Введение в акыду. Урок 4

Продолжаем наш цикл вводных уроков по акыде, в течение которого мы постараемся кратко и доступно объяснить для начинающего читателя, интересующегося основами Ислама, некоторые аспекты исламского вероучения. Постараемся объяснить эти аспекты простым языком, не используя сложных терминов, чтобы люди, которые только начали изучать Ислам, получили пользу от этих уроков, иншаАллах.
 
На этом уроке мы разберем очень важный аспект вероучения, так сказать, сердцевину этой науки, — вопросы, связанные с сифатами Всевышнего Аллаха.
 
Что такое сифат? Сифат (или «сифа») – это атрибут, то есть это то, чем мы описываем Аллаха.
 
Знание о нашем Господе не дано нам через наши органы восприятия: мы не видели Аллаха, мы не являемся пророками, поэтому мы не слышали нашего Господа, и поэтому Аллах дал нам восприятие опосредованно.
 
Что значит опосредованно? Мы, например, видим мир и понимаем, что у этого мира есть Творец, либо пророки нам сообщают об Аллахе, поэтому то, как Аллах описан в Коране и Сунне, — это и есть сифаты, Его атрибуты.
 
Познать все атрибуты Аллаха невозможно, потому что Аллах совершенен и бесконечен, поэтому описание Его совершенства тоже бесконечно, ибо Его совершенство бесконечно и не вообразимо нами.
 
Аллах не требует от нас, чтобы мы их все охватили, так как это невозможно, а Аллах не возлагает на своих рабов то, что они сделать не могут. 
 
Поэтому ученые Ахлю Сунна Валь Джамаа, то есть ученые спасшейся группы из общины Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует (фирка наджия), выделяют тот минимум сифатов, которые должен знать мукалляф. Мукалляф — это тот, на кого распространяются законы Шариата. Этот минимум необходим, чтобы мусульманин был уверен в своем имане и чтобы различные сомнения не охватывали его.
 
У Всевышнего Аллаха выделяют 13 атрибутов, которые мы рассмотрим на этом уроке. Мы рассмотрим сифаты поверхностно, а кто желает изучить их более подробно, пусть обращается к нашему циклу уроков Танвир аль-Кулюб.
 
1)      Начнем с первого атрибута — Аль-Вуджуд – Существование
 
Это является основой исламской акыды и основой той религии, которую принес Пророк Ибрахим, мир ему, то есть Авраам. Это знание о том, что наш Бог существует.
 
Естественно, если человек сомневается, наш Бог существует или нет, то его иман не принимается. Этот человек не является мусульманином. В Коране сказано (смысл): «Есть ли в Аллахе сомнения?»
 
И что важно понять, вера во Всевышнего Аллаха не противоречит разуму. Более того, она вытекает из него, и она разумна, потому что мы видим, как этот мир меняется, и видим, как что-то появилось после того, как оно не существовало, то есть после небытия что-то принимает бытие.
 
Кто решает, чему быть, а чему не быть? И кто решает, что это творение должно иметь именно такие пропорции, именно такой цвет, размер? Природа? Но что такое природа? Это некая абстракция, которую выдумали материалисты и атеисты, чтобы попытаться затуманить разум людей и представить веру в Бога как некий абсурд, хотя сами не могут объяснить этот процесс: откуда появляются творения, почему они имеют именно такие характеристики.
 
Поэтому выдумали такую абстрактную «природу», которая якобы что-то решает. Конечно, это абсурд. И они называют нашу веру в Аллаха абсурдом, когда их идея «природы» является абсолютным абсурдом.
 
 
2)      Второй атрибут – Аль-Кидам – Предвечность. 
 
Это означает, что Аллах не имеет начала. И это неимение начала не означает некий временной промежуток, что Аллах во времени предшествует другим творениям. Само время является также творением, поэтому Аллах не может характеризоваться существованием во времени, то есть творения не могут являться характеристиками Аллаха. Поэтому время, которое является сотворенным и которое имеет точку отсчета, с которого появляется само время, не может описывать Аллаха.
 
Когда мы говорим, что Аллах Предвечен, мы не имеем в виду, что Аллах предвечен в каком-то временном промежутке, то есть предшествует чему-то. Мы имеем в виду, что Аллах и Его Бытие не имеют начала, и Он не может описываться небытием. Как сказано в Коране, (смысл:) «Он – Первый». Это и есть понимание сифата Аль-Кидам.
 
Все существующее можно разделить на три группы:
 
  • Первое. То, что не имеет начала, – это только Всевышний Аллах.
  • Второе. То, что имеет начало, но не имеет конца. Это, например, Ад и Рай.
  • Третье. То, что имеет и начало, и конец. Это творения, которые будут уничтожены в Судный День и уйдут в небытие.
 
 
 
3)      Третий атрибут, в котором мы должны быть убеждены, – это Аль-Бака – Бесконечность.
 
Мы сказали, что Аллах не имеет начала, мы также говорим, что Он не имеет конца. Конец может иметь лишь то, что имеет начало. Тот, кто описан Безначальностью, описан также и Бесконечностью.
 
Имеется в виду не пространственная бесконечность Аллаха, что Аллах, мол, везде, аузубиЛлях. Нет, имеется в виду, что Его Бытие не имеет конца. Вот так надо понимать атрибут аль-Бака — как отсутствие конечности существования Аллаха.
 
Как сказано в Коране, (смысл:) «все исчезнет и будет уничтожено, кроме Всевышнего Аллаха», — то есть все, кроме Аллаха, потенциально может исчезнуть. Мы знаем, что некоторые творения Всевышний оставит, не уничтожив, в вечности, но сами по своей сущности они могут быть уничтожены. А Бытие Аллаха обязательно, и оно не может быть даже теоретически уничтожено. 
 
 
4)       Четвертый сифат – Аль-Вахдания – Единственность. 
 
Это является одним из ключевых аспектов, и из этого названия вытекает одно из названий науки акыды – ат-таухид, то есть убежденность в Единственности Аллаха.
 
Ат-таухид состоит из трех частей:
 
Первое – убежденность в единственности Cущности Аллаха, то есть то, что Аллах не состоит из частей, у Него нет руки, Он не является телом и т. д.
 
Второе – убежденность в единственности Аллаха в Его сифатах. Его сифаты присущи только Ему.
 
Третий аспект таухида – это убежденность в единственности Аллаха в действиях. Действия совершает только Всевышний, и только Он является Творцом.
 
 
5)      Пятый сифат – Аль-Киямуху би Нафсихи – Самодостаточность.
 
 
Это означает, что Аллах ни в ком и ни в чем не нуждается. А все нуждается в Нем. Если бы Аллах нуждался в чем-то, это говорило бы о сотворенности Аллаха. Точно так же Аллах не нуждается в нас и в нашем поклонении, и Ему никак не вредят наши грехи и наше ослушание. Это поклонение нужно нам самим, поскольку поклонение принесет пользу нам. И как сказано в Коране (смысл:), «Аллах — Самодостаточный, а вы – нищие и нуждающиеся».
 
 
6)      Шестой сыфат – Мухаляфату лиль-хавадис – Абсолютное отличие от творений.  
 
 
Наш Господь сотворил нас и все другие творения, поэтому Он этому творению не подобен. Если бы он был подобен этому творению, то это означало бы, что Он сам творение, так как схожесть атрибутов указывает на схожесть сущности.
 
Если у двух существующих явлений есть схожие черты творения, то значит, оба эти явления сотворенные. И поэтому Аллах не описывается категориями изменяемости, размера, перемещения и другими характеристиками, присущими только творениям.
 
Мухаляфату лиль-хавадис означает абсолютное неподобие творениям. Нельзя сказать, что Аллах полностью или частично подобен творениям. Доказательством этому является аят Корана (смысл): «Ничто не подобно Ему». Это является самым лучшим и ясным доказательством о неподобии Аллаха творениям.
 
 
7)      Седьмой сифат – Аль-Хайа – Жизнь.
 
В отношении Аллаха это предвечный сифат. Жизнь Аллаха не подобна нашей жизни, которая осуществляется за счет крови, мяса, тела, души. Жизнь Аллаха – это смысловой атрибут, которым Аллах описан, но Аллах не нуждается ни в каких органах для этой жизни, ни в теле, ни в душе, как в нашем случае. И жизнь – это тот атрибут, который позволяет описывать что-то силой, волей и знанием, то есть если Аллах не был бы описан жизнью, Он не мог бы быть описанным Волей, Знанием и Силой. Все эти атрибуты присущи только тому, что охарактеризовано жизнью. Мертвое не может иметь силу, знания и волю.  Сказано в Коране (смысл:): «Нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Него, Который Живой».
 
 
8)      Восьмой сыфат – Аль-Кудра – Всемогущество.
 
Это обязательный атрибут Аллаха, которым описана Его сущность. Сила Аллаха не имеет границ, и нет никого, кто мог бы противодействовать Его решению или Его силе, поскольку Аллах является единственным, совершающим действия, и все окружающее – творения Аллаха, и нет никакого творца, который мог бы творить наравне с Ним. Ведь сказано в Коране (смысл): «Аллах над всякой вещью мощен».
 
 
9)      Девятый сифат – Аль-Ирада – Воля.
 
Это предвечный атрибут. Когда мы говорим о предвечном атрибуте, имеется в виду, что все атрибуты, которыми описан Аллах, не имеют начала, то есть нельзя сказать, что Аллах когда-то был Всемогущим, а потом стал не всемогущим, или когда-то не было этого атрибута, а потом он появился. Что касается Воли, то Аллах абсолютно независим в Своей Воле, и ничто не может навязать Ему чужую волю или принудить Его захотеть то, чего Он не хочет.
 
Поэтому мы говорим: «Все, чего Аллах хочет, происходит, а все, чего Он не хочет, – не происходит». Ведь сказано в Коране (смысл): «Творящий все, что пожелает».
 
 
10)   Десятый сифат – Аль-Ильм – Знание.
 
Знание Аллаха всеохватывающее, всеобъемлющее, оно охватывает все, что было, все, что будет, что могло бы быть, все, что происходит, обо всем этом знает Аллах. Все, что невозможно, все, что обязательно, – об этом тоже Аллах знает.
 
 
11)   Одиннадцатый сифат – Ас-Сам – Слух.
 
Этот атрибут не является идентичным сифату Знание, то есть этот атрибут связан с тем, что может быть услышано. Аллах слышит звуки, но Его восприятие звуков не похоже на наше восприятие звуков посредством органов, например, ушей.
 
Как Аллах слышит, мы не знаем, но Аллах описал Себя этим атрибутом, поэтому мы в это верим. Но это не происходит через уши, барабанные перепонки или какие-то другие органы.
 
Все атрибуты Аллаха не нуждаются в органах, то есть для Силы Аллах не нуждается в руках, для Зрения Аллах не нуждается в глазах, для Слуха Аллах не нуждается в ушах, ведь Аллах совершенен и не описан категориями творения.
 
Органы – это признак неспособности, недостаточности, поэтому это признак творения, и Аллах не может быть охарактеризован этим признаком.
 
 
12)   Двенадцатый атрибут – Аль-Басар – Зрение. 
 
Аллах видит нас, видит все творения, и Его способность видеть безначальна и бесконечна, и, соответственно, Его Видение может распространяться на то, что может быть увидено. Доказательством этих атрибутов, то есть того, что Аллах описан Слухом и Зрением, является аят (смысл): «И Аллах  Всеслышащий, Всевидящий».
 
 
13)   Тринадцатый атрибут – Аль-Калям – Речь.
 
Это также обязательный атрибут, который не подобен речи творений. Мы знаем, что Аллах ниспослал нашему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, Священный Коран, который является выражением предвечной Речи Аллаха, и мы знаем, что Аллах разговаривал со Своими пророками, например, с Мусой, мир ему. Доказательством этого атрибута является аят (смысл): «И разговаривал Аллах с Мусой разговором», – то есть здесь идет усиление смысла «разговор», и это служит для нас указанием, что Аллах описан таким атрибутом, как Речь. Но Речь Аллаха не состоит ни из букв, ни из звуков, и в этом смысле Речь Аллаха не подобна речи творений.
 
 
Мы кратко разобрали атрибуты Аллаха, в которых человек должен быть убежден и уверен. И сомнение в этих атрибутах является неверием.
 
И если спросить у человека: «Является ли Господь Всемогущим?» – и он ответит: «Не знаю», – то это будет куфром. А также если он скажет: «Не знаю, является ли мой Господь Всезнающим». 
 
Не обязательно, чтобы человек знал эти атрибуты наизусть и мог перечислить по памяти, но убежденность в них является обязанностью. Если спрашивают: «Является ли Господь Знающим?» – то надо ответить: «Конечно, Он Всезнающий».
 
И то же самое в отношении всех остальных атрибутов. Все атрибуты – это атрибуты совершенства, и ни один атрибут, которым мы описали Аллаха, не может содержать недостатка, изъяна, не может изменяться, поскольку все это – признаки творения, а Аллах превыше того, чтобы описываться теми категориями, которыми описаны Его же творения.

Хвала Аллаху – Господу миров.

Похожие материалы