Муфтия Саудовской Аравии Ибн База как-то спросили:
في حديث السبعة الذين يظلهم الله في ظله يوم لا ظل إلا ظله، فهل يوصف الله تعالى بأن له ظلاً؟
نعم كما جاء في الحديث، وفي بعض الروايات: ((في ظل عرشه)) لكن الصحيحين ((في ظله))، فهو له ظل يليق به سبحانه لا نعلم كيفيته مثل سائر الصفات، الباب واحد عند أهل السنة والجماعة. والله ولي التوفيق.
«В хадисе говорится о семерых, которых Аллах укроет под Своей тенью в день, когда не будет иной тени кроме Его. Описывают ли Всевышнего Аллаха тем что Он имеет тень?
«Да, как это указано в хадисе. В некоторых риваятах говорится “под тенью Его Арша”, однако в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима передаётся “под Его тенью”. Аллах имеет тень, которая подобает Ему, Свят Он, чей образ мы не знаем, как и другие сифаты. Это всё входит в одну категорию у ахлю-Сунны валь-джамаа. И Аллах – Податель помощи».
Банальная мысль муджассима: Аллах имеет недостаток, но только такой, который подобает Его величию.
Чтобы опровергнуть Ибн База, нам даже не надо приводить слова учёных ахлю-Сунны. Среди «гущи тьмы таджсима» псевдосалафитов иногда можно заметить «маленький лучик танзиха». Вот, например, Ибн Усаймин опровергает это ложное убеждение и даже успел поставить «диагноз» носителю этого убеждения.
Ибн Усаймин, разъясняя вышеприведённый хадис, пишет в своём шархе на «Рияду-с-салихин» следующее:
والمراد بالظل هنا : ظل يخلقه الله عز وجل يوم القيامة يظلل فيه من شاء من عباده ، وليس المراد ظل نفسه جل وعلا ؛ لأن الله نور السموات والأرض ، ولا يمكن أن يكون الله ظلاً من الشمس ، فتكون الشمس فوقه وهو بينها وبين الخلق ، ومن فهم هذا الفهم فهو بليد أبلد من الحمار ؛ لأنه لا يمكن أن يكون الله عز وجل تحت شيء من مخلوقاته ، فهو العلي الأعلى ، ثم هو نور السموات والأرض .
«Под тенью в этом хадисе подразумевается тень, которую Аллах создаст в День суда, под которой Он укроет того, кого пожелает из Своих рабов. Но здесь не имеется в виду Его собственная тень, Величествен Аллах и Возвышен. Потому что Аллах – Свет небес и земли, и не может такого быть, чтобы у Аллаха была тень от солнца. [Если будет так], то это значит, что солнце находится над Ним, а Он Сам будет между солнцем и творениями. Тот, кто понял это именно так, туп – тупее ишака. Потому что невозможно, чтобы Аллах находился под каким-либо Своим творением. Он возвышенный – возвышенней всех, и Он Свет небес и земли».