слова тальбията в ответ на его призыв. Она стала наблюдать за обрядами хаджа, в которые входила и ходьба между горами Сафа и Марва. Уста Хаджар повторяли слова восхваления Аллаха, а её тело не ослабевало от восхваления и прославления.

Хаджар искренне веровала, она обладала высоким положением в глазах окружающих. Люди её любили и признавали её положение, они спешили к ней со своими детьми и внимательно слушали её прекрасные истории. Она делилась своими воспоминаниями о заботе Аллаха, проявленной по отношению к ней, о её сыне Исмаиле и о благословенном доме Ибрахима.

Госпожа Хаджар считается долгожительницей, говорят, что она дожила до девяноста лет и провела их в довольстве Аллаха, Свят Он и Велик, и в призыве к Его религии, в тени своего мужа, пророка Аллаха – Ибрахима (мир ему).

Хаджар покинула этот мир рядом с древним домом, и Всевышний Аллах распорядился так, что местом её захоронения стал хиджр в Каабе – там, где часто поминается имя Аллаха.

Да будет доволен Аллах Хаджар, да помилует мать Исмаила. Поистине, она была в числе женщин, упомянутых в почтенном Коране – одной из тех, чьему примеру следуют в словах и в деяниях.

Похожие материалы