Зуфар ибн Хузейль

Имам Зуфар ибн Хузейль — талантливый факих, который оказал заметное влияние на исламскую юриспруденцию в целом и на ханафитский мазхаб в частности. Он оставил нам наследие, которое свидетельствует о его богатом и плодотворном мышлении. Одним из важнейших вкладов имама ибн Хузейля в исламский фикх была разработка им принципов кияса (аналогии) в ханафитском мазхабе: он сформулировал и систематизировал принцип аналогии, основанный на Коране и Сунне, и применял его к широкому кругу правовых вопросов. Помимо своей работы в области фикха, он был также известен своей глубокой набожностью и религиозностью, будучи человеком, который сочетал в себе знания и благочестивость.

Его имя и происхождение

Абу Хузейль Зуфар ибн Хузейль ибн Кайс ибн Салим аль-Анбари ат-Тамими.

Имя «Зуфар» в переводе с арабского языка означает «отважный», «доблестный». Эти качества, несомненно, были свойственны имаму Хузейлю.

Имма Зуфар ибн Хузейль родился в 110 году по хиджре. Важными аспектами его биографии являются чистота его арабского происхождения и связь с родословной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Он принадлежал к арабскому племени бану Тамим, которое славится своим красноречием и мастерством в риторике. Именно от своего племени он унаследовал арабский язык и черпал вдохновение в их традициях. Стоит отметить, что у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и Зуфара ибн Хузейля были общие предки:

Зуфар ибн Хузейль ибн Кайс ибн Салим ибн Кайс ибн Мукаммиль ибн Зухль ибн Зуайб ибн Джазима ибн Хунджуд ибн Джундаб ибн Анбар ибн Амр ибн Тамим ибн Мурра ибн Адда ибн Табиха ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Маади ибн Аднан[1].

Отец Зуфара, Хузейль ибн Кайс, принадлежал к благородной семье, которая пользовалась почетом и уважением среди арабских племен. Он приехал в Асбахан и некоторое время жил там, поселившись в одной из деревень под названием Базан. Абу Нуайм писал: «Хузейль жил в Асбахане во времена правления Язида ибн Валида ибн Абдуль-Малика. Он жил в деревне Базан и имел трех сыновей: Каусара, Харсаму и Зуфара»[2]. Все сыновья Хузейля занимали почетные и возвышенные положения; особенно выделялся Харсама, который обладал глубокими познаниями в поэзии. Однако самым знающим в области фикха среди сыновей Хузейля считался Зуфар.

Хузейль ибн Кайс, отец Зуфара, был влиятельным человеком, известный тем, что занимал должность правителя Асбахана и прославившийся как отважный и целеустремленный руководитель. Известно, что Хузейль ибн Кайс противостоял наступлению Абдуллаха ибн Муавии аль-Хашими на Асбахан в 128 году по хиджре, однако последний смог захватить город. Впрочем, правление Абдуллаха в Асбахане было недолгим, и позже он был свергнут Абу Муслимом аль-Хорасани.

Что касается матери имама ибн Хузейля, то она была персидской рабыней. Судя по тому, что рассказывают историки, она обладала не только красотой, но и благородным характером. Говорят, Зуфар унаследовал от нее красоту лица, а от своего отца — красноречие. О нем говорили: «Язык он унаследовал от отца, а красоту — от матери». Как бы то ни было, имам происходил из знатного и уважаемого рода, одного из самых почетных в то время.

Зуфар ибн Хузейль вырос под крылом своей благородной семьи, в доме, окруженном добротой своих родителей, воспитываясь под их опекой. Семья имела достаток, поэтому у Зуфара и его братьев было достаточно средств, чтобы полностью сконцентрироваться на учебе.

Получение знаний

Зуфар ибн Хузейль едва достиг того возраста, который позволял ему учиться, когда он выучил наизусть Коран, после чего он начал изучать хадисы, обучалясь у великих ученых хадиса. Он продолжал учиться, пока не отправился в Асбахан со своим отцом и, возможно, стал свидетелем того времени, когда его отец занимал правительственную должность.

Асбахан — великий и славный город, один из наиболее значимых городов исламского мира, который был завоеван во времена правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). С момента завоевания статус города неуклонно рос, и вскоре он стал одним из важнейших центров изучения Ислама. В частности, этот город славился большими мухаддисами. Обратившись к изучению хадисов в Асбахане, Зуфар ибн Хузейль обрел бесценное сокровище знаний в этой науке.

Имам ибн Хузейль посвятил себя этой науке, пока не стал искусным передатчиком хадисов, достигнув в этом больших успехов, после чего люди устремились к нему. То, что возвышало его статус в мире хадисов, — некоторые его ученики, которые сидели на его собраниях, были такими крупными знатоками хадисов, как Абдуллах ибн аль-Мубарак, Ваки ибн аль-Джаррах и другие. Последний говорил: «Не принесло мне нахождение с кем-либо столько пользы, сколько нахождение с Зуфаром ибн Хузейлем».

Абу Нуайм Фадль ибн Дукайн говорил: «Я представлял хадис Зуфару ибн Хузейлю, и он говорил: “Этот хадис отмененный, а этот — отменяющий, этот хадис оставлен, а этот — принят”»[3].

Ученые описывали Зуфара ибн Хузейля как передатчика, которому можно доверять (сикка), и это означало, что имамы этой науки принимали от него хадисы.

Затем имам ибн Хузейль вернулся из Асбахана в Куфу — город, где он родился. По прибытии в родной город, он возобновил общение с местными выдающимися учеными, среди которых сияющей звездой был Абу Ханифа, обучение у которого стало прочной основой для развития куфийской школы фикха на долгие столетия, и первые плоды этого развития мы видим еще при жизни самого имама-основателя мазхаба.

В биографии имама аль-Азама Абу Ханифы мы уже отмечали, что Зуфар ибн Хузейль сыграл важную роль в становлении мазхаба. Он сформулировал основы ханафитской правовой школы и смог систематизировать ее методы, разработанные его учителем. Он также участвовал в дискуссиях между представителями ахлю-хадис и куфийской школой, поскольку имел хорошие знания в этой науке, которые он приобрел во время обучения в Асбахане.

В период, когда имам Зуфар вернулся в Куфу, он с особым усердием погрузился в изучение фикха. Под руководством Абу Ханифы он начал усердно изучать исламское право, пока оно не взяло над ним вверх; так он стал известенв этом направлении благодаря своим усердию и старанию. О нем говорили: «Он изучал хадис, затем над ним стал преобладать фикх»[4]. Имам Хузейль длительное время учился у имама Абу Ханифы, пока не стал известным факихом с богатыми религиозными знаниями.

Зуфар ибн Хузейль вспоминал: «Я учился у Абу Ханифы около двадцати лет»[5]. Это свидетельствует о том, что обучение у Абу Ханифы было самым длительным периодом в жизни Зуфара, и он посвятил этому значительную часть своей сознательной жизни. Имам ат-Тахави рассказывал историю, которая послужила причиной того, что Зуфар ибн Хузейль намерился стать учеником Абу Ханифы.

Абу Джафар ат-Тахави сказал: «Причиной переезда Зуфара ибн Хузейля к Абу Ханифе было то, что ему и его товарищам, как знатокам хадисов, был задан вопрос, перед которыми они оказались бессильны. Абу Ханифе был задан этот вопрос, и он смог ответить на него. Зуфар спросил его: “На основе чего ты так ответил?” Абу Ханифа сказал: “На основе такого-то хадиса, и такой-то аналогии”»[6].

Это история указывает на то, что Зуфар ибн Хузейль целенаправленно прибыл в Куфу из Асбахана, чтобы обучаться у Абу Ханифы. Вероятно, его привлекли глубокие познания имама аль-Азама в области фикха.

Говоря о вкладе имама Зуфара в ханафитский мазхаб, следует подчеркнуть его стремление донести до людей глубину познаний Абу Ханифы и распространить их как можно шире и дальше. Благодаря этому он завоевал любовь и благосклонность своего учителя, став почетным учеником на советах и собраниях последнего. Мы можем заметить, как Абу Ханифа восхвалял своего ученика и возводил его на положение почетных имамов.

Рассказывают, что Зуфар ибн Хузейль пригласил Абу Ханифу на церемонию бракосочетания и попросил своего учителя прочитать хутбу. Абу Ханифа при всех произнес: «Зуфар ибн Хузейль — имам из имамов Ислама и знамение из знамений религии благодаря своему благородству, знатности и знаниям». Некоторые присутствующие на свадьбе сказали: «Хорошо, что ты выбрал Абу Ханифу для этой хутбы». Другим же, из числа родственников ибн Хузейля, не понравилось, что он преподчел для хутбы своего учителя, из-за чего они высказались: «Ты предпочитаешь Абу Ханифу, в то время как пришли знатные люди твоего рода», на что он ответил: «Даже если бы здесь был мой отец, я бы предпочел Абу Ханифу».

Это было особым проявлением любви и привязанности ученика к своему учителю. Зуфар ибн Хузейль почитал Абу Ханифу, любил от всего сердца и защищал его перед лицом критики. Он говорил: «Не обращайте внимания на слова критиков, потому что Абу Ханифа говорил только на основе Корана, Сунны или высказываний сподвижников»[7].

Имамов Абу Ханифу и ибн Хузейля объединяли такие черты характера, как стойкость в религии, смелость, красота благочестия, мягкость характера, смирение и отсутствие высокомерия. Эти качества позволили ибн Хузейлю занять высокое положение среди своих сверстников и учеников имама Абу Ханифы. Фадль ибн Дакин говорил: «После смерти Абу Ханифы я последовал за Зуфаром, потому что он был самым знающим факихом из числа его учеников»[8].

Зуфар ибн Хузейль был связующим звеном между истинной личностью Абу Ханифы и теми, кто критиковал его по причине своего невежества. Приехав в Басру, ибн Хузейль поразил шейхов этого региона своими аргументами, настолько убедительными и гармоничными, что шейхи принимали их, не зная, что это были аргументы самого Абу Ханифы. Впоследствии Зуфар ибн Хузейль говорил им: «Это слова Абу Ханифы», на что ему отвечали: «Нам неважно, чьи это слова, они прекрасны»[9]. Таким образом, ибн Хузейль не только распространял учение Абу Ханифы, но и занимался исправлением понятий.

Для правильного понимания значимости вклада Зуфара ибн Хузейля и того, что с ним случилось в Басре, стоит отметить, что между Куфой и Басрой в ту эпоху была некая конкуренция в знаниях, и куфийцу было сложно просто прийти в Басру и проповедовать мазхаб Абу Ханифы из-за устоявшейся вражды. Абу Ханифа говорил: «Большая часть тех, с кем я спорил и кого опровергал, жили в Басре»[10]. Например, известное послание Абу Ханифы судье Басры Усману аль-Батти было частью этого длительного соперничества куфийцев и басрийцев.

К тому времени в истории уже были неудачные попытки распространения мазхаба Абу Ханифы в Басре. Один из учеников имама, Юсуф ибн Халид ас-Самти, уже пытался передавать слова своего учителя в Басре, однако его быстро выпроводили из мечети. И никому не удавалось там преподавать мазхаб Абу Ханифы до тех пор, пока Басру не посетил Зуфар ибн Хузейль.

Имам ибн Хузейль был одним из первых, кто принес ханафитский фикх в Басру. В этот город он отправлялся не меньше трех раз, что демонстрирует его смелость, самоотдачу, а также масштаб усилий, предпринятых для распространения ханафитского мазхаба в Ираке. Ибн Хузейль смог хоть немного снизить градус вражды и соперничества между басрийцами и куфийцами. Абу Ханифа предупреждал его: «Между нами и жителями Басры имеется некоторая враждебность и зависть, и я не думаю, что ты защитишься от этого». Аллах сохранил Хуфара ибн Хузейля, и он полюбился народу Басры настолько, что они не желали его отпускать из города.

Позже имам ибн Хузейль стал судьей в Басре. Ему было непросто работать в этом городе, где многие люди были предвзяты по отношению к Абу Ханифе и ханафитскому фикху, однако, несмотря на это, он стал известен и популярен среди жителей Басры. Люди приходили к нему, чтобы обсудить вопросы фикха. Каждый раз, когда ибн Хузейль замечал, что жители Басры одобряли какое-либо из высказанных им мнений, он отмечал, что эти слова — мнение Абу Ханифы, что вызывало удивление у басрийцев. Многие из тех, кто изначально был не лучшего мнения об Абу Ханифе, в итоге прониклись к нему симпатией, а те, кто говорил о нем плохо, в итоге стали отзываться о нем хорошо[11].

Согласно другой версии событий, которая была высказана Мухаммадом ибн Абдуллахом аль-Ансари, Зуфара ибн Хузейля принудили принять должность судьи.

Мухаммад ибн Абдуллах аль-Ансари пишет: «Зуфара ибн Хузейля принудили исполнять обязанности судьи, но он отказался, после чего его дом был разрушен. Он скрылся на некоторые время, затем вернулся и отреставрировал свой дом, после чего он был разрушен во второй раз»[12].

Возможно, имам ибн Хузейль не занимал должность судьи некоторое время, а затем, поддавшись уговорам, вступил на работу. Его нежелание судить было вызвано понятными причинами: будучи человеком с обостренным чувством справедливости, он боялся, что его должность может стать инструментом воздействия в руках несправедливых правителей и их приближенных.

После смерти Абу Ханифы Зуфар ибн Хузейль стал одним из лучших его учеников, к которому устремились сердца людей. Это побудило Вакиа ибн аль-Джарраха сказать Зуфару: «Хвала Аллаху, Который сделал тебя преемником имама»[13]. И это признание, которое было оказано ибн Хузейлю, было не чем иным, как благословенным шагом на пути процветания ханафитского мазхаба.

Имам ибн Хузейль обладал прекрасными качествами; он был крайне осторожен в отношении того, что противоречило религиозности, набожности и богобоязненности. Его благочестием являлся его аскетизм и отвращение к удовольствиям и искушениям земного мира. Передается, что Зуфар ибн Хузейль говорил: «Мое сердце никогда не было склонно к мирскому»[14]. И это является правдой, поскольку в его биографиях передается о том, что он неоднократно прошел через лишения и не стремился к высоким должностям.

Благочестие овладело душой Зуфара ибн Хузейля. Он посвящал свое время учебе и преподаванию, поклонению, и пользе своему обществу; вел скромный образ жизни, не искал расположения правителей и достиг высокого уровня знаний и религиозности. Асада ибн Умара спросили: «Кто более сведущ в вопросах фикха: Абу Юсуф или Зуфар ибн Хузейль?», на что он ответил: «Зуфар набожнее и религиознее», затем добавив: «Набожность — это то, что возвышает человека»[15].

Имама ибн Хузейля описывали как набожного и почтительного человека, как ученого с хорошей памятью и обширными знаниями. Одним из проявлений его благочестия выражалось в том, что он мог легко отвернуться от своего мнения в пользу истины, если этот вопрос прояснялся ему с другой перспективы. Об этом свидетельствовал и имам ибн Хиббан: «Ибн Хузейль возвращался к истине, когда она прояснялась ему»[16]. Очевидно, речь не идет о безошибочности Зуфара ибн Хузейля, но даже ошибки были следствием его усердия и старания найти истину, но об искреннем, неподдельном старании, которую прикладывает ученый-муджтахид со всей ответственностью.

Абдуль-Вахид ибн Зияд рассказывал: «Как-то я встретил Зуфара ибн Хузейля и сказал ему: “Вы, ханафиты, стали предметом обсуждения и посмешищем для людей”. Зуфар спросил: “И в чем же причина этого?”, а что я ответил: “Вы говорите обобщенно: “Не применяются установленные наказания, когда есть сомнение”, однако сами прибегли к величайшему из видов наказаний, заявив: “Оно применяется и на основании сомнения!”” Зуфар спросил: “И что же это?!”, на что я ответил: “Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: “Верующего за неверного не казнят “, а вы говорите, что казнят”. Тогда Зуфар сказал: “Поистинуе я призываю тебя в свидетели прямо сейчас, что я отказываюсь от данного мнения!”»[17]

Как много людей, чья гордость мешает им принять истину, и тех, кто понимает свою ошибку, но не желает ее признать. Но только не Зуфар ибн Хузейль: подобный ему глубоко набожный ученый, которого описывали как усердно поклоняющегося, не мог допустить в своем сердце таких душевных пороков, как гордыня. Имам ибн Халликан описал его, сказав: «Он объединил в себе знание и поклонение»[18]. Одним из проявлений этого поклонения в ибн Хузейле являлось желание бескорыстно и неустанно приносить пользу своей религии.

Слова ученых о нем

Абу Ханифа говорил: «Зуфар ибн Хузейль — имам из имамов Ислама и знамение из знамений религии благодаря своему благородству, знатности и знаниям».

Имам аз-Захаби пишет: «Один из океанов знаний фикха своего времени и один из умнейших представителей своей эпохи»[19].

Имам ибн Халликан говорил: «Он объединил в себе знание и поклонение»[20].

Его учителя

Учителями имама Зуфара ибн Хузейля были такие ученые, как:

— Абу Ханифа (ум. в 150 г. х.);

— Саид ибн Аби Аруба  (ум. в 155 г. х.);

— Айюб ас-Сахтияни (ум. в 131 г. х.);

— Мухаммад ибн Исхак (ум. в 151 г. х.);

— Аль-Амаш (ум. в 148 г. х.) и другие.

Его ученики

Имам Зуфар ибн Хузейль преподавал таким ученым, как:

— Ваки ибн аль-Джаррах (ум. в 197 г. х.);

— Абдуллах ибн Мубарак (ум. в 181 г. х.);

— Мухаммад ибн Абдуллах аль-Ансари (ум. в 215 г. х.);

— Суфьян ибн Уяйна (ум. в 198 г. х.);

— Хиляль ибн Яхья ибн Муслим аль-Басри (ум. в 244 г. х.) и другим.

Роль Зуфара ибн Хузейля в ханафитском мазхабе

Мы уже говорили о том, что имам Зуфар ибн Хузейль сыграл важную роль в распространении ханафитского мазхаба в Басре, стремясь популяризировать мазхаб Абу Ханифы как при жизни, так и после смерти своего учителя. Возможно, он не достиг таких высот в этом, как Кади Абу Юсуф и другие ученики Абу Ханифы, поскольку прожил относительно недолго после смерти своего учителя. Однако ибн Хузейль был очень предан тому, чтобы развивать ханафитский мазхаб. Некоторые ученые считают, что он достиг степени абсолютного иджтихада (муджтахид аль-мутляк); другие утверждают, что он был муджтахидом ханафитского мазхаба. Однако ни у кого не вызывает сомнений то, что он был муджтахидом, который самостоятельно выносил правовые решения, и даже расходился с имамом Абу Ханифой во мнения относительно некоторых фикховых вопросов.

Зуфар ибн Хузейль с большим уважением относился к решениями своего учителя Абу Ханифы и говорил: «Я не сказал ничего, чего бы не говорил Абу Ханифа до меня». Хотя некоторые взгляды ибн Хузейля и отличались от позиции Абу Ханифы, он понимал, что фундаментальные принципы и правила, установленные его учителем, служили основой для рассмотрения вопросов его учениками. Было бы неправильно рассматривать ибн Хузейля как последователя Абу Ханифы, который всегда соглашался со своим учителем, ведь сама цель последнего заключалась в том, чтобы вырастить свободных и самостоятельных ученых, способных на иджтихад. Абу Ханифа никогда не отказывался от возможности подискутировать со своими учениками, развивая в них интеллект и дискуссионные способности, а также прививая им более глубокое понимание фикха. Этим можно объяснить разнообразие взглядов внутри ханафитского мазхаба. Абу Ханифа дал своим ученикам свободу в следовании принципам и выражении своих идей, а также вселил в них уверенность в себе.

Халид ибн аль-Харис сообщает: «После ночного намаза Зуфар ибн Хузейль и Абу Ханифа увлеклись обсуждением одного вопроса, что не заметили, как наступило время утреннего намаза. Они прервались, чтобы совершить молитву, а затем вернулись к обсуждению. В итоге они утвердились на мнении Абу Ханифы»[21].

Люди обращались к Зуфару ибн Хузейлю с вопросами, и он выносил фетвы, опираясь при этом на тексты Корана, Сунны и на передачи сподвижников. ибн Хузейль также не был далек от использования кияса (аналогии), как и его учитель Абу Ханифа, при том, что он больше остальных учеников имама аль-Азама прибегал к данному методу, и в связи с этим был подвергнут определенной критике. Однако важно понимать, что его кияс не выходил за рамки Шариата.

Доктор Абдус-Саттар аль-Хамид пишет:

«Для Зуфара ибн Хузейля было необходимым, чтобы аналогия была основана на доводах Корана и Сунны, на единогласии ученых, на очевидной пользе, правилах Шариата или же на традиции (урф), и мы находим это ясным, если изучим, как устроены его аналогии в вопросах фикха. Что же касается аналогии, которая не основана на доводах или же основана на порочном мнении (раъи), то такая аналогия не входит в круг используемых методов Зуфара ибн Хузейля»[22].

Зуфар ибн Хузейль говорил:

إنما نأخذ بالرأي ما لم يجيء الأثر، فإذا جاء الأثر تركنا الرأي، وأخذنا بالأثر

«Мы брали мнение (раъи) там, где не приходил асар, а если приходил асар, мы брали его, оставляя мнение»[23].

Ваки ибн аль-Джаррах говорил: «Зуфар ибн Хузейль прекрасно применял метод аналогии, мало писал, а то что записывал, непременно запоминал»[24].

Зуфар ибн Хузейль считается одним из выдающихся ученых, который внес большой вклад в ханафитский мазхаб, служа и работая для его распространения, прикладывая все усилия. Про него говорили: «Он — хафиз в фикхе»[25]. Усман ибн Аби Шейба говорил: «Зуфар ибн Хузейль является одним из самых знающих людей в фикхе»[26]. Его мнения часто можно встретить в книгах ханафитского мазхаба, однако, несмотря на его обширные знания, ни одна из его работ, в которых содержатся его взгляды и мысли, не дошла до наших дней. Возможно, это было следствием того, что Зуфар ибн Хузейль писал мало, как описал его Ваки ибн аль-Джаррах.

Его некоторые убеждения

Имам Зуфар ибн Хузейль был мутакалимом, который исповедовал акыду Ахлю-Сунна, изложенную в книге «Акыда ат-Тахавия» — труде, в котором содержатся убеждения имама Абу Ханифы и его учеников. Имам Абу Джафар ат-Тахави, автор этой книги, учился у Биккара ибн Кутейбы — ученика Хиляля ибн Яхьи, который в свою очередь являлся учеником Зуфара ибн Хузейля. Таким образом убеждения, изложенные в «Акыда ат-Тахавия» восходят ко всем ближайшим ученикам имама Абу Ханифы, и невозможно представить, чтобы кто-нибудь противоречил этому.

Имам Мухаммад ибн Захид аль-Кавсари пишет:

وعقيدة الطحاوي هذه مستفيضة عن أئمتنا متواترة إلى اليوم

«Вероубеждение ат-Тахави передается от наших имамов вплоть до наших дней мутаватиром (широкоэтапной передачей)»[27].

В биографии Абу Ханифы мы отмечали, что имама обвиняли в различных искаженных убеждениях. От этих наговоров не спаслись и его ближайшие ученики, в числе которых был Зуфар ибн Хузейль. Однако эти обвинения в адрес имама и его учеников были беспочвенными, и ближайшие ученики этих личностей отвергали подобные нападки.

Передается, что Мухаммад ибн Шазан аль-Джавхари слышал, как двое шейхов — Абу Сулейман аль-Джузджани и ибн Мансур ар-Рази — говорили:

ما تكلم أبو حنيفة، ولا أبو يوسف، ولا زفر، ولا محمد، ولا أحد من أصحابهم في القرآن

«Ни Абу Ханифа, ни Абу Юсуф, ни Зуфар ибн Хузейль, ни Мухаммад не говорили ничего дурного о Коране»[28].

Речь, в частности, идет об убеждении, что Коран является сотворенным, и заблуждений, которые связаны со Священным Писанием, которые приписывали Абу Ханифе. Однако, в действительности, он и его ближайшие ученики были чисты от этих убеждений.

Также стоит отметить, что Зуфар ибн Хузейль был имамом в науке рационального богословия.

Хафиз Джамалуддин аль-Асбахани пишет:

كان أبو حنيفة وأبو يوسف وزفر وحماد بن أبي حنيفة أبصر قول بالكلام قد خاصموا وناظروهم فغلبوا من كلموهم

«Абу Ханифа, Абу Юсуф, Зуфар ибн Хузейль и Хаммад ибн Абу Ханифа были самыми проницательными в каляме. Они дискутировали с людьми и одерживали вверх над теми, кто вел с ними беседу»[29].

Его некоторые высказывания

«Кто приступит к преподаванию религиозных знаний, не достигнув должного уровня, тот будет унижен»[30].

Его смерть

Зуфар ибн Хузейль скончался в Басре в месяце шаабан в 158 году по хиджре, прожив 48 лет, которые были наполнены пользой, благочестием, поклонением и усердием на пути Аллаха. Сообщается, что в предсмертный час Кади Абу Юсуф и другие вошли к ибн Хузейлю и сказали ему: «Завещай», на что он ответил: «Эти вещи предназначены для моей жены, а эти 3000 дирхамов — для сына моего брата».

 

 

[1] «Вафаят аль-аян» ибн Халликана (2/317).

[2] «Ахбар аль-асбахан» Абу Нуайма (1/317).

[3] «Сияр алям ан-нубаля».

[4] «Тахзиб аль-асма ва аль-люгат» (1/197).

[5] «Манакиб» аль-Кардари (2/104).

[6] «Манакиб» аль-Кардари (2/104).

[7] Там же (1/145).

[8] Там же (2/184).

[9] Там же.

[10] «Манакиб Абу Ханифа» имама аль-Макки, стр. 59.

[11] «Аль-Интика», стр. 173.

[12] «Мифтаху саада» (2/113).

[13] «Манакиб» аль-Кардари (2/184).

[14] Там же (2/178).

[15] «Фаваид аль-бахия» (1/76).

[16] «Ас-Сиккат» ибн Хиббана, стр. 96.

[17] «Фатхуль-Бари» (12/264).

[18] «Вафаят аль-аян» (1/190).

[19] «Сияр алям ан-нубаля».

[20] «Вафаят аль-аян» (1/190).

[21] «Манакиб» аль-Кардари (1/137).

[22] «Зуфар ибн Хузейль усулюху ва фикхуху», стр. 271.

[23] «Аль-Факих валь-мутафакких» (1/510).

[24] «Ахбар Аби Ханифа ва асхабихи» ас-Саймари, стр. 45.

[25] «Манакиб» аль-Кардари (2/216).

[26] «Ахбар Аби Ханифа ва асхабихи» ас-Саймари, стр. 53.

[27] «Макалят аль-Кавсари», стр. 210.

[28] «Тарих Багдад» (15/518).

[29] «Манакиб» аль-Макки (1/112).

[30] «Сияр алям ан-нубаля».

Похожие материалы