Азан. Нормы и предписания.

азан

Азан — это призыв к обязательной молитве (намазу), который совершается перед каждым из пяти ежедневных намазов. Муэдзин произносит азан вслух, чтобы напомнить мусульманам о наступлении времени молитвы. В азане содержатся слова Единобожия, признание пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и призыв к поклонению.

Азан — это установленный Шариатом и переданный от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) обряд. Он имеет свои условия, правила и порядок произнесения. В этой статье мы расскажем, как правильно читать азан, кто имеет право его произносить и какие нормы связаны с этим действием.

Значение азана

Имам Такиюддин аль-Хисни аш-Шафии (ум. 829 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

الْأَذَان فِي اللُّغَة الْإِعْلَام وَفِي الشَّرْع ذكر مَخْصُوص شرع للإعلام بِصَلَاة مَفْرُوضَة وَالْأَذَان وَالْإِقَامَة مشروعان بِالْكتاب وَالسّنة وَإِجْمَاع الْأمة قَالَ الله تَعَالَى {وَإِذا نَادَيْتُمْ إِلَى الصَّلَاة} وَقَالَ سُبْحَانَهُ {إِذا نُودي للصَّلَاة} والإخبار فِي ذَلِك كَثِيرَة مِنْهُمَا حَدِيث مَالك بن الْحُوَيْرِث رَضِي الله عَنهُ قَالَ قَالَ رَسُول الله صلى الله عَلَيْهِ وَسلم (إِذا حضرت الصَّلَاة فليؤذن لكم أحدكُم وليؤمكم أكبركم) وَفِي رِوَايَة (فأذنا ثمَّ أقيما)

«Слово “азан” лексически означает “оповещение”. А в шариатском смысле — это особые слова, узаконенные для оповещения о наступлении времени обязательного намаза. Азан и икамат узаконены Кораном, Сунной и единогласным мнением уммы (иджма‘). Всевышний Аллах сказал: “Когда вы зовете (посредством азана) на намаз…”[1], а также: “Когда (азаном) призывают на намаз в пятницу…”[2]. Свидетельств из Корана и хадисов по этой теме много. Среди них — хадис Малика ибн аль-Хувайриса (да будет доволен им Аллах) о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Когда наступит время намаза, то пусть один из вас произнесет для вас азан, а старший из вас станет имамом”. А в другой версии хадиса сказано: “Произнесите азан, затем — икамат”[3]»[4].

Когда был узаконен азан?

Имам Ибрахим аль-Баджури (ум. 1277 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

وشرع الأذان في السنة الأولى من الهجرة ، وقيل : في الثانية ، وهو معلوم من الدين بالضرورة ، يكفر جاحده ، وهو والإقامة من خصائص هذه الأمة ؛ كما ذكره الجلال السيوطي

«Азан был узаконен в первый год хиджры, а по другому (слабому) мнению, — во второй год хиджры. Азан — априорно известное понятие в религии, и тот, кто отвергает его, становится неверующим. Азан и икамат — из особенностей этой уммы, как упомянул об этом Джалалуддин ас-Суюти (да смилуется над ним Аллах)»[5].

Причиной установления азана было то, что после переселения в Медину мусульманам стало тяжело определять точное время намазов. Когда это дошло до Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), сподвижники предложили разные способы оповещения: зажигать огонь, бить в колокол и другие методы. Однако Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) это не понравилось.

Азан был установлен как шариатский способ оповещения о наступлении времени намаза, и он стал одним из ярких символов Ислама.

Сон ‘Абдуллаха ибн Зайда

‘Абдуллах ибн Зайд (да будет доволен им Аллах), передает:

لَمَّا أَمَرَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِالنَّاقُوسِ يُعْمَلُ لِيُضْرَبَ بِهِ لِلنَّاسِ لِجَمْعِ الصَّلاَةِ، طَافَ بِي، وَأَنَا نَائِمٌ، رَجُلٌ يَحْمِلُ نَاقُوساً فِي يَدِهِ، فَقُلْتُ: يَا عَبْدَ اللَّهِ ! أَتَبِيعُ النَّاقُوسَ؟ قَالَ: وَمَا تَصْنَعُ بِهِ؟ فَقُلْتُ: نَدْعُو بِهِ إِلَى الصَّلاَةِ. قَالَ: أَفَلاَ أَدُلُّكَ عَلَى مَا هُوَ خَيْرٌ مِنْ ذَلِكَ؟ فَقُلْتُ لَهُ: بَلَى. قَالَ: فَقَالَ: تَقُولُ اللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ، اللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ، أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ، أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ، أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللَّهِ، أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللَّهِ، حَيَّ عَلَى الصَّلاَةِ، حَيَّ عَلَى الصَّلاَةِ، حَيَّ عَلَى الْفَلاَحِ، حَيَّ عَلَى الْفَلاَحِ، اللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ، لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ، قَالَ: ثُمَّ اسْتَأْخَرَ عَنِّي غَيْرَ بَعِيدٍ، ثُمَّ قَالَ: وَتَقُولُ إِذَا أَقَمْتَ الصَّلاَةَ: اللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ، أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ، أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللَّهِ، حَيَّ عَلَى الصَّلاَةِ، حَيَّ عَلَى الْفَلاَحِ، قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ، قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ، اللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ، لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ. فَلَمَّا أَصْبَحْتُ أَتَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَأَخْبَرْتُهُ بِمَا رَأَيْتُ فَقَالَ: إِنَّهَا لَرُؤْيَا حَقٌّ إِنْ شَاءَ اللَّهُ، فَقُمْ مَعَ بِلاَلٍ فَأَلْقِ عَلَيْهِ مَا رَأَيْتَ، فَلْيُؤَذِّنْ بِهِ، فَإِنَّهُ أَنْدَى صَوْتاً مِنْكَ. فَقُمْتُ مَعَ بِلاَلٍ، فَجَعَلْتُ أُلْقِيهِ عَلَيْهِ وَيُؤَذِّنُ بِهِ، قَالَ: فَسَمِعَ ذَلِكَ عُمَرُ بْنُ الْخَطَّابِ وَهُوَ فِي بَيْتِهِ، فَخَرَجَ يَجُرُّ رِدَاءَهُ وَيَقُولُ: وَالَّذِي بَعَثَكَ بِالْحَقِّ يَا رَسُولَ اللَّهِ لَقَدْ رَأَيْتُ مِثْلَ مَا أرِيَ، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: فَلِلهِ الْحَمْدُ

«Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел использовать колокол, чтобы собирать людей на намаз, во сне ко мне пришел человек, который нес колокол. Я сказал ему: “О раб Аллаха, не продашь ли ты мне колокол?”

Он сказал: “А что ты будешь с ним делать?” Я сказал: “Мы будем призывать на намаз с помощью него”. Он сказал: “Не указать ли тебе на нечто лучшее, чем это?”

Я сказал: “Конечно”. Тогда он сказал: “Говори: Аллах Велик, Аллах Велик. Аллах Велик, Аллах Велик. Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха. Свидетельствую,  что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха. Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха. Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха. Спешите на молитву! Спешите на молитву! Спешите к спасению! Спешите к спасению! Аллах Велик, Аллах Велик, нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха.

(Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар! Ашхаду алля иляха илля-Ллах! Ашхаду алля иляха илля-Ллах! Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах! Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах! Хаййа ‘аля-с-салях! Хаййа ‘аля-с-салях! Хаййа ‘аляль-фалях! Хаййа ‘аляль-фалях! Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля-Ллах)“”.

Потом он отошел от меня немного и сказал:

“Когда приготовишься совершать намаз, говори: “Аллах Велик, Аллах Велик. Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха. Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха. Спешите на молитву! Спешите к спасению! Настало время намаза. Настало время намаза! Аллах Велик, Аллах Велик, нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха.

(Аллаху Акбар, Аллаху Акбар Ашхаду алля иляха илля-Ллах. Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах. Хаййа ‘аля-с-салях! Хаййа ‘аляль-фалях! Кад камати-с-саляту, кад камати-с-салят! Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля-Ллах)“”.

Утром я пришел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и рассказал ему о том, что видел. Он сказал: “Это вещий сон, если пожелает Всевышний Аллах! Встань вместе с Билялем, перескажи ему то, что ты видел, и пусть он призовет на намаз, поскольку его голос сильнее твоего”.

И я встал вместе с Билялем и стал пересказывать ему, а он произносил азан. Услышав это, ‘Умар ибн аль-Хаттаб поспешно вышел из своего дома, волоча свою накидку, и сказал: “О Посланник Аллаха, Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной! Я видел во сне то же, что и он!” Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: “Хвала Аллаху!”»[6].

Форма произнесения азана

اللهُ أكبرْ ، اللهُ أكبرْ . اللهُ أكبرْ ، اللهُ أكبرْ

أشهد أن لا إلهَ إلا الله . أشهد أن لا إله إلا الله

أشهد أن محمداً رسولُ الله . أشهد أن محمداً رسول الله

حيِّ على الصلاة . حي على الصلاة

حيِّ على الفلاح . حي على الفلاح

اللهُ أكبرْ . اللهُ أكبرْ

لا إله إلا الله

«Аллаху акбар, Аллаху акбар. Аллаху акбар, Аллаху акбар.

Ашхаду алля иляха илля-Ллах. Ашхаду алля иляха илля-Ллах.

Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю-Ллах. Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю-Ллах.

Хайя ‘аля-с-салях. Хайя ‘аля-с-салях.

Хайя ‘аляль-фалях. Хайя ‘аляль-фалях.

Аллаху акбар, Аллаху акбар.

Ля иляха илля-Ллах.

(Аллах велик — 4 раза.

Я свидетельствую, нет божества достойного поклонения кроме Аллаха — 2 раза.

Я свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха — 2 раза.

Спешите к намазу — 2 раза.

Спешите к успеху — 2 раза.

Аллах велик — 2 раза.

Нет божества достойного поклонения кроме Аллаха)».

Полезное примечание

Имам Сулейман аль-Буджайрами (ум. 1221 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

تَنْبِيهٌ: لِيُحْذَرْ مِنْ أَغْلَاطٍ تُبْطِلُ الْأَذَانَ بَلْ يُكَفَّرُ مُتَعَمِّدُ بَعْضِهَا كَمَدِّ بَاءِ أَكْبَرُ وَهَمْزَتِهِ، وَهَمْزَةِ أَشْهَدُ وَأَلِفِ اللَّهُ

«Следует остерегаться ошибок, которые аннулируют азан, а за некоторые из них, если они совершены преднамеренно, человек может впасть в куфр (неверие), например:

— преднамеренно растягивать букву “ба” в слове «Акбар» (الله أكبار), что искажает смысл;

— искажать хамзу в словах “Ашхаду” и “Аллах”»[7].

Мудрость и причины установления азана

Имам ан-Навави (ум. 636 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

ذكر العلماء في حكمة الأذان أربعة أشياء: إظهار شعار الإسلام وكلمة التوحيد، والإعلام بدخول وقت الصلاة ومكانها، والدعاء إلى الجماعة

«Ученые упомянули четыре мудрости установления азана: проявление отличительного знамения Ислама и слов Единобожия; оповещение о наступлении времени намаза и месте его совершения; призыв к коллективному намазу»[8].

Хукм азана

Большинство факихов из числа ханафитов и шафиитов (по более достоверному мнению), а также маликиты считают, что азан является сунной муаккада (настоятельной сунной).

Имам Шихабуддин аль-Кальюби (ум. 1069 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

(فَصْلُ الْأَذَانِ) بِالْمُعْجَمَةِ (وَالْإِقَامَةِ) أَيْ كُلٌّ مِنْهُمَا (سُنَّةٌ) مُؤَكَّدَةٌ لِمُوَاظَبَةِ السَّلَفِ وَالْخَلَفِ عَلَيْهِمَا (وَقِيلَ فَرْضُ كِفَايَةٍ) لِأَنَّهُمَا مِنْ شَعَائِرِ الْإِسْلَامِ الظَّاهِرَةِ فَإِنْ اتَّفَقَ أَهْلُ بَلَدٍ عَلَى تَرْكِهِمَا قُوتِلُوا عَلَى الثَّانِي دُونَ الْأَوَّلِ. (وَإِنَّمَا يُشْرَعَانِ لِلْمَكْتُوبَةِ) دُونَ النَّافِلَةِ (وَيُقَالُ فِي الْعِيدِ وَنَحْوِهِ) مِمَّا تُشْرَعُ فِيهِ الْجَمَاعَةُ كَالْكُسُوفِ وَالِاسْتِسْقَاءِ وَالتَّرَاوِيحِ

«Азан и икамат являются настоятельной сунной (сунна муаккада), которой неуклонно придерживались как ранние ученые (саляфы), так и поздние (халяфы).

Некоторые ученые считают, что азан и икамат — это фард кифаят (коллективная обязанность), потому что они относятся к проявлению знамения Ислама (обрядов). Если жители какого-либо города единодушно оставят азан и икамат, то они подлежат наказанию — за оставление икамата, а не за оставление азана.

Азан и икамат предписаны Шариатом только для обязательных (пятикратных) намазов, а не для дополнительных намазов.

Некоторые говорят, что допускается их совершать и перед праздничными намазами (‘Ид аль-Фитр и ‘Ид аль-Адха), и перед теми, которые совершаются коллективно: например, намазом затмения солнца (кусуф), или намазом о прошении дождя во время засухи (истиска), или таравихом»[9].

Достоинства азана

Всевышний Аллах сказал:

وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلاً مِّمَّن دَعَآ إِلَى ٱللَّهِ

«Чьи слова лучше, чем слова призывающего к Аллаху?»[10]

Имам аль-Багави (ум. 516 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) приводит в своем тафсире следующие слова:

وَقَالَتْ عَائِشَةُ: أَرَى هَذِهِ الْآيَةَ نَزَلَتْ فِي الْمُؤَذِّنِينَ.وَقَالَ عِكْرِمَةُ: هُوَ الْمُؤَذِّنُ أَبُو أُمَامَةَ الْبَاهِلِيُّ

«Аиша (да будет доволен ей Аллах) сказала: “Я считаю, что этот аят был ниспослан относительно муэдзинов”. А Икрима (да будет доволен им Аллах) сказал: “В аяте имеется в виду муэдзин Абу Умама аль-Бахили”»[11].

Передают со слов Му‘авийи, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

أطول الناس أعناقاً يوم القيامة المؤذنون

«Поистине, в День воскресения самые длинные шеи будут у муэдзинов»[12].

Имам аль-Маварди (ум. 450 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

وفيه ثَلَاثَةُ تَأْوِيلَاتٍ: أَحَدُهَا: أَنَّهُمْ أَكْثَرُ النَّاسِ رَجَاءً وَأَمَلًا، وَمِنْ قَوْلِهِمْ عُنُقِي إِلَيْكَ مَمْدُودٌ وَالثَّانِي: أَنَّهُمْ أَكْثَرُ النَّاسِ جَمْعًا، وَأَظْهَرُهُمْ حِزْبًا، مِنْ قَوْلِهِمْ رَأَيْتُ عُنُقًا مِنَ النَّاسِ أَيْ: جَمْعًا وَالثَّالِثُ: أَنَّهُمْ أَكْثَرُ النَّاسِ إِسْرَاعًا إِلَى الْخَيْرِ، مِنْ قَوْلِهِمْ فُلَانٌ يَسِيرُ الْعُنُقَ أَيْ: يُسْرِعُ فِي السَّيْرِ

«Есть три толкования относительно этого хадиса:

1) муэдзины — люди с наибольшим упованием и надеждой, подобно выражению: “моя шея вытянута к тебе”, т.е. “мое ожидание и надежда обращены к тебе”;

2) они будут самой многочисленной группой людей и самой явно различимой группой праведных, как говорится: “رأيت عنقًا من الناس” — “я увидел шею (т.е. толпу) из людей”, а “عنق” здесь означает “множество, скопление”;

3) они — наиболее стремящиеся к добру, на основе выражения: “فلان يسير العنق” — “такой-то человек движется шеей”, т.е. спешит, быстро идет, а “عنق” в арабском может означать “стремительность в движении”»[13].

Абдуллах ибн Абдур-Рахман ибн Абу Са‘са‘а передал, что Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал ему:

إنِّي أرَاكَ تُحبُّ الغَنَمَ وَالبَادِيَةَ فَإذَا كُنْتَ في غَنَمِك أَوْ بَادِيتِكَ  فَأذَّنْتَ للصَّلاَةِ، فَارْفَعْ صَوْتَكَ بِالنِّدَاءِ، فَإنَّهُ لا يَسْمَعُ مدى صَوْتِ المُؤذِّنِ جِنٌّ، وَلاَ إنْسٌ، وَلاَ شَيْءٌ، إِلاَّ شَهِدَ لَهُ يَومَ القِيَامَةِ

«Поистине, я вижу, что ты любишь овец и пустыню, и, когда будешь ты со своими овцами (или в своей пустыне) и станешь произносить призыв к намазу, произноси его погромче, ибо, поистине, кто бы ни услышал (голос) муэдзина, будь то джинн, человек или любое иное (создание), они будут свидетельствовать об этом в День воскресения. Затем Абу Саид сказал: “Я слышал это от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)”»[14].

Передают со слов ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مَنْ أَذَّنَ ثِنْتَيْ عَشْرَةَ سَنَةً وَجَبَتْ لَهُ الْجَنَّةُ، وَكُتِبَ لَهُ بِتَأْذِينِهِ فِي كُلِّ يَوْمٍ سِتُّونَ حَسَنَةً، وَلِكُلِّ إِقَامَةٍ ثَلَاثُونَ حَسَنَةً

«Для того, кто произносил азан (в течение) двенадцати лет, станет обязательным Рай, и за каждый азан ему будет записываться ежедневно по 60 благих дел, а за каждый икамат — 30 благих дел»[15].

Имам Ибрахим аль-Баджури (ум. 1277 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

واستنبط بعضهم من قوله صلى اللّٰه عليه وسلم : (( من دل على خير . . فله مثل أجر فاعله ) … أن المؤذن يكون له مثل أجر من صلّىٰ بأذانه

«Некоторые ученые сделали вывод из слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Тот, кто указал на добро, получит награду такую же, как и тот, кто его совершил”, что муэдзин получает такую же награду, как и все, кто совершил намаз по его призыву»[16].

Тасвиб в утреннем азане

В азане к утреннему намазу после слов «Хайя ‘аляль-фалях, хайя ‘аляль-фалях», и перед «Аллаху акбар, Аллаху акбар» добавляются слова:

الصلاة خيرٌ من النوم . الصلاة خيرٌ من النوم

«Ас-саляту хайрум-минан-наум. Ас-саляту хайрум-минан-наум (Намаз лучше сна. Намаз лучше сна)».

Большинство ученых из числа ханафитского, маликитского, шафиитского и ханбалитского мазхабов считают, что тасвиб в утреннем азане является желательным и узаконенным действием, т.к. это время, когда люди обычно спят.

Имам ан-Навави (ум. 636 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

وأَمَّا التثويب في الصُّبْح ففيه طريقان، الصحيح الذي قَطَع به الـمُصنِّف والجمهور: أنَّه مسنون قطعًا

«Что касается тасвиба в азане к утреннему намазу, то в этом вопросе (есть) два мнения. Правильное мнение, которого придерживается автор (Абу Исхак аш-Ширази) и большинство (ученых), — это то, что тасвиб является узаконенной сунной без сомнений»[17].

В чем заключается мудрость того, что слова икамата произносятся один раз, а слова азана — по два раза?

Имам ан-Навави (ум. 676 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

وَالْحِكْمَةُ فِي إِفْرَادِ الْإِقَامَةِ وَتَثْنِيَةِ الْأَذَانِ أَنَّ الْأَذَانَ لِإِعْلَامِ الْغَائِبِينَ فَيُكَرِّرُ لِيَكُونَ أَبْلَغَ فِي إِعْلَامِهِمْ وَالْإِقَامَةُ لِلْحَاضِرِينَ فَلَا حَاجَةَ إِلَى تَكْرَارِهَا وَلِهَذَا قَالَ الْعُلَمَاءُ يَكُونُ رَفْعُ الصَّوْتِ فِي الْإِقَامَةِ دُونَهُ فِي الْأَذَانِ وَإِنَّمَا كَرَّرَ لَفْظَ الْإِقَامَةِ خَاصَّةً لِأَنَّهُ مَقْصُودُ الْإِقَامَةِ وَاللَّهُ أَعْلَمُ

«Мудрость того, что то слова икамата произносятся один раз, а слова азана — по два раза, заключается в следующем: 

— азан предназначен для оповещения отсутствующих, поэтому его фразы повторяются, чтобы донесение призыва было более действенным и внятным;

— икамат же предназначен для тех, кто уже присутствует, и потому в повторении нет необходимости.

По этой причине ученые сказали, что в азане уместно повышение голоса, чтобы его услышали вдали, а при икамате голос может быть тише, ведь он адресован к уже собравшимся.

Что касается повторения слов “قد قامت الصلا (Настало время намаза)”, то именно эта фраза была удвоена, потому что она — суть икамата и его основное значение. А Аллах знает лучше»[18].

Условия действительности азана и его желательные действия (суннаты)

Аль-Хатыб аш-Ширбини (ум. 977 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

القَوْل فِي شُرُوط الْأَذَان والإمامة وَيشْتَرط فِي الْأَذَان وَالْإِقَامَة التَّرْتِيب وَالْوَلَاء بَين كلماتهما ولجماعة جهر وَدخُول وَقت الْأَذَان صبح فَمن نصف اللَّيْل وَيشْتَرط فِي الْمُؤَذّن والمقيم الْإِسْلَام والتمييز ولغير النِّسَاء الذُّكُورَة وَيسن مؤذنان لِلْمَسْجِدِ وَنَحْوه وَمن فوائدهما أَن يُؤذن وَاحِد للصبح قبل الْفجْر وَآخر بعده وَيسن لسامع الْمُؤَذّن والمقيم أَن يَقُول مثل قَوْلهمَا إِلَّا فِي حيعلات وتثويب وكلمتي الْإِقَامَة فيحوقل فِي كل كلمة فِي الأولى وَيَقُول فِي الثَّانِيَة صدقت وبررت وَفِي الثَّالِثَة أَقَامَهَا الله وأدامها وَجَعَلَنِي من صالحي أَهلهَا

«Условия азана и руководство намазом.

Для действительности азана и икамата требуется соблюдение следующих условий:

  • Последовательность (тартиб): слова азана и икамата должны произноситься в установленном порядке;
  • Непрерывность (мувалят): не должно быть длительных пауз между словами;
  • Громкость: азан должен произноситься громко, если он совершается для коллективного намаза;
  • Время: азан должен произноситься после наступления времени намаза. Для утреннего намаза разрешается начинать азан с середины ночи.

Условия, касающиеся того, кто произносит азан или икамат:

  • Является мусульманином;
  • Достиг возраста «тамйиза»[19];
  • Является мужчиной: женщинам недозволено совершать азан и икамат для мужчин.

Желательные действия:

  • Желательно, чтобы в мечети было два муэдзина, чтобы один из них произносил азан до наступления утреннего намаза, а другой — после;
  • Для того, кто слышит азан или икамат, желательно повторять те же слова, кроме следующих случаев:

1) При словах “Хайя ‘аля-с-салях” и “Хайя ‘аляль-фалях” (حي على الصلاة، حي على الفلاح) он должен сказать: “Ля хавля ва ля куввата илля би-Ллях” (لا حول ولا قوة إلا بالله)

2) При дополнительном возгласе в икамате “Кад камати-с-салях” (قد قامت الصلاة) (дважды): в первый раз следует сказать: “Акамаха-Ллаху ва адамаха” (أقامها الله وأدامها), во второй — сказать: “Садакта ва барирта” (صدقْتَ وبررتَ), а в третий (если он повторяется) — сказать: “Акамаха-Ллаху ва адамаха ва джа‘алани мин салихи ахлиха” (أقامها الله وأدامها وجعلني من صالحي أهلها)»[20].

Имам ибн Хаджар аль-Хайтами (ум. 974 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

فلو سكت حتى فرغ كل الأذان، ثم أجاب قبل فاصل طويل عرفا كفى في أصل سنة الإجابة

«Если человек промолчит до окончания всего азана, а затем ответит (на призыв муэдзина) до того, как пройдет длительный (по обычаю) перерыв, этого достаточно для соблюдения основы сунны ответа на азан»[21].

Намаз «приветствия мечети» (тахият аль-масджид) во время азана

Доктор Вахба аз-Зухайли (ум. 1436 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в «Аль-Фикх аль-Ислями ва аддилятух» (1/714):

قال الشافعية والحنابلة: وإذا دخل المسجد، والمؤذن قد شرع في الأذان، لم يأت بتحية ولا بغيرها، بل يجيب المؤذن واقفاً حتى يفرغ من أذانه ليجمع بين أجر الإجابة والتحية. وقال الحنفية: إذا دخل المسجد، والمؤذن يؤذن أو يقيم، قعد حتى ينتهي الأذان أو الإقامة، ويقوم الإمام إلى مصلاه

«Шафииты и ханбалиты сказали: если человек заходит в мечеть в то время, когда муэдзин уже начал азан, то он не совершает намаз «приветствия мечети» (тахият аль-масджид) и никакой другой намаз, а стоит и отвечает муэдзину до окончания азана, чтобы объединить награды за ответ на азан и вход в мечеть.

Ханафиты же считают: если человек заходит в мечеть во время азана или икамата, он садится и ждет завершения призыва, а затем встает, когда имам поднимается на свое место».

Как отвечать на азан, если слышно несколько муэдзинов?

Если человек слышит несколько азанов, то ученые отвечают, что достаточно повторить (вслед за муэдзином) первый азан, потому что этим исполняется повеление Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Имам ан-Навави (ум. 676 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет «Аль-Маджму‘» (3/119):

وَالْمُخْتَارُ أَنْ يُقَالَ الْمُتَابَعَةُ سُنَّةٌ مُتَأَكِّدَةٌ يُكْرَهُ تَرْكُهَا لتصريح الْأَحَادِيثِ الصَّحِيحَةِ بِالْأَمْرِ بِهَا وَهَذَا يَخْتَصُّ بِالْأَوَّلِ لِأَنَّ الْأَمْرَ لَا يَقْتَضِي التَّكْرَارَ وَأَمَّا أَصْلُ الْفَضِيلَةِ وَالثَّوَابِ فِي الْمُتَابَعَةِ فَلَا يَخْتَصُّ وَاَللَّهُ أَعْلَمُ

«Избранное мнение в том, что повторение (за словами муэдзина) — это сунна муаккада (настоятельная сунна), и ее оставление нежелательно (макрух), поскольку достоверные хадисы ясно указывают на повеление повторять. И это повеление относится к первому (муэдзину), потому что само по себе повеление не подразумевает обязательности повторения. Что же касается сути достоинства и награды за повторение, то она не ограничена (только первым муэдзином). А Аллах знает лучше».

Некоторые нежелательные действия, связанные с азаном

1. Чрезмерное растягивание звуков в азане;

2. Произношение азана сидя или верхом, кроме случая путника, который едет верхом;

3. Чтение азана грешником (фасиком);

4. Чтение азана ребенком, не достигшим 7 лет, поскольку в этом есть опасность ошибок;

5. Пребывание муэдзина в состоянии большого или малого осквернения;

6. Чтение азана слепым, поскольку в этом есть опасность ошибок. Если у него есть помощник, который следит за временем, то это допустимо. Примером является Абдуллах ибн Умм-Мактум (да будет доволен им Аллах), который был слепым и призывал к намазу вместе с Билялем (да будет доволен им Аллах).

Можно ли разговаривать во время азана?

Желательно внимательно слушать азан, повторяя за муэдзином и воздерживаясь от разговоров и других дел, поскольку есть риск упустить азан, в то время как другие дела остаются и их можно наверстать.

Имам ан-Навави (ум. 676 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

قال أصحابنا: ويستحب متابعته لكلِّ سامعٍ من طاهرٍ ومحدثٍ وجنبٍ وحائضٍ وكبيرٍ وصغيرٍ؛ لأنه ذِكرٌ، وكل هؤلاء من أهل الذكر.. فإذا سمعه وهو في قراءةٍ أو ذكرٍ أو درسِ علمٍ أو نحو ذلك: قطعه وتابع المؤذِّن ثم عاد إلى ما كان عليه إن شاء

«Наши ученые (шафииты) сказали: желательно (сунна) повторять слова азана (за муэдзином) каждому, кто их слышит, — будь он в состоянии ритуальной чистоты или нет: будь то тот, у кого есть большое осквернение, женщина в менструации, взрослый или ребенок, — потому что азан является зикром (поминанием Аллаха), а все эти категории людей входят в число тех, кому дозволено совершать зикр.

И если кто-либо слышит азан во время чтения Корана, поминания Аллаха, изучения религиозных наук и тому подобного, он приостанавливает свое занятие, повторяет слова азана за муэдзином, а затем, если пожелает, возвращается к тому, чем занимался»[24].

Можно ли уйти из мечети после азана, не совершив намаз?

От Абу Ша‘саъ (да смилуется над ним Аллах) передается:

كُنَّا قُعُودًا فِي الْمَسْجِدِ مَعَ أَبِي هُرَيْرَةَ فَأَذَّنَ الْمُؤَذِّنُ فَقَامَ رَجُلٌ مِنَ الْمَسْجِدِ يَمْشِي فَأَتْبَعَهُ أَبُو هُرَيْرَةَ بَصَرَهُ حَتَّى خَرَجَ مِنَ الْمَسْجِدِ. فَقَالَ أَبُو هُرَيْرَةَ: أَمَّا هَذَا فَقَدْ عَصَى أَبَا الْقَاسِمِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ.

«Однажды мы сидели в мечети вместе с Абу Хурайрой. Когда муэдзин исполнил азан, некий мужчина встал и пошел прочь из мечети. Абу Хурайра провожал его своим взором, пока тот не вышел из мечети, а затем сказал: “Он только что ослушался Абу аль-Касима (да благословит его Аллах и приветствует)”»[25].

Имам ат-Тирмизи (ум. 279 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

وَعَلَى هَذَا الْعَمَلُ عِنْدَ أَهْلِ الْعِلْمِ مِنْ أَصْحَابِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَمَنْ بَعْدَهُمْ: أَنْ لَا يَخْرُجَ أَحَدٌ مِنَ الْمَسْجِدِ بَعْدَ الْأَذَانِ إِلَّا مِنْ عُذْرٍ: أَنْ يَكُونَ عَلَى غَيْرِ وُضُوءٍ، أَوْ أَمْرٍ لَا بُدَّ مِنْهُ

«Обладатели знаний из числа сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и тех, кто пришел после них, поступали согласно этому (хадису). Никто не выходил из мечети после азана, кроме как по уважительной причине, — например, если он не находился в состоянии омовения или по какой-либо неотложной необходимости»[26].

Имам ан-Навави (ум. 676 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

وَقَوْلُهُ فِي الَّذِي خَرَجَ فِي الْمَسْجِدِ بَعْدَ الْأَذَانِ : ( أَمَّا هَذَا فَقَدْ عَصَى أَبَا الْقَاسِمِ – صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ) فِيهِ كَرَاهَةُ الْخُرُوجِ مِنَ الْمَسْجِدِ بَعْدَ الْأَذَانِ حَتَّى يُصَلِّيَ الْمَكْتُوبَةَ إِلَّا لِعُذْرٍ . وَاللَّهُ أَعْلَمُ .

«А его слова о том, кто вышел из мечети после азана: “Он только что ослушался Абу аль-Касима (да благословит его Аллах и приветствует)” — указывают на нежелательность (макрух) выхода из мечети после азана до совершения обязательной молитвы, кроме как по уважительной причине. Аллаху лучше известно»[27].

Что лучше: быть муэдзином или имамом в намазе?

Аль-Хатыб аш-Ширбини (ум. 977 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

تَنْبِيه الْأَذَان وَحده أفضل من الْإِمَامَة وَقيل إِن الْأَذَان مَعَ الْإِقَامَة أفضل من الْإِمَامَة وَصحح النَّوَوِيّ هَذَا فِي نكته

«Провозглашение азана — более достойное дело, нежели руководство коллективным намазом. Есть мнение, что азан вместе с икаматом — более достойное дело, чем руководство намазом. Имам ан-Навави подтвердил (утвердил как более достоверное) это мнение в своих комментариях»[28].

Имам Сулейман аль-Буджайрами (ум. 1221 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

وَإِنَّمَا كَانَ الْأَذَانُ أَفْضَلَ مِنْ الْإِمَامَةِ لِأَنَّهُ وَرَدَ أَنَّ الْمُؤَذِّنَ أَمِينٌ وَالْإِمَامَ ضَمِينٌ لِأَنَّهُ يَتَحَمَّلُ الْخَلَلَ الَّذِي يَقَعُ فِي صَلَاةِ الْمَأْمُومِ، وَيَتَحَمَّلُ الْفَاتِحَةَ عَنْ الْمَسْبُوقِ، وَالْأَمِينُ أَشْرَفُ مِنْ الضَّمِينِ وَلِذَا قَالَ الْإِمَامُ عَلِيٌّ – رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ -: لَوْلَا الْخَلِيفِيُّ مَا تَرَكْت الْأَذَانَ

«А азан считается более достойным делом, чем руководство намазом, потому что передано, что муэдзин — это амин (доверенный), а имам — дамин (ответственный), поскольку он несет на себе ответственность за ошибки, которые могут быть допущены в намазе молящихся за ним (ма‘мумов), а также берет на себя обязанность чтения аль-Фатихи за опоздавшего (масбука). А амин (доверенный) выше по положению, чем дамин (ответственный). Поэтому имам ‘Али (да будет доволен им Аллах) сказал: “Если бы я бы не был халифом, я бы не оставил азан”»[29].

Почему Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не произносил азан?

Имам Шамсуддин ар-Рамли (ум. 1044 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

سئل:رضي اللّٰه عنه لأي شيء أم صلى اللّٰه عليه وسلم ولم يؤذن مع أن الأذان أفضل؟ فأجاب: بأن الصائرين إلى أن الأذان أفضل اعتذروا عن تركه – صلى اللّٰه عليه وسلم-للأذان بوجوه منها أن الأذان يحتاج إلى فراغ لمراعاة أوقات الصلاة، وكان صلى اللّٰه عليه وسلم مشغولا بمصالح الأمة خصوصا، وأنه عليه الصلاة والسلام كان يحب المواظبة على ما يفعله، ومنها إذا قال: حي على الصلاة لزم تحتم حضور الجماعة؛ لأنه آمر وداع، وإجابة النبي صلى اللّٰه عليه وسلم واجبة فتركه شفقة على أمته واعترض بأنا لا نسلم تحتم الحضور؛ لأن الأمر والدعاء في هذا الموضع ليسا للإيجاب بل للاستحباب. ومنها لو أذن فإما أن يقول: أشهد أن محمدا رسول الله، وليس بجزل، أو أشهد أني رسول اللّٰه وهو تغيير لنظم الأذان والاعتراض بأنه لو قال أشهد أن محمدا رسول اللّٰه لاختلت الجزالة ساقط ألا ترى أن اللّٰه تعالى يقول (إِنَّمَا تُنْذِرُ مَنِ اتَّبَعَ الذِّكْرَ وَحَشِيَ الرَّحْمَنَ بِالْعَيْبِ ) أي حشيني من باب إقامة الظاهر مقام المضمر. ونظائر ذلك لا تحصى ثم ما قولهم في كلمة الشهادة في التشهد أكان يقول أشهد أن حمدا رسول اللّه أو أشهد أني رسول اللّٰه فإن كان الأول فما الاختلال وإن كان الثاني فلم احتمل تغيير النظم منه هناك، ولا يحتمل ها هنا. وقد نقل عنه هناك كل منهما ومنها أنه ما كان يتفرغ للمحافظة على الأذان لاشتغاله سائر مهمات الدين من الجهاد وغيره، والصلاة لا بد من إقامتها بكل حال فآثر الإمامة فيها وإلى هذا الوجه أشار عمر رضي اللّٰه عنه بقوله: لولا الخلافة لأذنت واعترض بأنا لا نسلم أن الاشتغال بسائر المهمات يمنع من الأذان مع حضور الجماعة وإقامة الصلوات في أول الوقت وبتقدير التسليم فقد كان له أوقات فراغ فكان ينبغي أنه يؤذن في تلك الأوقات على أنه صلى اللّٰه عليه وسلم: “قَدْ أَذَّنَ مَرَّةً فِي سَفَرِهِ رَاكِبًا» كما رواه الترمذي بإسناد جيد.

«Был задан вопрос: “Почему Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сам не произносил азан, несмотря на то, что это действие обладает большим достоинством?”

Ответ: те, кто придерживается мнения, что азан лучше руководства намазом, приводят несколько объяснений тому, почему Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) его не произносил:

1) Азан требует постоянного внимания к началу времени намаза, а Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был занят важнейшими делами общины (уммы), особенно в тех вопросах, которые касались ее пользы и руководства;

2) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) придерживался постоянства в действиях, и, если бы он начал произносить азан, ему бы следовало делать это постоянно. А в случае, если он сказал бы “Хайя ‘аля-с-салях (Спешите на намаз)”, этот призыв расценивался бы как повеление. А так как повеление Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) обязательно к исполнению, то и участие в коллективном намазе становилось бы обязательным. Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не стал этого делать из милости к своей умме.

На это возражают: “Мы не признаем, что его слова здесь несут обязательность, потому что повеление и призыв в данном контексте указывают на желательность (а не обязательность)”;

3) Если бы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произносил азан, ему бы пришлось говорить либо “Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю-Ллах (Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха)”, что по отношению к себе звучит как будто он говорит о другом, либо “Ашхаду анни расулю-Ллах (Свидетельствую, что я — Посланник Аллаха)”, что означало бы нарушение установленного порядка азана.

На это возражают: “Если он говорит о себе в третьем лице, то это не нарушает смысл текста, как в словах Аллаха: “Ты можешь предостеречь только того, кто последовал за Напоминанием и устрашился Милостивого, не видя Его воочию”[30] — т.е. подразумевается “боится Меня”, хотя сказано “боится Милостивого”. И это из разряда использования явного имени вместо скрытого местоимения. Кроме того, в ташаххуде Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также говорил: “Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю-Ллах” — почему тогда здесь это вызывает затруднение?”

4) Также говорится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не имел возможности постоянно выполнять азан из-за занятости другими важными делами религии, такими как джихад и прочее. В то же время, намаз в любом случае нужно совершать, и он выбрал в нем роль имама. На это указал и ‘Умар (да будет доволен им Аллах), сказав: “Если бы не халифат, я бы сам совершал азан”.

На это возражают: “Мы не согласны, что занятость и другие обязанности мешают произнесению азана, ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) посещал коллективный намаз и молился в начале времени. А даже если предположить, что он был занят, у него все равно находилось бы свободное время, чтобы произносить азан в эти моменты”. Также передается, что однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сам произнес азан в пути, находясь верхом, как сообщил ат-Тирмизи с хорошей цепочкой передачи»[31].

Желательные действия после азана и икамата

Тому, кто читает азан или икамат, а также слушающему любой из этих призывов, желательно после их окончания прочитать салават (благословение) на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Сообщается со слов Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إذا سمعتم المؤذن فقولوا مثل ما يقول ثم صلوا علي فإنه من صلى علي صلاةً صلى الله عليه بها عشرا ثم سَلُوا الله لي الوسيلة فإنها منزلة في الجنة لا تنبغي إلا لعبد من عباد الله و أرجوا أن أكون أنا هو فمن سأل لي الوسيلة حلَّت له الشفاعة

«Когда вы услышите муэдзина, то повторяйте за ним, а затем произнесите за меня салават, ведь поистине, того, кто возведет на меня благословение, Аллах благословит десять раз. Затем попросите у Аллаха за меня аль-Василя, а это — место в Раю, которого не достоин никто, кроме одного из рабов Аллаха, и я надеюсь, что этим рабом буду я. И для того, кто попросит для меня аль-Василя, мое заступничество станет обязательным»[32].

Затем желательно прочитать следующее дуа:

اللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ ، وَالصَّلَاةِ الْقَائِمَةِ ، آتِ مُحَمَّدًا الْوَسِيلَةَ وَالْفَضِيلَةَ ، وَابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْمُودًا الَّذِي وَعَدْتَهُ

«Аллахумма рабба хазихи д-да‘вати т-таммати, ва-с-саляти ль-каимати ати Мухаммадан аль-васылята ва-ль-фазылята, ваб‘асху макаман махмудани-л-лязи ва‘адтаху».

Это означает: «О Господь этого совершенного призыва (т.е. Единобожия) и выстаиваемого намаза, даруй Мухаммаду аль-Василя и достоинство и воскреси его в достохвальном месте, которое Ты ему обещал».

Желательность чтения дуа между азаном и икаматом

Промежуток между азаном и икаматом — это особое время, которое мусульманину не следует игнорировать. Даже если человек прочитает хотя бы одну молитву в этот период, он уже будет считаться выполнившим сунну. Однако желательно посвятить поклонению все это время, за исключением того, что отведено для ратибат-намаза.

Сообщается, со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

لَا يُرَدُّ الدُّعَاءُ بَيْنَ الْأَذَانِ وَالْإِقَامَةِ

«Дуа между азаном и икаматом не отвергается»[33].

Чтение салавата вслух после азана

Имам ас-Сахави (ум. 902 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

أحدث المؤذنون الصلاة والسلام على رسول الله صلى الله عليه وسلم عقب الأذان للفرائض الخمس إلا الصبح والجمعة فإنهم يقدمون ذلك قبل الأذان وإلا المغرب فلا يفعلونه لضيق وقتها، وكان ابتداء حدوثه في أيام الناصر صلاح الدين يوسف بن أيوب وبأمره وذكر بعضهم لأن أمر الصلاح بن أيوب بذلك كان في أذان العشاء ليلة الجمعة، ثم إن بعض الفقراء زعم أنه رأى رسول الله صلى الله عليه وسلم وأمره أن يقول للمحتسب أن يأمر المؤذنين أن يصلوا عليه عقب كل أذان، فسر المحتسب بهذه الرؤيا فأمر بذلك واستمر إلى يومنا هذا، وقد اختلف في ذلك هل هو مستحب أو مكروه أو بدعة أو مشروع، واستدل للأول بقوله تعالى (وافعلوا الخير) ومعلوم أن الصلاة والسلام من أجلّ القرب لا سيما وقد تواترت الأخبار على الحث على ذلك مع ما جاء في فضل الدعاء عقبه والثلث الأخير وقرب الفجر، والصواب أنه بدعة حسنة ويؤجر فاعله بحسن نيته

«Муэдзины ввели новшество — произносить салават на Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) после азана к пяти обязательным намазам, за исключением утреннего и пятничного намаза: для эти намазов они произносят салават до азана. Что касается вечернего намаза, то этого не делают из-за ограниченности времени.

Это нововведение появилось во времена султана ан-Насира Салахуддина Юсуфа ибн Айюба (Салахуддина аль-Айюби), по его приказу. Некоторые упоминают, что приказ Салахуддина аль-Айюби касался азана на ночной намаз (иша) в ночь на пятницу. Затем один из бедняков заявил, что видел Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во сне, и тот велел ему передать мухтасибу (контролеру за соблюдением норм Шариата), чтобы тот приказал муэдзинам произносить салават после каждого азана. Мухтасиб обрадовался этому сну и отдал соответствующий приказ, и это продолжается до нашего времени.

Относительно этого возникли разногласия: является ли это желательным, нежелательным, нововведением (бида‘а) или дозволенным действием. В пользу первого мнения (согласно которому, это желательно) приводят слова Всевышнего: “И делайте добро”, а известно, что салават — одно из самых благородных приближений (к Аллаху), особенно учитывая множество хадисов, побуждающих к этому, а также достоинства дуа после азана, в последнюю треть ночи и перед рассветом.

Правильное же мнение заключается в том, что это хорошее нововведение (бида‘а хасана), и тот, кто делает это с благим намерением, получит за это награду»[34].

Имам Ибн ‘Аллян ас-Сиддики (ум 1057 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) приводит следующие слова:

وفي شرح العباب أفتى شيخنا زكريا وغيره بأن ما يفعله المؤذنون الآن من الإعلان بالصلاة والسلام مرارا حسن لأن ذلك مشروع عقب الأذان في الجملة فالأصل سنة والكيفية حادثة

«В комментарии к книге аль-‘Убаб наш шейх Закария и другие дали фетву, что то, что делают сейчас муэдзины, — многократное произнесение вслух салавата — является похвальным делом, потому что в целом это узаконено после азана. То есть, по сути, это — сунна, а форма ее исполнения — нововведение»[35].

Чтение азана в ухо новорожденному

Желательно, чтобы при рождении ребенку (будь то мальчик или девочка) в правое ухо произносили азан, а в левое — икамат, используя формулировки, которые пришли к нам в обычном азане. Это соответствует действиям Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Сообщается от Убайдуллы ибн Аби Рафи‘а, что его отец сказал:

رَأَيْتُ رَسُولَ الله صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وآله وَسَلَّمَ «أَذَّنَ فِي أُذُنِ الْحَسَنِ بْنِ عَلِيٍّ حِينَ وَلَدَتْهُ فَاطِمَةُ بِالصَّلَاةِ

«Я видел, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) произносил азан в ухо Хасана (да будет доволен им Аллах), когда его родила Фатима (да будет доволен ей Аллах)»[36].

Имам ан-Навави (ум. 676 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

السنَّة أن يؤذِّن في أذن المولود عند ولادته، ذكرًا كان أو أنثى، ويكون الأذان بلفظ أذان الصلاة؛ لحديث أبي رافع الذي ذكره المصنف، قال جماعة من أصحابنا: يستحب أن يؤذِّن في أذنه اليمنى ويقيم الصلاة في أذنه اليسرى.

«Сунной является произнесение азана в ухо новорожденного при его рождении, будь то мальчик или девочка. Азан должен быть таким же, как и азан читаемый для намаза, на что указывает хадис от Абу Рафи‘а, упомянутый автором. Группа наших ученых (шафиитов) сказала: “Желательно произнести азан в его (ребенка) правое ухо, а икамат — в левое”»[37]

Добавление слов «сайидина» в азан

Ученые шафиитского мазхаба пришли к мнению о желательности добавления слова «сайидина (наш господин)» при упоминании пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в азане, икамате и ташаххуде.

Имам ибн Хаджар аль-Хайтами (ум. 974 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет «Ад-Дурр аль-мандуд» (стр.133–134):

في زيادة (سيدنا) قبل (محمد) خلاف، فأما في الصلاة: فقال المجد اللغوي: (الظاهر أنه لا يقال؛ اقتصارا على الوارد) ، وقال الإسنوي: (في حفظي: أن الشيخ عز الدين بن عبد السلام بناه على أن الأفضل امتثال الأمر أو سلوك الأدب؟ فعلى الثاني: يستحب) اهـ وهذا هو الذي ملت إليه في «شرح الإرشاد» وغيره؛ لأنه صلى الله عليه وسلم لما جاء وأبو بكر رضي الله تعالى عنه يؤم الناس فتأخر.. أمره أن يثبت مكانه، فلم يمتثل، ثم سأله بعد الفراغ عن ذلك، فأبدى له أنه إنما فعله تأدبا بقوله: (ما كان ينبغي لابن أبي قحافة أن يتقدم بين يدي رسول الله صلى الله عليه وسلم) ، فأقره صلى الله عليه وسلم على ذلك «١» ، وهذا فيه دليل أيّ دليل على أن سلوك الأدب أولى من امتثال الأمر الذي علم من الآمر عدم الجزم بقضيته، ثم رأيت عن ابن تيمية أنه أفتى بتركها وأطال فيه، وأن بعض الشافعية والحنفية ردوا عليه، وأطالوا في التشنيع عليه، وهو حقيق بذلك.

«Что касается добавления слова “сайидина” перед именем “Мухаммад”, то в этом вопросе есть разногласие. Что касается намаза, то аль-Маджд, сказал: “По-видимому, не следует это говорить, ограничиваясь тем, что пришло (в переданных текстах)”. Аль-Иснави сказал: “По моей памяти, шейх Иззуддин ибн Абдус-Салям рассматривал это с точки зрения (вопроса), что лучше: точное исполнение приказа или соблюдение адаба? Если принять второе, то добавление “сайидина” считается желательным (мустахаб)”.

И это — то мнение, к которому я сам склонился в “Шарх аль-иршад” и других книгах, поскольку (передается, что), когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пришел в мечеть, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) вел людей к намазу. Он отступил назад, а Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал ему остаться на месте, но он не подчинился.

Когда после намаза Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его об этом, Абу Бакр объяснил, что сделал это из уважения, сказав: “Не подобает сыну Абу Кахафы стоять впереди Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)”. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) одобрил это. Это — яркое доказательство того, что соблюдение адаба предпочтительнее буквального следования приказу, если известно, что сам приказывающий не придавал этому приказу категорической обязательности.

Позднее я увидел, что ибн Таймия дал фетву, призывая отказаться от добавления “сайидина”, и посвятил этому долгий разбор. Однако некоторые шафиитские и ханафитские ученые ответили на это, решительно опровергнув его позицию и подвергнув его резкой критике, — и он (ибн Таймия) действительно заслуживает этого».

Имам Шамсуддин ар-Рамли (ум. 1044 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

والأفضل الإتيان بلفظ السيادة، كما قاله ابن ظهيرة وصرَّح به جَمعٌ، وبه أفتى الشارح يعني الجلال المحلي؛ لأن فيه الإتيان بما أُمِرنا به وزيادةَ الإخبارِ بالواقع الذي هو أدب، فهو أفضل مِنْ تَرْكِه، وإن تردد في أفضليته الإسنوي، وأما حديث “لا تسيدوني في الصلاة” فباطل لا أصل له كما قال بعض متأخري الحفاظ، وقول الطوسي إنها مبطلة غلط”

«Лучше произносить слово “сайидина (наш господин)” при упоминании Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), как об этом сказал ибн Захира и ясно указали многие. Такое мнение высказал Джаляль аль-Махалли, потому что в этом есть совершение того, что нам велено, а также — сообщение о реальности (т.е. о том, что он действительно наш господин), что является проявлением адаба. Поэтому это лучше, чем не использовать эти слова, даже если аль-Иснави колебался в том, что является лучшим. А хадис “Не называйте меня господином (сайидина) в намазе” — ложный, не имеет основы, как сказали некоторые из поздних мухаддисов. А слова ат-Туси о том, что это нарушает намаз, ошибочны»[39].

Шейх ‘Али аш-Шабрамаллиси (ум. 1087 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в своих примечаниях «Хашият» к вышеупомянутому труду:

(قولُه: لأَنَّ فيه الإتيانَ… إلَخ) يُؤخَذُ مِن هذا سَنُّ الإتيانِ بلَفظِ السِّيادةِ في الأَذانِ، وهو ظاهِرٌ؛ لأَنَّ المَقصُودَ تَعظِيمُه صلى اللهُ عليهِ وآله وسلم بوَصفِ السِّيادَةِ حيثُ ذُكِرَ. لا يُقالُ: لم يَرِد وَصفُهُ بالسِّيادةِ في الأَذانِ؛ لأَنّا نَقُولُ: كذلكَ هنا، وإنَّما طُلِبَ وَصفَه بها للتَّشرِيفِ، وهو يَقتَضِي العُمُومَ في جَمِيعِ المَواضِعِ التي يُذكَرُ فيها اسمُه علَيه الصَّلاةُ والسَّلامُ”

«Слова автора: “…потому что в этом есть совершение того… и т.д.”) — из этого берется установленность (сунна) произнесения слова “сайидина (наш господин)” в азане, и это очевидно, потому что цель — возвеличивание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) посредством описания его господством всякий раз, когда он упоминается.

Не следует говорить: “В азане не пришло описания его как “сайидина””, потому что мы скажем: и здесь также (это не передано напрямую), однако требуется называть его так для выражения почтения, и это подразумевает общий подход во всех местах, где упоминается его имя (да благословит его Аллах и приветствует)».

Имам Ибрахим аль-Баджури (ум. 1277 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

الأََولَى ذِكرُ السيادة؛ لأن الأفضل سلوك الأدب، خلافًا لمَن قال: الأَوْلَى ترك السيادة؛ اقتصارًا على الوارد، والمعتمَد الأول, وحديث “لا تُسَوِّدُوني في صلاتِكم” بالواو لا بالياء باطل”

«Предпочтительнее использовать слово “сайидина (наш господин)”, потому что лучше следовать адабу. Это — в противовес тем, кто сказал, что предпочтительнее не использовать “сайидина”, ограничиваясь тем, что пришло в передаче. Но основополагающее мнение (му‘тамад) — первое. А хадис “Не называйте меня господином в своем намазе” — ложный»[40].

[1] Коран (5:58).

[2] Коран (62:9).

[3] Аль-Бухари, Муслим.

[4] «Кифаят аль-ахьяр», стр. 167.

[5] «Хашият аль-Баджури» (1/626).

[6] Абу Давуд.

[7] «Тухфат аль-хабиб аля шарх аль-хатыб» (2/53).

[8] «Шарх Сахих Муслим» (4/77).

[9] «Хашият аль-Кальюби ва ‘Умайра» (1/142).

[10] Коран (41:33).

[11] «Тафсир аль-Багави» (4/133).

[12] Муслим.

[13] «Аль-Хави аль-кабир» (2/61).

[14] Аль-Бухари.

[15] Ибн Маджа.

[16] «Хашият аль-Баджури» (1/628).

[17] «Аль-Маджму‘» (3/92).

[18] «Шарх Сахих Муслим» (4/79).

[19] Возраст тамйиза — примерно 7 лунных лет — прим. пер.

[20] «Аль-Икна‘» (1/287).

[21] «Тухфат аль-мухтадж» (1/480).

[22] «Аль-Фикх аль-Ислями ва аддилятух» (1/714).

[23] «Аль-Маджму‘» (3/119).

[24] «Аль-Маджму‘» (3/118).

[25] Муслим, ат-Тирмизи.

[26] «Аль-Джами» (1/245).

[27] «Шарх Сахих Муслим» (5/290).

[28] «Аль-Икна‘» (1/288).

[29] «Тухфат аль-хабиб аля шарх аль-хатыб» (2/48).

[30] Коран (36:11).

[31] «Фатава ар-Рамли», стр. 71.

[32] Муслим.

[33] Абу Давуд.

[34] «Аль-Кауль аль-бади», стр. 196.

[35] «Аль-Футухат ар-Раббания» (2/113).

[36] Абу Давуд.

[37] «Аль-Маджму‘» (8/442).

[38] «Ад-Дурр аль-мандуд», стр.133–134.

[39] «Нихаят аль-мухтадж» (1/530).

[40] «Хашият аль-Баджури» (1/615).

Похожие материалы