Акыда имама аль-Бухари. Часть 4

Хальк афаль аль-ибад

Один из пропагандистских лозунгов ваххабитов — это утверждение о том, что современные ашариты являются джахмитами. Обратимся к книге имама аль-Бухари, чтобы понять, за какие убеждения саляфы обвиняли джахмитов в неверии (куфр).

Джахм ибн Сафван — неверующий

Дамра ибн Шавзаб сказал:

تَرَكَ الْجَهْمُ الصَّلَاةَ أَرْبَعِينَ يَوْمًا عَلَى وَجْهِ الشَّكِّ، فَخَاصَمَهُ بَعْضُ السُّمَنِيَّةُ، فَشَكَّ فَأَقَامَ أَرْبَعِينَ يَوْمًا لَا يُصَلِّي

«Джахм не совершал намаз в течение сорока дней из-за сомнений. С ним спорили некоторые сумманиты, из-за чего он усомнился в своей религии, а после в течение сорока дней не совершал намаз»[1].

Из одного только этого описания мы понимаем мерзость и никчемность этой личности.

Некоторые из современных ваххабитов, несмотря на такое описание Джахма, осмелились заявить, что, прочтя 400 книг ашаритов, они не смогли найти даже указания на заблуждения этого человека, не говоря уже об обвинении в неверии.

Имам Абу Мансур Абдуль-Кахир аль-Багдади (ум. в 429 г. х.) сказал:

واكفره أَصْحَابنَا فى جَمِيع ضلالاته واكفرتة… فاتفق أَصْنَاف الامة على تكفيره

«Наши ученые (ашариты) обвинили Джахма в неверии за все его заблуждения <…> Таким образом, разные группы исламской общины единодушно обвинили его в неверии»[2].

Среди ашаритов нет никакого разногласия относительно положения этого человека.

Теперь обратимся к отклонениям Джахма ибн Сафвана, которые выделил имам аль-Бухари, и посмотрим, можно ли их отнести к убеждениям ашаритов:

1) Отрицание возвышения Творца

Саид ибн Амир сказал:

الْجَهْمِيَّةُ أَشَرُّ قَوْلًا مِنَ الْيَهُودِ وَالنَّصَارَى، قَدِ اجْتَمَعَتِ الْيَهُودُ وَالنَّصَارَى، وَأَهْلُ الْأَدْيَانِ أَنَّ اللَّهَ تَبَارَكَ وَتَعَالَى عَلَى الْعَرْشِ، وَقَالُوا هُمْ: لَيْسَ عَلَى الْعَرْشِ شَيْءٌ

«Убеждения джахмитов хуже убеждений иудеев и христиан: иудеи, христиане и последователи религий говорят, что Аллах — над Аршем, а они говорят: “Над Аршем нет ничего”»[3].

Ашариты отрицают телесное возвышение Творца, но признают возвышение Аллаха, которое подобает Его величию.

Имам аль-Ашари (260–324 гг. х.) сказал:

وقال أهل السنة وأصحاب الحديث: ليس بجسم ولا يشبه الأشياء وأنه على العرش كما قال عز وجل : “الرحمن على العرش استوى” ولا نقدم بين يدي الله في القول بل نقول استوى بلا كيف

«Ахлю-Сунна и приверженцы хадиса (асхаб аль-хадис) сказали: “Он не является телом и не подобен вещам, и Он — над своим Аршем, как Он Сам сказал об этом: “Милостивый над Аршем истава (возвысился)”. И мы не опережаем Аллаха в Его Словах (не говорим то, чего Он не говорил) и утверждаем, что Он истава без наличия образа”»[4].

Имам Абуль-Хасан ибн Махди ат-Табари (ум. в 380 г. х.) — ученик имама аль-Ашари — сказал:

والقديم سبحانه عال على عرشه لا قاعد ولا قائم ولا مماس ولا مباين عن العرش

«Предвечный (Пречист Он) — возвышенный над Своим Аршем, не сидящий, не стоящий, не соприкасающийся и не отделенный[5] от Арша»[6].

Имам аль-Байхаки (384–458 гг. х.) сказал:

وَفِي الْجُمْلَةِ يَجِبُ أَنْ يُعْلَمَ أَنَّ اسْتِوَاءَ اللَّهِ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى لَيْسَ بِاسْتِوَاءِ اعْتِدَالٍ عَنِ اعْوِجَاجٍ وَلا اسْتِقْرَارٍ فِي مَكَانٍ ، وَلا مُمَّاسَّةٍ لِشَيْءٍ مِنْ خَلْقِهِ ، لَكِنَّهُ مُسْتَوٍ عَلَى عَرْشِهِ كَمَا أَخْبَرَ بِلا كَيْفٍ ، بَائِنٌ مِنْ جَمِيعِ خَلْقِهِ

«В общем обязательно знать, что возвышенность (истива) Всевышнего Аллаха не является ни выпрямлением искривленного, ни утверждением на месте, ни соприкасанием с чем-либо из Его творений. Он — возвышающийся (муставин) над Своим Аршем так, как Он Сам сказал, без образа, отделенный от Своих творений»[7].

Имам аль-Газали (450–505 гг. х.) сказал:

أنه مستو على العرش على الوجه الذي قاله

«Всевышний Аллах возвышается (муставин) над Аршем так, как Он Сам сказал об этом»[8].

Имам аль-Байдави (ум. в 685 г. х.) сказал в своем тафсире:

وعَنْ أصْحابِنا أنَّ الِاسْتِواءَ عَلى العَرْشِ صِفَةٌ لِلَّهِ بِلا كَيْفٍ، والمَعْنى: أنَّ لَهُ تَعالى اسْتِواءً عَلى العَرْشِ عَلى الوَجْهِ الَّذِي عَناهُ مُنَزَّهًا عَنِ الِاسْتِقْرارِ والتَّمَكُّنِ

«От наших ученых (ашаритов) передается, что возвышение над Аршем — это атрибут Аллаха без материального образа. И смысл в том, что возвышение над Аршем такое, как Он Сам имел в виду, но без сидения и занятия физического пространства»[9].

Имам Аляуддин ибн аль-Аттар (654–724 гг. х.) сказал:

وأنه سبحانه استوى على العرش كما نطق به الكتاب العزيز في ست آيات كريمات بلا كيف، بل كيف شاء من غير مماسة أو احتياج إلى العرش، مع تنزيهه سبحانه عن الجلوس أو القعود أو غيرهما من صفات المحدثين

«Аллах (пречист Он) истава над Аршем, как об этом сказано в шести благословенных аятах Великой Книги, без образа, так как Он пожелал, без соприкасания и нужды в Арше, одновременно отвергая в отношении Него сидение и другие качества творений»[10].

2) Конечность Рая

Хариджа ибн Мусаб сказал:

كَفَرَتِ الْجَهْمِيَّةُ فِي غَيْرِ مَوْضِعٍ مِنْ كِتَابِ اللَّهِ، قَوْلُهُمْ: إِنَّ الْجَنَّةَ تَفنى

«Джахмиты проявили неверие ко многим местам в Коране, и к этому относится их утверждение о том, что Рай конечен»[11].

Имам Такиюддин ас-Субки (683–756 гг. х.) пишет:

فإن اعتقاد المسلمين أن الجنة والنار لا تفنيان وقد نقل أبو محمد بن حزم الإجماع على ذلك وأن من خالفه كافر بإجماع، ولا شك في ذلك فإنه معلوم من الدين بالضرورة وتواردت الأدلة عليه

«Поистине, вероубеждение мусульман состоит в том, что Рай и Ад никогда не исчезнут. Вдобавок, имам Абу Мухаммад ибн Хазм говорит, что ученые единогласны (иджма) в этом убеждении, и что тот, кто противоречит иджме в данном вопросе, является неверующим. В этом нет сомнений, поскольку данное положение Ислама распространено среди мусульман, общеизвестно, и есть ясные доказательства его истинности»[12].

Среди ашаритов не существует разногласий относительно того, что Ад и Рай уже сотворены и будут существовать всегда. Однако это убеждение – от шейха Такиюддина ибн Таймийи и некоторых его учеников, которое передается мнение о конечности Ада.

3) Отрицание видения Аллаха 

Ваки сказал:

مَنْ كَذَّبَ بِحَدِيثِ إِسْمَاعِيلَ عَنْ قَيْسٍ عَنْ جَرِيرٍ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي الرُّؤْيَةِ فَهُوَ جَهْمِيٌّ فَاحْذَرُوهُ

«Кто отрицает хадисы Исмаила от Кайса от Джарира от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о видении, тот — джахмит. Остерегайтесь такого человека!»[13]

Шейхуль Ислам ан-Навави (631–676 гг. х.) сказал:

وقد تظاهرت أدلة الكتاب والسنة وإجماع الصحابة فمن بعدهم من سلف الأمة على إثبات رؤية الله تعالى في الآخرة للمؤمنين ورواها نحو من عشرين صحابيا عن رسول الله صلى الله عليه وسلم وآيات القرآن فيها مشهورة واعتراضات المبتدعة عليها لها أجوبة مشهورة في كتب المتكلمين من أهل السنة وكذلك باقي شبههم وهي مستقصاة في كتب الكلام وليس بنا ضرورة إلى ذكرها هنا

«Доказательства из Корана и Сунны, а также единогласное мнение сподвижников и тех, кто жил после них из праведных предшественников уммы, подкрепляющие друг друга, обосновывают то, что верующие увидят Аллаха в следующей жизни. Хадисы об этом от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) передают около двадцати сподвижников, а аяты Корана, сообщающие об этом, общеизвестны. На возражения этих приверженцев нововведений существуют известные ответы в книгах мутакаллимов из числа Ахлю-Сунна. Остальные аргументы нововведенцев также глубоко разобраны в книгах по каламу и нет необходимости приводить их здесь»[14].

4) Вера — это только знание

Ваки сказал:

أَحْدَثُوا هَؤُلَاءِ الْمُرْجِئَةُ الْجَهْمِيَّةُ – وَالْجَهْمِيَّةُ كُفَّارٌ – وَالْمَرِّيسِيُّ جَهْمِيٌّ، وَعَلِمْتُمْ كَيْفَ كَفَرُوا، قَالُوا: يَكْفِيكَ الْمَعْرِفَةُ، وَهَذَا كُفْرٌ، وَالْمُرْجِئَةُ يَقُولُونَ: الْإِيمَانُ قَوْلٌ بِلَا فِعْلٍ، وَهَذَا بِدْعَةٌ،

«Эти мурджиты — джахмиты, а джахмиты — неверующие, а аль-Мариси — джахмит. Знаете, как они впали в неверие?! Они сказал: “Достаточно знать (аль-маарифа)”, а мурджиты говорят, что вера — это слово без действия, а это является нововведением»[15].

Никто из ашаритов не говорил, что достаточно просто знать, что Ислам — истина, или что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) — это пророк, потому что такое знание было и у людей Писания из числа современников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Такое же знание есть и у некоторых современных востоковедов. Однако  вера согласно ашаритам — это знание, сопряженное с принятием Ислама как своей религии, признанием однозначно известных вещей в религии, а также отказу от всего, что ведет к пренебрежению и издевательству над Исламом и его символами[16].

5) Аллах не разговаривал с пророком Мусой (мир ему) 

Мухаммад ибн Юсуф сказал:

مَنْ قَالَ إِنَّ اللَّهَ لَيْسَ عَلَى عَرْشِهِ فَهُوَ كَافِرٌ، وَمَنْ زَعَمَ إِنَّ اللَّهَ لَمْ يُكَلِّمَ مُوسَى فَهُوَ كَافِرٌ

«Кто скажет, что Аллах — не над Своим Аршем, тот является неверующим. Кто заявит, что Аллах не разговаривал с пророком Мусой (мир ему), тот — неверующий»[17].

Все ашариты единогласны в том, что Аллах говорит с пророком Мусой (мир ему), и последний слышал несотворенную Речь Аллаха.

6) Издевательство над Кораном и желание исказить его

Абу Нуайм аль-Бальхи сказал:

كَانَ رَجُلٌ مِنْ أَهْلِ مَرْوَ صَدِيقًا لِجَهْمٍ ثُمَّ قَطَعَهُ وَجَفَاهُ، فَقِيلَ لَهُ: لِمَ جَفَوْتَهُ؟ فَقَالَ: جَاءَ مِنْهُ مَا لَا يُحْتَمَلُ، قَرَأْتُ يَوْمًا آيَةَ كَذَا، وَكَذَا – نَسِيَهَا يَحْيَى – فَقَالَ: مَا كَانَ أَظْرَفَ مُحَمَّدًا فَاحْتَمَلْتُهَا، ثُمَّ قَرَأَ سُورَةَ طه فَلَمَّا قَالَ: {الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى} [طه: ٥] قَالَ: أَمَا وَاللَّهِ لَوْ وَجَدْتُ سَبِيلًا إِلَى حَكِّهَا لَحَكَكْتُهَا مِنَ الْمُصْحَفِ فَاحْتَمَلْتُهَا، ثُمَّ قَرَأَ سُورَةَ الْقَصَصِ فَلَمَّا انْتَهَى إِلَى ذِكْرِ مُوسَى قَالَ: مَا هَذَا؟ ذَكَرَ قِصَّةً فِي مَوْضِعٍ فَلَمْ يُتِمَّهَا، ثُمَّ ذَكَرَهَا هَهُنَا فَلَمْ يُتِمَّهَا، ثُمَّ رَمَى بِالْمُصْحَفِ مِنْ حِجْرِهِ بِرِجْلَيْهِ، فَوَثَبْتُ عَلَيْهِ

«Один человек из Мерва был другом Джахма, а затем прервал отношения и был суров к нему.

Его спросили: “Почему ты так суров с ним?”, и он ответил:

“Он сделал то, что невозможно терпеть. Однажды я прочитал такой-то аят, и он сказал: “Какой же умный этот Мухаммад!”, и я стерпел это.

Затем он прочитал аят из суры “Та ха”: “Милостивый истава над Троном”[18], после чего сказал: “Клянусь Аллахом, если бы я мог найти возможность стереть этот аят из мусхафа, то я бы сделал это”.

Я стерпел и это. Затем, когда он дошел до упоминания истории пророка Мусы (мир ему) в суре “аль-Касас”, то сказал: “А это что-то такое?! Незаконченная история в одном месте, а затем упоминается тут тоже неполностью”.

Потом он выбросил Коран, ударив по нему ногами. И тогда уже я напал на него”»[19].

Ашариты — это имамы и тафсира и кыраатов, которые передавали и варианты чтения Корана и его толкование, и таким образом эта благословенная цепочка чтецов дошла до нас.

Кто хочет узнать о том, какой адаб ашариты соблюдают к Корану, то пусть обратятся к книге «Ат-Тибьян» имама ан-Навави.

И мы видим, что ни по какому из этих пунктов ашариты не подпадают под категорию джахмитов, а это отнесение к ашаритам джахмизма — лживая пропаганда ваххабитов.

 

 

[1] «Хальк афаль аль-ибад», стр. 519-520.

[2] «Аль-Фарк байналь-фирак», стр. 199-200.

[3] «Хальк афаль аль-ибад», стр. 519.

[4]«Макалят аль-Исламийин» аль-Ашари (1/285).

[5] Имам аль-Байхаки комментирует слова ибн Махди: «И подразумевается под этим отделенность Его Сущности, которая означает уход и отдаление; отделение и соприкасание, которое является ее  противоположностью (то есть отделенности), и стояние (нахождение) и сидение — из того, чем описывается тело. Аллах (Свят Он и Велик) — Единый, Самодостаточный, не родил и не был рожден, и Ему не был равен никто. Не разрешается (в Его отношении) то, что разрешается (является допустимым) в отношении тел». См. «Аль-Асма вас-сифат» (2/326-327).

[6] «Аль-Асма вас-сифат» аль-Байхаки (2/325-326).

[7] «Аль-Итикад валь хидаят иля сабиль ар-рашад», стр. 165.

[8] «Ихья улюм ад-дин» (1/332).

[9] «Анвар ат-танзиль» (3/16).

[10] «Аль-Итикаду-ль халису мин аш-шакки валь-интикади», стр. 110.

[11] «Хальк афаль аль-ибад», стр. 522.

[12] «Аль-Итибару би бакаиль джаннати ва ннар», стр. 104.

[13] «Хальк афаль аль-ибад», стр. 525.

[14] «Аль-Михадж фи шарх сахих Муслим бин аль-Хаджадж» (3/16).

[15] «Хальк афаль аль-ибад», стр. 532-533.

[16] Ибн Абу Шариф аль-Макдиси, «Аль-Мусамара», стр. 647-648.

[17] «Хальк афаль аль-ибад», стр. 543.

[18] Коран, 20:5.

[19] «Хальк афаль иль-ибад», стр. 545.

Похожие материалы