Аллах чист от того, чтобы находиться в какой-либо стороне

Имам, шейх аль-Ислам Абу Исхак аш-Ширази (393 – 476 гг. по хиджре/1003 – 1083 гг. по григорианскому) сказал:

فإن قيل: إذا قلتم إنه ليس على العرش، ولا في السماوات، ولا في جهة من الجهات، فأين هو؟! يُقال لهم: أول جهلكم: وصفكم له بـ» أين «؛ لأن » أين » استخبار عن المكان، والرب  منزه عن ذلك. ثم يقال لهم: هل تثبتون خلق العرش والسماوات وجميع الجهات أم لا؟  فإن قالوا: ليست مخلوقة فقد قالوا بقدم العالم، وينتقل الكلام معهم إلى القول بحدوث العالم. وإن وافقوا أهل الحق وقالوا بخلق جميع الجهات، يقال لهم: فهل كان الرب موجوداً قبل وجودها، وهو الذي أوجدها من العدم إلى الوجود أم لا؟ فإن قيل: لم يكن موجوداً قبلها ولا أوجدها، فقد قالوا بحدث الرب  وهذا هو الكفر الصراح. وإن وافقوا أهل الحق في القول بوجوده قبل وجود المخلوقات ( من العالم العلوي والسفلي )، قيل لهم: فأخبرونا عما كان عليه قبل وجودها؟ فكل دليل لهم قبل وجودها، هو دليل لنا بعد وجودها؛ فإن الرب  بعد وجود جميع المخلوقات على ما كان عليه قبل وجودها، لا يجوز على الرب التغيُّر من حال إلى حال، ولا الانتقال من مكان إلى مكان؛ قال   في قصة إبراهيم :  فلما جنّ عليه الليل رأى كوكباً قال هذا ربي فلما أفل أي: انتقل من جهة إلى جهة، وتغيّر من حال إلى حال  قال لا أحب الآفلين  أي: لا أحب المنتقلين المتغيرين. فمن وصف القديم بما نفاه عنه إبراهيم فليس من المسلمين.

«Если спросят: «Если вы утверждаете, что Аллах не находится ни на Троне, ни на небесах и ни в одной из сторон, тогда где же Он?».

Ответь им так: «Вы показываете свое невежество уже тем, что описываете Его с помощью слова «где», тогда как это вопрос о местонахождении, однако Господу не присуще находиться в каком-либо месте».

А затем спроси их так: «Вы признаете сотворенность Трона, небес и всех сторон?»

Если они скажут, что они не сотворены, то они утверждают, что Вселенная безначальна и разговор с ними нужно перевести в область сотворенности Вселенной.

А если же они согласятся с последователями истины в том, что все стороны сотворены, тогда спроси их: «Существовал ли Аллах до сотворения сторон? Он Тот, Кто сотворил их из небытия, или нет?».

Если они скажут, что Он не существовал до них и Он не сотворил их, тогда они утверждают, что Господь сотворен. А это явное неверие. Если же они согласятся с последователями истины в том, что Господь существовал до творений, тогда спроси их так: «Расскажите о том состоянии, в котором был Господь до творений?».

Все, что они скажут по поводу Аллаха до творений, — это аргумент для нас в отношении того, в каком состоянии пребывает Аллах после создания творений, ведь Господь пребывает после создания всех творений в том же состоянии, в котором Он был до них. Господу не присущи ни переход из одного состояния в другое, ни перемещение из одного места в другое.

Всевышний Аллах, рассказывая об Ибрахиме (мир ему) сказал (смысл): «Когда покрыла его ночь, он увидел звезду и сказал (своему народу, которые были астрологами): «Это мой Господь (по вашему мнению)»». А когда она закатилась, т. е. перешла из одного состояния в другое и переместилась из одной стороны в другую, «он сказал: «Я не люблю тех, кто закатывается»» (Коран, 6:76), т. е. не люблю изменяющихся и перемещающихся. Тот, кто приписал Предвечному Аллаху то, что отверг от Него Ибрахим (мир ему) — не принадлежит к уверовавшим в Него.

 فإن قيل: إذا لم يكن في جهة، فما فائدة رفع الأيدي إلى السماء في الدعاء، وعروج النبي  إلى السماء؟ يُقال لهم: لو جاز لقائل أن يقول إن الرب  في جهة فوق، لأجل رفع الأيدي إلى السماء في الدعاء!! لكان لغيره أن يقول: هو في جهة القبلة، لأجل استقبالنا إليها في الصلاة!! أو هو في الأرض، لأجل قربنا من الأرض في حال السجود؛ وقد رُوي في الخبر عن النبي أنه قال: { أقرب ما يكون العبد من   إذا سجد }، قال  :  واسجد واقترب !! فلو كان في جهة فوق، لما وُصف العبد بالقرب منه إذا سجد؛ فكما أن الكعبة قبلة المصلي يستقبلها في الصلاة، ولا يقال إن   في جهة الكعبة ومستقبل الأرض بوجهه في السجود لا يقال: إن   في الأرض، فكذلك _ أيضاً _ جُعلت السماء قبلة الدعاء، لا أنّ   حالّ فيها. وكذلك أيضاً عروج النبي إلى السماء، لا يدل على أن   في السماء، كما أن عروج موسى عليه الصلاة والسلام إلى الجبل، وسماعه لكلام  تعالى عنده، لا يدل على أن   حالّ في الجبل؛ فعروج النبي : إنّما كان زيادة في درجته، وعلواً لمنزلته؛ ليتبين الفرق بينه وبين غيره في المنزلة وعلو الدرجة.

Если спросят так: «Если Аллах не находится ни в одной из сторон, то в чем польза в поднятии рук к небу во время мольбы и восхождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на небо?».

Ответь им так: «Если кто-либо скажет, что Господь находится наверху по причине того, что руки поднимаются к небу во время мольбы, то другой может сказать, что Господь находится на стороне киблы из-за того, что мы поворачиваемся к кибле во время намаза, а третий скажет, что Господь находится в земле из-за того, что мы приближаемся к земле во время земного поклона, а ведь от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) передается: «Ближе всего к своему Господу раб оказывается во время совершения земного поклона» («Сахих» Муслима). И Всевышний сказал: «Но нет! Не повинуйся ему, а пади ниц и приближайся к Аллаху» (Коран, 96:19)».

Если бы Аллах был наверху, то раб не был бы близок к Нему во время земного поклона. Подобно тому как к Каабе поворачивается лицом совершающий намаз (но при этом не говорят, что Аллах, Великий и Всемогущий, на стороне Каабы) и как к земле поворачиваются лицом во время земного поклона (но также не говорят, что Аллах в земле), мольбу возносят, обратив руки к небу, но не потому что Аллах находится там.

И вознесение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на небо не доказывает, что Аллах находится на небе, подобно тому как восхождение Мусы (мир ему) на Синайскую гору и то, что он услышал там Его Речь, не доказывает, что Он (Господь) находится на Синайской горе. А вознесение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) было знаком его возвышения, чтобы он почувствовал разницу между собой и другими в степени величия».

(Из послания «Аль-Ишарат иля мазхаб ахлю аль-Хакк» имама Абу Исхака аш-Ширази)

 

Немного об имаме Абу Исхаке аш-Ширази

Имам ан-Навави (631 – 676 гг. х.) сказал в книге «Аль-Маджму’»:

«Он имам, исследователь, лучший, подробно разбирающий (вопросы религии), обладатель знаний во многих науках, автор полезных трудов, аскет, совершающий много поклонения, богобоязненный, отрешённый от мирского, всецело обратившийся к последней жизни (ахира), полностью отдавший себя помощи религии Аллаха, отдалившийся от страстей, один из благочестивых учёных и рабов Аллаха, которые познали Его, который объединил в себе знание и поклонение, богобоязненность и аскетизм, постоянствующий в исполнении предписаний религии и в следовании наставлениям Господина пророков, да благословит его Аллах и да приветствует и да будет доволен ими всеми, Абу Исхак Ибрахим ибн Юсуф ибн Абдуллах аш-Ширази аль-Файрузабади, да смилуется над ним Аллах и да будет доволен им. Имам, хафиз Абу Са’д ас-Сам’ани сказал: «Абу Исхак был имамом шафиитов и преподавателем в Багдаде в медресе «Низамийя», шейх и имам века. К нему отправлялись люди из (разных) городов, и к нему направлялись со всех сторон и уголков. Он был аскетом, набожным и скромным, был остроумен, элегантен, щедр, его лицо было всегда радостно, он прекрасно вел беседу, рассказывал хорошие истории и прекрасные стихи и запоминал многое из этого». Также ас-Сам’ани сказал: «Имам Абу Исхак выделялся богатством знаний и был подобен морю (знаний). И этот мир (дунья) пришел к нему с радостями жизни и дурными путями, но он не возжелал их, отказался от них и возненавидел их»».

Хафиз Шамсуддин аз-Захаби (673 – 748 гг. х.) сказал о нем в «Сияр а’лям ан-Нубаля»:

«Шейх, имам, пример подражания, муджтахид, шейх аль-Ислам… Ас-Сам’ани сказал: «Имам шафиитов, преподаватель в «Низамийя» и шейх (своего) времени». Абу Бакр аш-Шаши сказал: «Абу Исхак — довод Аллаха над имамами своего времени». Аль-Мувафик аль-Ханафи сказал: «Абу Исхак — повелитель верующий (амир аль-муъминин) среди факихов».

Имам Таджуддин ас-Субки (717 – 771 гг.х.) сказал о нем в «Табакат Шафиийя аль-кубра»:

«Он шейх, имам, шейх аль-Ислам, автор книг, которые двигаются, как солнце, и вращаются, как мир, и никто не отрицал их (книг) достоинство, кроме того, к кому подобрался шайтан (…)»

Похожие материалы