Априорно известное знание в религии

Априорно известное знание в религии (с араб. ما عُلِمَ من الدِّين بالضَّرورة) — то знание, которое является очевидным для всех мусульман, как, например, обязательное или запрещенное без всякого размышления или сомнения. Например: обязательность намаза, закята, поста и хаджа, а также запрет на прелюбодеяние, непочтительное отношение к родителям, несправедливость, употребления спиртного или свинину. Под этот вид попадают все очевидные и распространенные обязательства, а также все явные и широко распространенные запреты.

Имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах), поясняя очевидное знание (علم العامة), пишет:

مثل الصلوات الخمس، وأن لله على الناس صوم شهر رمضان، وحج البيت إذا استطاعوه وزكاة في أموالهم، وأنه حرم عليهم الزنا والقتل والسرقة والخمر. وما كان في معنى هذا مما كلف العباد أن يعقلوه ويعملوه، ويعطوه من أنفسهم وأموالهم، وأن يكفوا عنه ما حرم عليهم منه. وهذا الصنف كله من العلم موجود نصاً في كتاب الله، موجود عامّ عند أهل الإسلام، ينقله عوامّهم عمن مضى من عوامّهم، يحكونه عن رسول الله صلى الله عليه وسلم، ولا يتنازعون في حكايته، ولا وجوبه عليهم. وهذا العلم العام الذي لا يمكن فيه الغلط من الخبر والتأويل، ولا يجوز فيه التنازع

«Это, например, обязательность пятикратного намаза, то, что Аллах предписал людям пост в месяц рамадан, совершение хаджа для тех, кто имеет возможность, закят из своего имущества, а также то, что Он запретил: прелюбодеяние, убийство, воровство, спиртное. Также это все, что в этом значении было приказано рабам, чтобы они понимали это и исполняли, отдавая Ему от себя и своего имущества, и воздерживались от того, что запрещено Им в отношении этого. Все эти знания содержатся в Книге Аллаха, являясь общедоступными среди мусульман, передаваемыми простыми людьми от тех, кто жил до них, — и это рассказывается от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) — не споря ни о передаче этого знания, ни о его обязательности для них. Это — общее знание, в котором невозможно ошибиться в передаче или толковании, а также которое не подлежит разногласиям»[1].

Имам Бадруддин аз-Заркаши (да смилуется над ним Аллах) пишет:

الْعُلُومُ نَوْعَانِ: نَوْعٌ يَشْتَرِك فِي مَعْرِفَتِهِ الْخَاصَّةُ وَالْعَامَّةُ، وَيُعْلَمُ مِنْ الدِّينِ بِالضَّرُورَةِ، كَالْمُتَوَاتِرِ، فَلَا يَجُوزُ التَّقْلِيدُ فِيهِ لِأَحَدٍ، كَعَدَدِ الرَّكَعَاتِ، وَتَعْيِينِ الصَّلَاةِ، وَتَحْرِيمِ الْأُمَّهَاتِ وَالْبَنَاتِ، وَالزِّنَى، وَاللِّوَاطِ، فَإِنَّ هَذَا مِمَّا لَا يَشُقُّ عَلَى الْعَامِّيِّ مَعْرِفَتُهُ، وَلَا يَشْغَلُهُ عَنْ أَعْمَالِهِ

«Знания бывают двух типов: первый — это знания, которые доступны и для обычных людей, и для ученых, а также которые являются априорно известными знаниями в религии, подобно таватуру. Поэтому нельзя слепо следовать в этом за кем-либо, в таких вопросах, как количество ракаатов в намазах, определении времени намаза, запрет на инцест с матерью и дочерьми, прелюбодеяние и мужеловство. Это такие вещи, которые легко могут быть поняты простыми людьми, не отвлекая их от их дел»[2].

Из науки усуль аль-фикх мы знаем, что таватур — это передача сообщения таким большим количеством передатчиков, что обычно это исключает возможность вступления ими в сговор с целью его фальсификации. Под таватуром имеется в виду такой хадис или же такое сообщение, которое передается многими передатчиками каждого из разрядов его цепочки, что позволяет разуму сделать вывод: невозможно, чтобы все эти передатчики сговорились между собой относительно подделки этого сообщения.

Сообщение, относящееся к категории «мутаватир», заключает в себе такую необходимую или же достоверную информацию, в которую человек обязан верить столь безоговорочно, будто он сам является свидетелем того, о чем говорится в этом сообщении, не испытывая никаких сомнений относительно этого. Такое сообщение дает категоричное знание, и отрицание его считается неверием (куфром).

Априорно известное знание в религии является очевидным и широко распространенным, и все люди должны быть одинаково осведомлены об этом. Человек, отрицающий что-либо из этого, становится неверным.

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:

أَطْلَقَ الْإِمَامُ الرَّافِعِيُّ الْقَوْلَ بِتَكْفِيرِ جَاحِدِ الْمُجْمَعَ عَلَيْهِ، وَلَيْسَ هُوَ عَلَى إِطْلَاقِهِ، بَلْ مَنْ جَحَدَ مُجْمَعًا عَلَيْهِ فِيهِ نَصٌّ، وَهُوَ مِنْ أُمُورِ الْإِسْلَامِ الظَّاهِرَةِ الَّتِي يَشْتَرِكُ فِي مَعْرِفَتِهَا الْخَوَاصُّ وَالْعَوَامُّ، كَالصَّلَاةِ، أَوِ الزَّكَاةِ، أَوِ الْحَجِّ، أَوْ تَحْرِيمِ الْخَمْرِ، أَوِ الزِّنَا، وَنَحْوِ ذَلِكَ، فَهُوَ كَافِرٌ. وَمَنْ جَحَدَ مُجْمَعًا عَلَيْهِ لَا يَعْرِفُهُ إِلَّا الْخَوَاصُّ، كَاسْتِحْقَاقِ بِنْتِ الِابْنِ السُّدُسَ مَعَ بِنْتِ الصُّلْبِ، وَتَحْرِيمِ نِكَاحِ الْمُعْتَدَّةِ، وَكَمَا إِذَا أَجْمَعَ أَهْلُ عَصْرٍ عَلَى حُكْمِ حَادِثَةٍ، فَلَيْسَ بِكَافِرٍ، لِلْعُذْرِ، بَلْ يَعْرِفُ الصَّوَابَ لِيَعْتَقِدَهُ. وَمَنْ جَحَدَ مُجْمَعًا عَلَيْهِ، ظَاهِرًا، لَا نَصَّ فِيهِ. فَفِي الْحُكْمِ بِتَكْفِيرِهِ خِلَافٌ

«Имам ар-Рафии высказывал общее мнение о такфире (обвинении в неверии) того, кто отрицает то, что является общепризнанным, однако это не всегда так. Напротив, кто отрицает общепризнанное, относительно чего пришел аят, — а это одно из постановлений религии, то есть явные основы Ислама, которые известны как ученым, так и простым людям; например, намаз, закят, хадж, запрет на употребление спиртного, прелюбодеяние и тому подобное — такой человек является неверующим.

Однако тот, кто отрицает общепризнанное, которое известно только лишь ученым, например, право дочери сына на одну шестую часть наследства при наличии дочери, запрет на брак с женщиной, которая выжидает идду, или если люди определенного времени пришли к единогласному мнению (иджма) по поводу нового события, то он не является неверующим, так как у него есть оправдание (узр). Однако такой человек должен знать правильное мнение, чтобы быть убежденным в этом. И если кто-то отрицает общепризнанное, которое не подтверждено текстом, то существует разногласие относительно такфира такого человека»[3].

Имам ибн аль-Муллякин аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) пишет:

فالمسائل الإِجماعية تارة يصحبها [التواتر] بالنقل عن صاحب الشرع، كوجوب الصلاة مثلًا. وقد لا يصحبها، [فـ] الأول يكفَّر جاحده، لمخالفته [التواتر] ، لا لمخالفته الإِجماع. [و] الثاني: لا يكفَّر به

«Вопросы единогласия (иджма) иногда сопровождаются путем таватура от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), — как, например, обязательность намаза — а иногда они не сопровождаются. В первом случае тот, кто отвергает подобное, будет признан неверующим из-за противоречия этому таватуру, а не из-за противоречия единогласному мнению. Во втором случае отрицающий не становится неверующим»[4].

Имам Шихабуддин аль-Карафи аль-Малики (да смилуется над ним Аллах) пишет:

وَلَا يَعْتَقِدُ أَنَّ جَاحِدَ مَا أُجْمِعَ عَلَيْهِ يَكْفُرُ عَلَى الْإِطْلَاقِ بَلْ لَا بُدَّ أَنْ يَكُونَ الْمُجْمَعُ عَلَيْهِ مُشْتَهِرًا فِي الدِّينِ حَتَّى صَارَ ضَرُورِيًّا فَكَمْ مِنْ الْمَسَائِلِ الْمُجْمَعِ عَلَيْهَا إجْمَاعًا لَا يَعْلَمُهُ إلَّا خَوَاصُّ الْفُقَهَاءِ فَجَحْدُ مِثْلِ هَذِهِ الْمَسَائِلِ الَّتِي يَخْفَى الْإِجْمَاعُ فِيهَا لَيْسَ كُفْرًا

«Не следует считать, что тот, кто отрицает то, что было общепризнанным, является неверующим в любом случае. Напротив, необходимо, чтобы то, что было принято единогласным мнением, было широко известным в религии. Ведь существует множество вопросов, по которым есть единогласное мнение, но которые известны только опытным факихам. Поэтому отрицание таких вопросов, по которым консенсус скрыт от большинства, не считается неверием»[5].

Тот, кто вырос в отдаленной местности, далеко от центров знаний и учёных, или кто недавно принял Ислам, может быть оправдан в своём незнании того, что известно из религии по необходимости, в отличие от тех, кто не является новообращенным, и кто живёт среди учёных и людей, занимающихся призывом к религии.

Имам ас-Суюти (да смилуется над ним Аллах) пишет:

كُلُّ مَنْ جَهِلَ تَحْرِيمَ شَيْءٍ مِمَّا يَشْتَرِكُ فِيهِ غَالِبُ النَّاسِ. لَمْ يُقْبَلْ، إلَّا أَنْ يَكُونَ قَرِيبَ عَهْدٍ بِالْإِسْلَامِ، أَوْ نَشَأَ بِبَادِيَةٍ بَعِيدَةٍ يَخْفَى فِيهَا مِثْلُ ذَلِكَ: كَتَحْرِيمِ الزِّنَا، وَالْقَتْلِ، وَالسَّرِقَةِ وَالْخَمْرِ، وَالْكَلَامِ فِي الصَّلَاةِ، وَالْأَكْلِ فِي الصَّوْمِ.

«Каждый, кто не знает запрета на что-либо, что является общепризнанным и известным большинству людей, не может оправдываться незнанием, за исключением тех, кто недавно принял Ислам или вырос в отдаленной местности, где такие вещи скрыты, например, запрет на прелюбодеяние, убийство, воровство, употребления спиртного, или же что запрещено разговаривать во время намаза и употреблять пищу во время поста»[6].

[1] «Ар-Рисаля», стр. 357-359.

[2] «Бахр аль-мухит» (332/8).

[3] «Раудат ат-талибин» (2/146).

[4] «Аль-Илям би фаваид умдат аль-ахкам» (9/48).

[5] «Аль-Фарук» (117/4).

[6] «Аль-Ашбах ва ан-назаир» (стр. 200).

Похожие материалы