Более тысячи лет шафиитский мазхаб присутствует на территории Дагестана. Ещё в 10-11 веках по григорианскому календарю в Дербенте были шафиитские судьи (кадии). Сами жители Дербента были глубоко интегрированы в арабо-мусульманский мир. Они учились у таких учёных, как Абу Исхак аш-Ширази (384–458 г. х./1003–1083 г.), аль-Кушейри (376–465 г. х./986–1072 г.), ар-Рувьяни (415–502 г. х./1025-1108 г.), аль-Газали (450–505 г. х./1058–1111 г.). После нашествия монголов в 1258 году эта связь с мусульманским миром была сильно нарушена.
В первой половине 15 века, когда в высокогорье Дагестана прибыл шафиитский учёный Ахмад аль-Йамани (умер в 1450 г. в Гази-Кумухе), шафиитский мазхаб окончательно укрепился на наших землях.
Исламский историк Закария ибн Мухаммад аль-Казвини (605–682 г. х./1203–1283 г.) написал свою книгу «Асар уль биляд ва ахбару уль ибад» («Следы стран и сообщения о рабах Аллаха») в период после взятия монголами Багдада (1258 год).
В этой книге Закария аль-Казвини упоминает Цахур (ныне село в Рутульском районе Дагестана) как один из религиозных центров, в котором уже тогда находился филиал знаменитого медресе Низамия.
Итак, Закария аль-Казвини (605–682 г. х./1203–1283 г.) писал в книге «Асар уль биляд ва ахбару уль ибад» (с. 602):
[ظاخر] مدينة كبيرة آهلة على ست مراحل من جنزة، وهي قصبة بلاد لكزان. البرد بها شديد جداً. حدثني الفقيه يوسف بن محمد الجنزي أن ماءها من نهر يسمى ثمور، يكون جامداً في الشتاء والصيف، يكسرون الجمد ويسقون الماء من تحته، فإذا اسقوا وجعلوه في جرة تركوها في غطاء من جلد الغنم، لئلا يجمد في الحال. وقوتهم من حب يقال له السلت، يشبه الشعير في صورته، وطبعه طبع الحنطة، ولا تجارة عندهم ولا معاملة، بل كل واحد يزرع من هذا الحب قدر كفايته، ويتقوت به وبدر غنيمات له ورسلها ويلبس من صوفها. ولا رئيس بل عندهم خطيب يصلي بهم، وقاض يفصل الخصومات بينهم على مذهب الإمام الشافعي، وأهل المدينة كلهم شافعية، بها مدرسة بناها الوزير نظام الملك الحسن بن علي بن إسحق، وفيها مدرس وفقهاء، وشرط لكل فقيه فيها كل شهر رأس غنم وقدر من السلت، وذكر أنهم نقلوا مختصر المزني إلى لغة اللكزية، وكذلك كتاب الإمام الشافعي، ويشتغلون بهما.
«Цахур – крупный населённый город в шести днях пути от Джанзы (Гянджи)[1], который является центром областей Лакзана[2]. В городе очень холодно. Факих (правовед) Юсуф ибн Мухаммад аль-Джанзи сообщил мне, что вода из реки Сумур (Самур), протекающей через город, ледяная как зимой, так и летом. Люди ломают лёд и орошают земли водой из-под него. При орошении они направляют воду в канал и накрывают его овечьими шкурами, чтобы она не заледенела тут же. У них есть пища из зёрен под названием сальт. С виду она похожа на ячмень, а на вкус напоминает пшеницу. У них нет торговли и каких-либо (экономических) взаимоотношений. Каждый человек выращивает это зерно в том количестве, которого бы ему хватало, и питается им, молоком своих маленьких овец и кислым молоком. Они носят одежду из шерсти этих овец.
У них нет правителя, а только проповедник, который молится с ними, и кадий (судья), решающий их споры по мазхабу имама аш-Шафии. Все жители города шафииты. В нём есть школа, которую построил визирь Низам аль-Мульк аль-Хасан ибн Али ибн Исхак. В ней есть преподаватель и факихи. Каждому факиху каждый месяц вручается одна овца и определённое количество сальта. Упоминается, что они перевели «Мухтасар» аль-Музани на лакзанский (цахурский) язык, а также книгу имама аш-Шафии, и они занимаются по этим двум книгам».
[1] Гянджа – ныне город в Азербайджане.
[2] Территория расселения предков современных лезгин, рутулов и цахуров.