«Заблудший тот, кто, как философы, утверждает непосредственное влияние врождённой природы вещей на другие вещи или утверждает непосредственное влияние причины (аль-илля), когда говорит: «Все вещи (объективного мира) есть «аль-илля»», – т. е. являются непосредственной причиной бытия вещей других без того, чтобы Всевышний Аллах свободно творил их, является, согласно мнению исламской общины, кяфиром, поскольку придаёт Аллаху сотоварища и утверждает в отношении Него слабость. (Следует сказать), что, хотя влияние врождённой природы вещей и влияние «аль-илля» сходятся в том, что не являются свободными, различие между ними состоит в том, что влияние врождённой природы зависит от наличия условия (шарт) и отсутствия препятствия (аль-маниа). Так, например, связанное с огнём сжигание обусловлено наличием соприкосновения пламени огня со сжигаемым предметом и отсутствием препятствия в виде влаги.
Что касается влияния на вещи непосредственной причины (аль-илля), то оно не зависит от «шарта» и «маниа», но всякий раз, когда в бытии проявляется причина, проявляется и следствие (аль-маалюль). Так, например, движение перстня обусловлено движением пальца, на который он надет. Таким образом, причина (аль-илля) всегда связана со следствием (аль-маалюль), тогда как связь между врождённой природой вещей и объектом её влияния не является постоянной и необходимой в силу возможного отсутствия условия (соприкосновения огня с сжигаемым предметом) или наличия препятствия (например, влаги, которая мешает возгоранию).
1. Делающий посредством врожденной природы (ат-табу);
2. Делающий посредством причины (аль-илля);
3. Делающий посредством своей полной свободы. И это тот, кто, когда желает, делает, а когда желает – не делает.
(Надо сказать), что истинность всех трёх видов подтверждают философы, относя лишь третий из них к человеку. Что касается мусульман, то они признают только третий вид, относя его исключительно к Единому Одолевающему, да будет Возвышен Он и Славен!»
Комментарий шейха Саида Фуды, хафизахуллах:
«Тот, кто утверждает, что действия и предметы приложения их являются необходимым следствием природы, укоренённой в вещах, без участия свободной воли Всевышнего Аллаха и Его Силы, несомненно, является неверующим во Всевышнего Аллаха, поскольку приписывает действие сотворённым вещам, которое подобает лишь Всевышнему Аллаху и которым является независимый акт сотворения. (Нет сомнения в том), что подобное убеждение явно противоречит принципу Единобожия (таухид).
Нет сомнения в ложности этого положения, которое основывается на отрицании всеобьемлющего Знания Аллаха, касающегося как общего, так и частного, на отрицании приложения Воли и Могущества Всевышнего ко всем вещам мира, к частному и общему в нём.
Поэтому из такого вероубеждения вытекает куфр философов».
Шариатское решение относительно веры во влияние вложенной Аллахом в вещь силы
Имам Ахмад ибн Мухаммад аль-Адави Малики, рахимахуллах, пишет в комментарии к книге «Аль-Харида аль-бахия»:
Смысл слов некоторых наших имамов о влиянии (вещи) посредством вложенной Аллахом силы состоит в убеждении, что Всевышний Аллах является Единственным Влияющим и Делающим, правда, посредством силы, которую Он творит для вещей. Поэтому влияние на вещи принадлежит одному Аллаху, даже если оно осуществляется через посредничество вложенной Им силы. Что касается кадаритов (или мутазилитов), то они всё влияние, осуществляемое через вложенную силу, относят к вещам. Очевидно, что между акыдой этих имамов и акыдой мутазилитов есть огромная разница. К тому же, самое верное мнение состоит в том, что всё влияние на вещи принадлежит одному Всевышнему Аллаху и осуществляется Им не посредством самих вещей, но при внешнем их сочетании, согласно установленному Им обычному порядку вещей».
Комментарий шейха Саида Фуды, хафизахуллах:
«Слово «аль-ибтида» (нововведение) означает «аль-ихтираа» (изобретение нового). Поэтому тот, кто исповедует данную акыду (состоящую в том, что взаимовлияние вещей происходит посредством вложенной в них силы) придумал нечто новое, чего не было в исламской акыде прежде. Эту идею исповедуют некоторые исламские группы, такие, как мутазилиты и следующие за ними в этом течения. Они утверждают, что Всевышний Аллах вложил силу в индивидуума, посредством которой тот творит свои индивидуальные поступки, т. е. создаёт их из небытия. И Аллах при таком раскладе не является Творцом поступков рабов, как и не прилагается Его Сила к их действиям и поступкам. Это изобрели мутазилиты – ни один мусульманин до них не утверждал ничего подобного.