Боль и сожаление мусульман растут день ото дня в связи с ситуацией, в которой мечеть аль-Акса оказалась под властью израильских оккупантов, нарушением ее неприкосновенности, их посягательством на ее статус, а также совершением ими многих видов преступлений в мечети и с ее народом.
Мечеть аль-Акса — это великая благословенная мечеть, которая имеет высокий статус в сердцах верующих, поскольку эта мечеть была выделена в Коране и Сунне многими достоинствами.
Мечеть аль-Акса — третья по значимости мечеть в Исламе, находящаяся в аль-Кудсе (Иерусалим) и вторая мечеть после мечети аль-Харам в Мекке, построенной на земле.
Сообщается со слов Абу Зарра (да будет доволен им Аллах):
قلت يا رسول الله أي مسجد وضع في الأرض أول؟ قال: المسجد الحرام قال قلت: ثم أي؟ قال: المسجد الأقصى، قلت كم بينهما؟ قال: أربعون سنة، ثم أينما أدركتك الصلاة بعد فصله، فإن الفضل فيه.
«Однажды я спросил: “О Посланник Аллаха, какая мечеть была построена на земле первой?” Он ответил: “Заповедная мечеть (Мечеть aль-Харам)”. Я спросил: “А после неё?” Он ответил: “Мечеть аль-Акса”. Я спросил: “А сколько лет прошло между построением одной и другой?” Он ответил: “Сорок лет”, после чего добавил: “Вся земля является мечетью, и где бы ни застало тебя время намаза, совершай его”». (Муслим)
Имам Джалялюддин ас-Суюти (да смилуется над ним Аллах) пишет в «Ад-Дибадж аля сахихи Муслим ибн аль-Хаджадж» (2/199):
ورد أن واضع المسجدين آدم عليه السلام، وبه يندفع الإشكال بأن إبراهيم بنى المسجد الحرام وسليمان بنى بيت المقدس، وبينهما أكثر من أربعين عامًا، بلا ريب فإنهما هما مجددان
«Сообщается, что первым построил обе мечети Адам (мир ему), и тем самым решается неясность, связанная с тем, что Ибрахим построил Каабу, а Сулейман — мечеть аль-Акса, тогда как между ними больше, чем сорок лет. Нет сомнений в том, что они лишь обновляли их строение».
Среди ее достоинств:
1. В мечети аль-Акса и её окрестностях заключено благословение Аллаха. Всевышний Аллах говорит:
سُبْحَانَ الَذِى أَسْرَى بِعَبْدِهِ لَيْلاً مِنَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ إِلَى الْمَسْجِدِ الأَقْصَى الَذِى بَارَكْنَا حَوْلَهُ
«Пречист Тот, Кто перенёс ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть Аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение». (Коран, 17:1).
2. Она является местом ночного переноса из Мекки пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
لَقَدْ رَأَيْتُنِي فِي الْحِجْرِ وَقُرَيْشٌ تَسْأَلُنِي عَنْ مَسْرَايَ فَسَأَلَتْنِي عَنْ أَشْيَاءَ مِنْ بَيْتِ الْمَقْدِسِ لَمْ أُثْبِتْهَا فَكُرِبْتُ كُرْبَةً مَا كُرِبْتُ مِثْلَهُ قَطُّ قَالَ فَرَفَعَهُ اللَّهُ لِي أَنْظُرُ إِلَيْهِ مَا يَسْأَلُونِي عَنْ شَيْءٍ إِلَّا أَنْبَأْتُهُمْ بِهِ وَقَدْ رَأَيْتُنِي فِي جَمَاعَةٍ مِنْ الْأَنْبِيَاءِ فَإِذَا مُوسَى قَائِمٌ يُصَلِّي فَإِذَا رَجُلٌ ضَرْبٌ جَعْدٌ كَأَنَّهُ مِنْ رِجَالِ شَنُوءَةَ وَإِذَا عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ عَلَيْهِ السَّلَام قَائِمٌ يُصَلِّي أَقْرَبُ النَّاسِ بِهِ شَبَهًا عُرْوَةُ بْنُ مَسْعُودٍ الثَّقَفِيُّ وَإِذَا إِبْرَاهِيمُ عَلَيْهِ السَّلَام قَائِمٌ يُصَلِّي أَشْبَهُ النَّاسِ بِهِ صَاحِبُكُمْ يَعْنِي نَفْسَهُ فَحَانَتْ الصَّلَاةُ فَأَمَمْتُهُمْ فَلَمَّا فَرَغْتُ مِنْ الصَّلَاةِ قَالَ قَائِلٌ يَا مُحَمَّدُ هَذَا مَالِكٌ صَاحِبُ النَّارِ فَسَلِّمْ عَلَيْهِ فَالْتَفَتُّ إِلَيْهِ فَبَدَأَنِي بِالسَّلَامِ
«Я находился в аль-Хиджре (возле Каабы), а курайшиты спрашивали меня о моём ночном путешествии и задавали такие вопросы о том, что касалось мечети аль-Акса (байт аль-Макдис) и чего я не помнил точно. Из-за этого меня охватила такая печаль, которой я никогда прежде не испытывал, и тогда Аллах поднял мечеть для меня, а я стал смотреть на него, и о чём бы они ни спрашивали меня после этого, я сообщал им об этом.
(Во время ночного путешествия) я находился среди других пророков и видел молящегося Мусу не тучного и не слишком худого человека крепкого телосложения (курчавый), будто являвшегося одним из людей племени шануа. И я видел молящегося ‘Ису, сына Марьям, на которого больше всех из людей похож ′Урва ибн Мас’уд ас-Сакафи. И я видел молящегося Ибрахима, на которого больше всех из людей похож тот, кто находится вместе с вами (имея в виду самого себя).
Когда настало время намаза, я стал для них имамом, когда же я закончил молиться, некто сказал мне: “О Мухаммад, это — Малик, страж Огня, поприветствуй же его”, и я повернулся к нему, но он первым обратился ко мне с приветствием». (Муслим)
3. Мечеть аль-Акса — это первая кибла мусульман, к которой они обращались в своих намазах. Всевышний Аллах сказал:
وَمَا جَعَلْنَا الْقِبْلَةَ الَّتِي كُنْتَ عَلَيْهَا إِلَّا لِنَعْلَمَ مَنْ يَتَّبِعُ الرَّسُولَ مِمَّنْ يَنْقَلِبُ عَلَىٰ عَقِبَيْهِ
«Мы установили киблу, к которой ты (поворачивался) прежде, лишь для того чтобы отличить тех, кто следует за Посланником, от тех, кто разворачивается назад (возвращается в неверие)». (Коран, 2:143).
Сообщается, что аль-Бара ибн ‘Азиб (да будет доволен Аллах ими обоими), сказал:
كَانَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ صَلَّى نَحْوَ بَيْتِ المَقْدِسِ، سِتَّةَ عَشَرَ أَوْ سَبْعَةَ عَشَرَ شَهْرًا، وَكَانَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ يُحِبُّ أَنْ يُوَجَّهَ إِلَى الكَعْبَةِ، فَأَنْزَلَ اللَّهُ: ﴿قَدْ نَرَى تَقَلُّبَ وَجْهِكَ فِي السَّمَاءِ﴾ [البقرة: 144]، فَتَوَجَّهَ نَحْوَ الكَعْبَةِ، وَقَالَ السُّفَهَاءُ مِنَ النَّاسِ، وَهُمُ اليَهُودُ: ﴿مَا وَلَّاهُمْ﴾ [البقرة: 142] عَنْ قِبْلَتِهِمُ الَّتِي كَانُوا عَلَيْهَا، قُلْ لِلَّهِ المَشْرِقُ وَالمَغْرِبُ يَهْدِي مَنْ يَشَاءُ إِلَى صِرَاطٍ مُسْتَقِيمٍ
«(Сначала) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в течение шестнадцати или семнадцати месяцев совершал намаз, обращаясь лицом в сторону байт аль-Макдис (мечеть аль-Акса), однако ему хотелось обращаться во время намаза в сторону Каабы, и Аллах ниспослал (такой аят): “Мы видели, как лицо твоё обращается к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты будешь доволен. Так повернись же лицом к Запретной мечети, и где бы вы ни были, поворачивайтесь к ней лицами”, после чего он повернулся в сторону Каабы, неразумные же из людей, а именно — иудеи, сказали: “Что заставило их отвернуться от киблы, к которой они обращались прежде?” (И Аллах Всевышний сказал): “Скажи: “Аллаху принадлежат и восток, и запад. Ведёт Он, кого пожелает, к прямому пути””». (Аль-Бухари)
Имам аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах) пишет в своем тафсире:
واختلف العلماء أيضا في كيفية استقباله بيت المقدس على ثلاثة أقوال ، فقال الحسن : كان ذلك منه عن رأي واجتهاد ، وقاله عكرمة وأبو العالية . الثاني : أنه كان مخيرا بينه وبين الكعبة ، فاختار القدس طمعا في إيمان اليهود واستمالتهم ، قاله الطبري ، وقال الزجاج : امتحانا للمشركين لأنهم ألفوا الكعبة . الثالث : وهو الذي عليه الجمهور : ابن عباس وغيره ، وجب عليه استقباله بأمر الله تعالى ووحيه لا محالة ، ثم نسخ الله ذلك وأمره الله أن يستقبل بصلاته الكعبة ، واستدلوا بقوله تعالى : وما جعلنا القبلة التي كنت عليها إلا لنعلم من يتبع الرسول ممن ينقلب على عقبيه الآية .
«Существуют разногласия между учеными насчет того, на основании чего Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) принял решение совершать намаз в сторону байт аль-Макдис (аль-Кудс), у ученых на этот счет три мнения.
Согласно первому мнению, это было его собственным решением и иджтихадом. Так считали Хасан аль-Басри, ‘Икрима и Абу аль-Алия.
По второму мнению, у него был выбор между направлением на Каабу и на Иерусалим, и он выбрал Иерусалим, надеясь, что благодаря этому иудеи уверуют и последуют за ним. Это мнение ат-Табари.
Аз-Заджадж сказал, что это было испытание для многобожников, так как они любили Каабу.
Третье мнение, и это мнение большинства ученых, Ибн Аббаса и других, о том, что это было несомненно веление Всевышнего Аллаха и его откровение, затем Аллах отметил это и повелел обратиться в намазе в сторону Каабы, и в качестве аргумента приводят аят: “Мы установили киблу, к которой ты (поворачивался) прежде, лишь для того чтобы отличить тех, кто следует за Посланником, от тех, кто разворачивается назад (возвращается в неверие)”». («Аль–Джами аль–Ахкам аль–Куран», 2/139)
4. Дуа пророка Мусы (мир ему). Возвеличивая землю Иерусалима, Муса (мир ему) перед смертью обратился к Аллаху, чтобы Он приблизил его к этой земле.
Аль-Бухари приводит в своём «Сахихе»: «Муса (мир ему) попросил Аллаха приблизить его к святой земле на расстояние броска камня». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
فَلَوْ كُنْتُ ثَمَّ لَأَرَيْتُكُمْ قَبْرَهُ، إِلَى جَانِبِ الطَّرِيقِ، عِنْدَ الكَثِيبِ الأَحْمَرِ
«И если бы я был там, то обязательно показал бы вам его могилу, которая находится у дороги рядом с красным холмом».
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал:
وأما سؤاله الإدناء من الأرض المقدسة فلشرفها وفضيلة من فيها من المدفونين من الأنبياء وغيرهم
«Что касается просьбы Мусы (мир ему) о приближении его к святой земле, то это по причине положения этой земли и её достоинства, так как там были похоронены пророки и другие праведники». («Шарх Сахих Муслим», 15/512)
5. Учёные единогласны в желательности посещения мечети аль-Акса и совершения намаза в ней.
Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
لاَ تُشَدُّ الرِّحَالُ إِلَّا إِلَى ثَلاَثَةِ مَسَاجِدَ: المَسْجِدِ الحَرَامِ، وَمَسْجِدِ الرَّسُولِ ﷺ، وَمَسْجِدِ الأَقْصَى
«Не следует отправляться в путь, если не считать трёх мечетей: Заповедная мечеть (аль-Харам), мечеть Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и мечеть аль-Акса» (Аль-Бухари)
В этом хадисе содержится указание на достоинства этих трёх мечетей и достоинство посещения их, поскольку, по мнению большинства учёных эти слова означают, что нет достоинства в отправлении в путь ради посещения других мечетей, кроме этих трёх.
6. Награда за совершение намаза в ней.
Передаётся от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах):
تذاكرنا ونحن عند رسول الله أيهما أفضل مسجد رسول الله، أو مسجد بيت المقدس، فقال رسول الله صلاة في مسجدي هذا أفضل من أربع صلوات فيه، ولنعم المصلى، وليوشكن أن لا يكون للرجل مثل شطن فرسه من الأرض حيث يرى منه بيت المقدس خير له من الدنيا جميعًا، أو قال خير من الدنيا وما فيها
«Находясь у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), мы стали говорить о том, какая мечеть лучше — мечеть Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), или мечеть Иерусалима? И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Намаз, совершенный в этой моей мечети, лучше четырех намазов, совершенных в ней, и благодатно это место для намаза! Близится время, когда владеть земельным наделом размером с верёвку его коня, откуда он сможет видеть мечеть аль-Акса, будет лучше для человека, чем этот мир со всем, что в нём”». (Аль-Хаким)
Сообщается со слов Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
فضل الصلاة في المسجد الحرام على غيره مائة ألف صلاة، وفي مسجدي هذا ألف صلاة وفي مسجد بيت المقدس خمسمائة صلاة
«Совершение намаза в мечети аль-Харам (Мекка) более достойнее ста тысяч намазов в обычной мечети. Совершение намаза в моей мечети (Медина) достойнее совершения тысячи намазов в обычной мечети. А совершение намаза в мечети аль-Акса (Иерусалим) достойнее совершения пятисот намазов в обычной мечети». (Аль-Байхаки в «Шуаб аль-Иман»)
7. Даджаль не сможет войти в мечеть аль-Акса.
Даджаль не сможет войти в мечеть аль-Акса точно так же, как не сможет войти в Мекку и Медину. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
وَإِنَّهُ يَلْبَثُ فِيكُمْ أَرْبَعِينَ صَبَاحًا يَرِدُ فِيهَا كُلَّ مَنْهَلٍ إِلا أَرْبَعَ مَسَاجِدَ مَسْجِدَ الْحَرَامِ وَمَسْجِدَ الْمَدِينَةِ وَالطُّورِ وَمَسْجِدَ الأَقْصَى
«Поистине, Даджаль пробудет среди вас сорок дней, в течение которых власть его достигнет каждого участка земли, за исключением четырех мечетей: мечети в Мекке, мечети в Медине, горы Тур, а также мечеть аль-Акса». (Ахмад)
Мы упомянули лишь некоторые достоинства мечети аль-Акса, о достоинства Иерусалима (аль-Кудс) и мечети аль-Акса ученые составляли отдельные книги, среди которых можно выделить:
— «Фадаиль аль-Кудс ва аш-Шам» имама Абу-ль-Ма’али ибн Ибрахима аль-Макдиси.
— «Фадаиль аль-Кудс» имама Ибн аль-Джаузи аль-Ханбали
— «Итхаф аль-ахса би-фадаиль аль-масджид аль-Акса» имама Джалялюддина ас-Суюти аш-Шафии
Просим Всевышнего Аллаха вернуть мусульманам былое величие и оказать помощь в возвращении аль-Кудса и прочих исламских земель.