Муджассима и их убеждения в отношении Аллаха

Имам Абуль-Хасан Али ибн Исмаил аль-Ашари аль-Басри (260–324 гг. х.) сказал в своей книге «Макалят аль-Ислямийин» (с. 207–211):

قد أخبرنا عن المنكرين للتجسيم أنهم يقولون أن البارئ جل ثناؤه ليس بجسم ولا محدود ولا ذي نهاية، ونحن الآن نخبر أقاويل المجسمة واختلافهم في التجسيم. اختلفت المجسمة فيما بينهم في التجسيم وهل للبارئ تعالى قدر من الأقدار وفي مقداره على ست عشرة مقالة: فقال هشام بن الحكم أن الله جسم محدود عريض عميق طويل طوله مثل عرضه وعرضه مثل عمقه نور ساطع له قدر من الأقدار بمعنى أن له مقدارا في طوله وعرضه وعمقه لا يتجاوزه، في مكان دون مكان كالسبيكة الصافية يتلألأ كاللؤلؤة المستديرة من جميع جوانبها ذو لون وطعم ورائحة ومجسة لونه هو طعمه وهو رائحته وهو مجسته وهو نفسه لون ولم يثبت لونا غيره وأنه يتحرك ويسكن ويقوم ويقعد، وحكى عنه أبو الهذيل أنه أجابه إلى أن جبل أبي قبيس أعظم من معبوده، وحكى عنه ابن الراوندي أنه زعم أن الله سبحانه يشبه الأجسام التي خلقها من جهة من الجهات ولولا ذلك ما دلت عليه وحكي عنه أنه قال: هو جسم لا كالأجسام ومعنى ذلك أنه شيء موجود.

«Мы уже разъяснили позицию тех, кто осуждает антропоморфизм (таджсим), то есть разъяснили, что Всевышний Творец не обладает телом, ограниченным или имеющим конец. А теперь сообщим вам слова антропоморфистов (муджассима) и расскажем об их разногласиях относительно своего антропоморфизма.

Антропоморфисты впали в разночтения в теме антропоморфизма: обладает ли Всевышний Аллах размерами? Касательно этого существуют шестнадцать мнений.

Хишам ибн аль-Хакам сказал, что Аллах обладает телом, имеющим ширину, длину и высоту. Высота его равна ширине, а ширина равна длине. Тело Его представляет собой ослепительный свет, который обладает размерами, в том смысле, что его высота, ширина и длина имеет определённые параметры, за пределы которого лучи не прорываются. Он находится в определённом месте в пространстве в виде чистого сгустка, который блестит, словно округлая жемчужина. Он обладает цветом, вкусом, запахом, и его можно пощупать. Его цвет – это его вкус, запах и осязаемость. Он Сам есть цвет, и ничто помимо Него не является цветом. Он может двигаться и находиться в состоянии покоя, вставать и садиться.

Абуль-Хузайль передал от Хишама ибн аль-Хакама слова, что он согласился с тем, что гора Абу аль-Кубайс больше, чем объект его поклонения. Ибн ар-Раванди передал, что он утверждал, что Преславный Аллах в некоторой мере похож на тела, которые сотворил. А иначе бы не указывало на это. Передаётся также, что он сказал: «Он – тело, не подобное другим телам», а смысл этих слов в том, что Он существует.

وقد ذكر عن بعض المجسمة أنه كان يثبت البارئ ملونا ويأبى أن يكون ذا طعم ورائحة ومجسة وأن يكون طويلا وعريضا وعميقا وزعم أنه في مكان دون مكان متحرك من وقت خلق الخلق.  وقال قائلون أن البارئ جسم وأنكروا أن يكون موصوفا بلون أو طعم أو رائحة أو مجسة أو شيء مما وصف به هشام غير أنه على العرش مماس له دون ما سواه.  واختلفوا في مقدار البارئ بعد أن جعلوه جسما: فقال قائلون: هو جسم وهو في كل مكان وفاضل عن جميع الأماكن وهو مع ذلك متناه غير أن مساحته أكثر من مساحة العالم لأنه أكبر من كل شيء. وقال بعضهم: مساحته على قدر العالم، وقال بعضهم أن البارئ جسم له مقدار في المساحة ولا ندري كم ذلك القدر. وقال بعضهم: هو في أحسن الأقدار وأحسن الأقدار أن يكون ليس بالعظيم الجافي ولا القليل القميء، وحكي عن هشام بن الحكم أن أحسن الأقدار أن يكون سبعة أشبار بشبر نفسه.

Передаётся, что некоторые антропоморфисты они утверждали, что Творец имеет цвет, но отрицали, что Он обладает вкусом, запахом и осязаемостью, отрицали также то, что Он имеет длину, ширину и высоту. Они говорили, что Он находится в определённом месте в пространстве и движется после того, как всё сотворил.

Говорящие о том, что Творец обладает телом, отвергали в отношении Него наличие таких свойств, как цвет, вкус, запах, осязаемость, и других признаков, о которых говорил Хишам. Однако они заявляли, что Он на Троне и прикасается только к нему и ни к чему больше из творений.

Посчитав Творца телесным, они впали в разногласия относительно того, какого Он размера.

Некоторые сказали, что Он – тело, которое располагается везде и отделено от всех творений, но при этом конечный. Его площадь обширнее площади всего мира, потому что Он больше всего. Некоторые другие сказали, что Его площадь равна площади мира.

Третьи говорили, что Творец телесен, но мы не знаем Его размеров. Четвёртые сказали, что Он имеет наилучший размер, то есть такой, который не слишком велик и не ничтожно мал. От Хишама ибн аль-Хакама передаётся, что лучший размер – это семь Его пядей.

وقال بعضهم: ليس لمساحة البارئ نهاية ولا غاية وأنه ذاهب في الجهات الست اليمين والشمال والأمام والخلف والفوق والتحت. قالوا: وما كان كذلك لا يقع عليه اسم جسم ولا طويل ولا عريض ولا عميق وليس بذي حدود ولا هيئة ولا قطب. وقال قوم أن معبودهم هو الفضاء وهو جسم تحل الأشياء فيه ليس بذي غاية ولا نهاية، وقال بعضهم: هو الفضاء وليس بجسم والأشياء قائمة به. وقال داود الجواربي ومقاتل بن سليمان أن الله جسم وأنه جثة على صورة الإنسان لحم وذم وشعر وعظم له جوارح وأعضاء من يد ورجل ولسان ورأس وعينين وهو مع هذا لا يشبه غيره ولا يشبهه، وحكي عن الجواربي أنه كان يقول: أجوف من فيه إلى صدره ومصمت ما سوى ذلك، وكثير من الناس يقولون: هو مصمت ويتأولون قول الله: الصمد المصمت الذي ليس بأجوف. وقال هشام بن سالم الجواليقي أن الله على صورة الإنسان وأنكر أن يكون لحما ودما، وأنه نور ساطع يتلألأ بياضا وأنه ذو حواس خمس كحواس الإنسان سمعه غير بصره وكذلك سائر حواسه له يد ورجل وأذن وعين وأنف وفم وأن له وفرة سوداء.  وممن قال بالصورة من ينكر أن يكون البارئ جسما، وممن قال بالتجسيم من ينكر أن يكون البارئ صورة.

Шестая категорий людей придерживалась мнения, что площадь Творца не имеет границ и пределов, или что Он расширяется во все шесть сторон: вправо, влево, вперед, назад, вверх и вниз. Они сказали, что к тому, что устроено таким образом, неприменимо слово «тело» и такие понятия, как длина, ширина и высота, а также оно не имеет границ, строения и оси.

Другие люди сказали, что объектом их поклонения является космос, это тело, в котором растворены все остальные вещи и которое не имеет границ и пределов. Кто-то заявлял, что их господь является космосом, но при этом Он не тело, а все остальные вещи существуют благодаря ему.

Дауд аль-Джаварби и Мукатиль ибн Сулейман сказали, что Аллах – это тело в образе человека, состоящего из мышц, крови, волос и костей, имеющего такие конечности и органы, как рука, нога, язык, голова и глаза, при этом Он не похож на других и никто не похож на Него.

Передаётся, что аль-Джаварби говорил: «Он полый, начиная от Его рта и до груди, и плотный во всех остальных частях», многие люди говорят, что Он плотный, понимая таким образом слова Аллаха: «Он “ас-Самад”», то есть Он плотный и не является полым.

Хишам ибн Салим аль-Джавалики говорил, что Аллах имеет образ человека, но не состоящего из плоти и крови. Он, по его мнению, состоит из ослепительного света, которой сверкает белизной, обладает пятью чувствами, как у человека: слух, который не является видением и так далее – всеми остальные чувствами; а также имеет руку, ногу, ухо, глаз, нос, рот и обладает тёмной массой.

Среди тех, кто считал, что Господь имеет определённый образ, были те, кто опровергал телесность Творца, так же, как и среди тех, кто говорил об антропоморфизме, были те, кто опровергал наличие образа у Творца.

باب اختلافهم في البارئ هل هو في مكان دون مكان أم لا في مكان أم في كل مكان وهل تحمله الحملة أم يحمله العرش وهل هم ثمانية أملاك أم ثمانية أصناف من الملائكة، اختلفوا في ذلك على سبع عشرة مقالة: قد ذكرنا قول من امتنع من ذلك وقال أنه في كل مكان حال وقول من قال: لا نهاية له وأن هاتين الفرقتين أنكرتا القول أنه في مكان دون مكان. وقال قائلون: هو جسم خارج من جميع صفات الجسم ليس بطويل ولا عريض ولا عميق ولا يوصف بلون ولا طعم ولا مجسة ولا شيء من صفات الأجسام وأنه ليس في الأشياء ولا على العرش إلا على معنى أنه فوقه غير مماس له وأنه فوق الأشياء وفوق العرش ليس بينه وبين الأشياء أكثر من أنه فوقها. وقال هشام بن الحكم أن ربه في مكان دون مكان وأن مكانه هو العرش وأنه مماس للعرش وأن العرش قد حواه وحده. وقال بعض أصحابه أن البارئ قد ملأ العرش وأنه مماس له. وقال بعض من ينتحل الحديث أن العرش لم يمتلئ به وأنه يقعد نبيه عليه السلام معه على العرش.

Глава об их (антропоморфистов) разногласиях в отношении Творца: занимает Он определённое место или нет, занимает ли место вообще, или находится везде; несут ли Его носильщики или Трон, и являются ли Его носильщиками восемь ангелов или восемь видов ангелов. Всего разногласия относительно этого разделились на семнадцать мнений.

Мы уже говорили о тех, кто высказывался о невозможности этого и утверждал, что Он растворён везде, а также о тех, кто заявлял, что Господь не имеет пределов. Мы также сказали, что эти два течения отвергают мнение, что Господь находится в определённом месте.

Одни люди сказали, что Аллах – это тело, которое не обладает качествами других тел, неосязаем, не имеет длины, ширины и высоты, цвета, вкуса и иных свойств тел, и что Он не находится внутри вещей или на Троне, разве что в том смысле, что Он над ним без соприкосновения с ним. Они также говорили, что Он над всеми вещами и над Троном таким образом, что между Троном и другими вещами не больше пространства, чем между этими вещами и Богом.

Хишам ибн аль-Хакам говорил, что его Господь находится в определённом месте и что это место – Трон, и что Он соприкасается с Ним и Трон объемлет Его одного. Некоторые его последователи говорили, что Творец заполняет Трон и соприкасается с ним. Некоторые, относящие себя к приверженцам хадиса, говорили, что Трон не заполняется Им и что Он усадит Своего Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) рядом с Собой на Трон.

وقال أهل السنة وأصحاب الحديث: ليس بجسم ولا يشبه الأشياء وأنه على العرش كما قال عز وجل: الرحمن على العرش استوى ولا نقدم بين يدي الله في القول بل نقول استوى بلا كيف وأنه نور كما قال تعالى: الله نور السموات والأرض وأن له وجها كما قال الله: ويبقى وجه ربك وأن له يدين كما قال: خلقت بيدي وأن له عينين كما قال: تجري بأعيننا وأنه يجيء يوم القيامة هو وملائكته كما قال: وجاء ربك والملك صفا صفا وأنه ينزل إلى السماء الدنيا كما جاء في الحديث، ولم يقولوا شيئا إلا ما وجدوه في الكتاب أو جاءت به الرواية عن رسول الله صلى الله عليه وسلم. وقالت المعتزلة أن الله استوى على عرشه بمعنى استولى. وقال بعض الناس: الاستواء القعود والتمكن.

Ахлю-Сунна же и приверженцы хадиса (Асхаб-уль-Хадис) сказали, что Аллах не является телом и не похож ни на что, и что Он над (‘аля) Троном, как сказал Он: “Милостивый над Троном истава” (Коран, 20:5), а мы не преступаем слов Аллаха и говорим, что Он истава без вопроса “как”, и что Он является Нуром (букв.: Светом), как Он сказал: “Аллах – Свет небес и земли” (Коран, 24:35), и что Он имеет [атрибут] ваджх, как Он сказал: “Вечен лишь ваджх (букв.: лик) Господа твоего” (Коран, 55:27), и что Он имеет [атрибут] йадайн, как Он сказал: “Кого Я создал би йадайа (букв.: обеими руками)” (Коран, 38:75), и что Он имеет [атрибут] ‘айнейн, как Он сказал: “Поплыл у Нас на глазах” (Коран, 54:14), и что Он и Его ангелы прибудут в Судный день, как Он сказал: “И придёт твой Господь, и ангелы рядами” (Коран, 89:22), и что Он совершает нузуль к нижним небесам, как это говорится в хадисе.

Они не говорят ничего, кроме того, что нашли в Коране, и того, что рассказывается в хадисах, передаваемых от Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует).

Мутазилиты сказали, что Аллах “истава” над Своим Троном в смысле “овладел”. Другие люди говорили, что “истава” означает “сидение и утверждение” (занимание места)».

(Абуль-Хасан аль-Ашари, «Макалят-иль-Исламийин фи ва ихтиляфи-ль-мусаллин», стр. 207–211. Издание 1400/1980 года)

Примечание

Мы видим, как имам Абуль-Хасан аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) в конце цитирует мнение Ахлю-Сунна и Асхаб-уль-Хадис. У кого же имам аль-Ашари перенял убеждения Ахлю-Хадис?

Одним из учителей имама аль-Ашари был авторитетный хадисовед, имам, хафиз Закария ибн Яхья ас-Саджи (220–307 гг. х.). Закария ас-Саджи был хадисоведом и в то же время шафиитским учёным, который обучался фикху у учеников имама аш-Шафии, таких как аль-Музани, аз-За’фарани и Раби ибн Сулейман ар-Рави.

Хафиз Ибн Касир в своей книге «Табакату фукаха-ш-Шафи’ийин» (1/192) сказал:

وروى عنه جماعة منهم الشيخ أبو الحسن علي بن إسماعيل الأشعري وأخذ عنه مذهب أهل سنة من المحدثين

«От Закарии ас-Саджи передавала знания целая группа [учёных], и среди них шейх Абуль-Хасан Али ибн Исмаил аль-Ашари, который и перенял у него мазхаб Ахлю-Сунна в [методологии] хадисоведов».

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни в книге «Лисан аль-Мизан» (2/488) сказал:

وحدث عنه أيضًا أبو الحسن الأشعري وأخذ عنه مذاهب أهل الحديث.

«Абуль-Хасан аль-Ашари передавал знания от Закарии ас-Саджи и перенял у него мнения Ахлю-Хадис».

Похожие материалы