
Один исследователь пишет:
Я не встретил в их книгах по акыде [в книгах ашаритов] абсолютно ничего о таухиде и его противоположности, а именно, ширке (как распознать его и предостережения от него). Я не знаю, где они вообще затрагивали этот вопрос. Говорится ли об этом в их книгах по фуру’? Нет! Или они вообще оставили этот вопрос, в чем я и уверен?
Ответ:
1. Вы не изучили все их книги, поэтому вам не следует быть уверенным в этом.
Знай, что тот, кто уверен, может быть уверен лишь в том, что ему известно наверняка. А незнание и невежество – не аргумент для отрицания, а лишь заблуждение (а тот, кто отрицает на основании незнания, заблуждается). Поэтому, если ты не знаешь, есть ли что-то в их книгах об этом и высказывались ли ашариты по этому вопросу или нет, то следует говорить: «Это заключение, к которому я пришел на основании изучения их книг», – или: ««Это, во что я верю». Но не говори: «Это то, в чем я уверен».
2. Знай, что ашариты утверждают, что нет ни Создателя, ни Поддержателя, ни Благодетеля, ни Дарующего благословения и милость, кроме Аллаха, и нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха. От запутанности поспешных умозаключений и несовершенства разума этот безрассудный исследователь приписал ашаритам что-то и отказал им в чем-то лишь потому, что ни в книгах по акыде, ни в книгах по фуру’ не обнаружил, что они упоминают о том, что лишь у Одного Аллаха есть безраздельное право на то, чтобы Ему поклонялись.
Ашариты пишут об основах исламского вероубеждения и отвечают различным группам неверующих, которые не верят ни в то, что Всевышний Аллах – единственный Господь всего сущего, ни в то, что Ислам – это совершенный образ жизни, ни в то, что Мухаммад – Пророк и Посланник. Если человек верит во Всевышнего Аллаха, и в то, что Коран – слово Аллаха, и в то, что Пророк Мухаммад – Посланник Аллаха, то совершенно очевидно, что он не поклоняется никому, кроме Создателя.
Обратитесь к книгам по тафсиру, написанным ашаритами, и вы найдете, что они говорили, что только Аллах достоин поклонения, и предостерегали от ширка в разных его формах, особенно – от поклонения кому-либо наряду с Аллахом.
Например, возьмем слова имама ар-Рази, рахимахуллах:
«Ширк – не что иное, как поклонение кому-либо наряду с Аллахом»[1].
Прочтите его слова:
«Он выше того, что вы ассоциируете с ним: смысл – Он выше того, чтобы иметь соучастника в управлении и вынесении решений[2]. Он выше того, чтобы наряду с ним кому-либо еще совершали саджда и кому бы поклонялись, и Он выше того, чтобы иметь соучастника в своем абсолютном Величии»[3].
Также читайте его слова: «Человек должен занять себя поклонением Всевышнему Аллаху с предельной искренностью и быть абсолютно свободным от поклонения кому-либо, помимо Аллаха. Что касается того, что он должен поклоняться Аллаху с предельной искренностью, – это смысл Его слов (смысл): «Поклоняйся Аллаху Единому, будучи искренним в своей вере в Него»! (Сура Зумар, аят 2.) А что до абсолютной свободы от поклонения кому-либо, помимо Аллаха, то это то, что стоит за Его словами (смысл): «Искренняя, чистая вера может быть только в Аллаха Единого!» (Сура Зумар, аят 3.), – потому что Его слова (смысл): «только в Аллаха Единого», – подразумевают исключение (всего остального)»[4].
Имам Фахруддин ар-Рази, рахимахуллах, также сказал:
«Его слова (смысл): «Лишь Тебе мы поклоняемся», – означают, что нет никого другого, кроме Аллаха [кому можно было бы поклоненяться]; поскольку однозначно установлено, что нет бога, кроме Аллаха, и Его слова (смысл): «Лишь тебе мы поклоняемся и лишь к Тебе прибегаем за помощью», – указывают на чистый таухид… Любой, кто придаёт Аллаху сотоварища, будет неизбежно поклоняться этому сотоварищу в каких-то аспектах, будь то снискание пользы или защита от вреда. А те, кто твердо держится таухида и отрицает, что у Всевышнего есть равные или сотоварищи, отказывается от поклонения кому-либо, помимо Аллаха, и не уделяет внимание ничему, кроме Аллаха, – их надежда, страх, желание и трепет – лишь пред Аллахом. И поэтому не может быть сомнений, что они не поклоняются никому, кроме Аллаха, и не ищут помощи ни у кого, кроме Аллаха»[5].
3. Если вы обратитесь к книгам аль-Бакиляни, рахимахуллах, по вероубеждению, то вы увидите, что он объясняет «таухид» в рамках таухида аль-улюхийя, когда говорит:
«Таухид означает утверждение того, что Он – Абсолютно Существующий, Один Бог, Единственный – Тот, Кому всё поклонение, и нет ничего, подобного Ему».
Он продолжает:
«Из обязательного – знать, что Всемогущий Создатель этого мира – Один и Единственный; это значит, что нет другого бога, кроме Него, и что никто не достоин поклонения, кроме Него Единственного»[6].
4. Имам Навави, рахимахуллах, говорит о выражении: «Ля иляха илляЛлах»:
«Лучшая форма поминания после Корана – это «Ля иляха илляЛлах»; и это означает, что ничто из существующего не достойно поклонения, кроме Аллаха»[7].
Муфассир Абу Абдулла аль-Куртуби аль-Аш’ари, рахимахуллах, четко излагает это убеждение во введении к своей книге «Размышление о положении умершего и состоянии в следующем мире»:
«Пусть Аллах делает это лишь потому, что Ему угодно… нет Господа, кроме Него, и нет ничего достойного поклонения, кроме Него, Всевышнего».
5. Имам Иззуддин ибн Абдуссалам, рахимахуллах, сказал после упоминания необходимых атрибутов Всевышнего Аллаха:
«Поистине, Божественность означает право на то, чтобы тебе поклонялись, и никто не заслуживает поклонения, кроме Единственного, описанного тем, что мы упомянули». Он продолжил: «И никто не заслуживает быть Богом, кроме Одного, Которого описывает то, что мы решительно утвердили выше»[8].
6. Имам Ас-Сануси, рахимахуллах, сказал:
«Есть шесть видов ширка:
Автономный ширк, а это вера в двух независимых богов, как в ширке зороастрийцев.
Ширк подразделения, а это вера в то, что Бог создал других богов, как ширк христиан.
Ширк как средство приближения, когда поклоняются кому-либо, кроме Всемогущего Аллаха, для того, чтобы приблизиться к Аллаху, как ширк ранних язычников-арабов.
Ширк подражания, а это поклонение кому-либо, помимо Аллаха, в слепом подражании другим, как ширк поздних язычников-арабов.
Ширк причины, а это приписывание влияния кому-либо, кроме Аллаха, например, природным явлениям, как ширк философов и натуралистов-ученых и изучающих подобное.
Ширк намерения, а это работать и добиваться чего-либо другого, кроме [довольства] Аллаха.
Первые четыре вида – куфр по иджме ученых, шестой – греховен, а пятый – зависит от определенных условий»[9].
Первые два вида ширка противоречат таухиду рубубийя, и это ширк автономии и ширк разделения. Два следующих вида ширка противоречат таухиду улюхийя, и это ширк приближения и ширк подражания. Имам ас-Сануси решил, что хукм относительно этих форм ширка – куфр и что это иджма (единогласное мнение ученых).
Ас-Сануси, рахимахуллах, сказал:
«Бытие Единого Аллаха таково, что Он, Необходимо Существующий, достойный поклонения, а это означает, что ничто сущее не заслуживает поклонения, кроме Одного, Который является Создателем Вселенной, Азза ва Джаль. Ничто не заслуживает поклонения в [том] смысле, что всё перед ним принижает себя, – кроме Него, Который свободен от любой нужды в ком-либо другом и в Ком нуждается все сущее»[10].
Аль-Байджури, рахимахуллах, сказал:
«Бог» – это тот Один, который абсолютно достоин поклонения. И если это и есть смысл слова «Бог», то это значит, что нет бога, кроме Аллаха, и нет ничего и никого, достойного поклонения, кроме Аллаха»[11].
7. Итак, предостерегают ли ашариты от ширка или нет? Есть ли у них что-либо об истинном таухиде, а именно, о поклонении только Всемогущему Аллаху и о приписывании Божественности лишь Ему и никому другому, или нет?
Возможно, сейчас вы поймете, дорогой брат и искатель знаний, что книги ашаритов фокусируются на таухиде ар-рубубийя и его рациональных доказательствах и что они также уделили внимание таухиду аль-улюхийя. Ашариты свободны от клеветы, которую вы попытались возвести на них, а именно, от того, что истинный таухид не упоминается в их книгах ни по акыде, ни по фуру. И ваша уверенность в этом заблуждении была неправильной.
[1] Тафсир ар-Рази, том 16, с. 33. Тафсир аята 30, Cуры ат-Тауба.
[2] Он выше того, чтобы кто-то (или что-то) наряду с ним участвовал в управлении и установлении законов – прим. пер.
[3] Тафсир ар-Рази, том 16, с. 38. Тафсир суры Тауба, аят 31.
[4] Аль-Мурджи’ ас-Сабик, том 26, с. 239, аят 2, сура аз-Зумар.
[5] Мифтахуль-Гуюб, том 1, сс. 244-245.
[6] Аль-Инсаф, сс. 32-33.
[7] Макасид аль-Ислам, с. 9.
[8] Акыдату аль-Изз ибн Абдуссалям, с. 11, 13.
[9] Шарх Мукаддима ас-Сануси, с. 33, 40.
[10] Шарх Уммуль-Барахин ас-Сануси, сс. 206-207.
[11] Хашият Байджури ‘аля матн ас-Санусия, с. 42.