Фетва относительно придающих Аллаху сторону и место

Вопрос крупного ученого Ахмада ибн Бадра, который был шейхом шариатского института в Бальсафуре:

«Что Вы — да увеличатся Ваши заслуги — скажете о том, кто относится к людям знания, глубоко понимает религию и при этом не скрывает своё убеждение, что Всевышний Аллах находится вверху, и утверждает, что это вероубеждение саляфов? За таким человеком следуют немногие, в то время как подавляющее большинство ученых жестко критикует его за эту акыду…».

Ответ Шейха-уль-Ислам Салима аль-Бишри аль-Малики, да будет милостив к нему Аллах:

«Господину заслуженному ученому шейху Ахмаду Али Бадру, который служит благородному шариатскому знанию в Бальсафуре.

Вы отправили мне письмо, датированное 22-м числом месяца Мухаррама 1325-го года по хиджре, в котором спросили про человека, исповедующего, что Всевышний Аллах обладает «стороной» (аль-джиха). Мы отвечаем Вам, и наш ответ будет достаточен для всякого, кто беспристрастен и следует за Истиной. Да воздаст Вам благом Всевышний Аллах!

Знай, брат мой — да укрепит тебя Всевышний Аллах Своей помощью и да поведет Он нас с тобой прямым путем, — мнение спасшейся группы, мнение, на котором сошлись все сунниты, заключается в том, что Всевышний Аллах абсолютно чист от [всякого] подобия тварному во всех его созданных качествах. В частности, это означает, что Всевышний Аллах не находится в какой-либо стороне и точке пространства, на что указывают однозначные и абсолютно достоверные доказательства.

Если бы Аллах находился в какой-либо стороне, эта самая сторона [и место] также должна была бы быть извечной. Но сторона и место относятся к миру, то есть, ко всему существующему, кроме Всевышнего Аллаха. Имеется достоверное доказательство, что всё, кроме Аллаха, сотворено. Это единодушное мнение всех ученых: как тех, кто утверждает, что Всевышний Аллах находится в [какой-либо] стороне, так и тех, кто это отрицает. Ведь невозможно, чтобы сущность [субъект] занимала место в пространстве, если места нет. Зато место может существовать и без находящегося в нем субъекта [поскольку существует пустота]. Это непременно ведет к тому, что Бытие Аллаха возможно, в то время как оно необходимо и самодостаточно, а бытие созданного необходимо, в то время как оно возможно и зависимо.

Оба этих следствия, однако, очевидно ложны. Если бы Всевышний Аллах занимал место в пространстве, то Он был бы субстанцией (ал-джаухар), самодостаточной в своём бытии, поскольку невозможно охарактеризовать Его категорией акциденции (которая в своем существовании зависит от субстанции). Если предположить, что Всевышний – субстанция, то Он либо должен подвергаться делению, либо деление к Нему не применимо. Оба этих предположения также являются ложными. Ибо то, к чему не приложимо деление, есть частица, не способная распадаться на более мелкие частицы. И потому неделимая частица является самой малой и потому презренной вещью, да будет возвышен Аллах от этого великим возвышением! Что касается делимой вещи, то это тело (джисм), которое состоит из частей. Само же составление из частей (ат-таркииб) противоречит необходимому и самодостаточному Бытию (божественной) Сущности!

Поэтому всякая вещь, состоящая из частей, может обладать лишь возможным, зависящим от другого, бытием, которое нуждается во влияющей на него причине. Однако достоверно доказано, что Всевышний Аллах обладает необходимым, самодостаточным и не зависящим от другого Бытием, что Всевышний абсолютно не зависим от другого, в то время как всё остальное полностью зависит от Него и нуждается (в своем существовании) в Нем. Да будет Он Славен! Ничто не подобно Ему, и Он Слышащий, Видящий!

Всевышний Аллах уже лишил Своей поддержки тех, кого обольстил шайтан и заставил сбиться с прямого пути. Они последовали за страстью своей души и стали крепко держаться за то, в чем нет пользы. Они исповедуют нахождение Аллаха в [какой-либо] стороне, да будет Он возвышен от этого великим возвышением, и сошлись на том, что эта сторона вверху. Однако некоторые из них утверждают, что Он есть тело, соприкасающееся с поверхностью Трона (аль-‘арш). Такова акыда группы аль-Каррамия и иудеев. По единодушному мнению, они в неверии (куфр). Другая группа, утверждая, что Аллах находится в [какой-либо] стороне, одновременно провозглашает неподобие (танзих), оговаривая, что Его пребывание в [какой-либо] стороне не подобно пребыванию сотворенных тел. Те, кто так считает, — заблудшие нечестивцы, так как они относят к Аллаху то, что Он, Законодатель, не разрешил относить к Себе! Нет сомнения, что нечестивец в акыде более мерзостен и безобразен, чем нечестивец в поклонении (ибадат), тем более если нечестие исходит от того, кто занимается призывом и за кем следуют люди.

Из поздних ученых, считавших, что Аллах находится в [какой-либо] стороне, можно назвать Ахмада ибн Абдул-Халима ибн Абдус-Саляма ибн Таймию аль-Харрани аль-Ханбали ад-Димашки, который жил в 8-м веке по Хиджре. Это одно из утверждений, в которых ибн Таймийя противоречит единодушному мнению мусульманских ученых (иджма). Он здесь следует лишь своему мнению, за что был раскритикован современниками. Более того, некоторые шейхи обвинили его в неверии, унизив его и опозорив. Но некоторые ученики ибн Таймийи решили защитить своего учителя и восстановить его репутацию. Они прокомментировали изречения своего шейха, доказав, что люди ошибочно толкуют его слова. Затем они привели в качестве доказательства другие его высказывания, которые сняли с него все обвинения и указали, что ибн Таймийя не отклонялся от иджмы. Это возможно, так как он обладал высоким статусом и обширными знаниями.

Доказательства, которые приводят те, кто считает, что Аллах вверху, слабые и ошибочные; они неверны, нерациональны и не относятся к Откровению. Ученые Ахлю-Сунна блистательно их опровергли, и к их словам нечего добавить. Эта группа апеллирует к внешнему, указывающему на уподобление, смыслу аятов и хадисов.

Примеры:

Слова Всевышнего Аллаха:

«Милостивый на Трон истава» (Коран, 20:5) (букв. значение «истава» — «утвердился, возвысился»)

«К Нему (Аллаху) поднимается доброе слово» (Коран, 35:10)

«Возносятся к Нему ангелы и Дух (ар-Рух)» (Коран, 70:4)

«И Он Одолевающий над рабами Своими» (Коран, 6:18)

«В безопасности ли вы от Того, Кто в небе, Кто может провалить вместе с вами землю?» (Коран, 64:16)

Хадисы:

«Поистине, Всевышний спускается на нижнее небо каждую ночь» или, как говорится в другой передаче, «Он спускается в каждую ночь пятницы и говорит: «Есть ли кающийся, чтобы принял Я его покаяние? И есть ли молящий о прощении, чтобы Я простил его?»

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил немую рабыню: «Где Аллах?» и она указала [в ответ] на небо. И Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не стал критиковать ответ рабыни и сказал, что она верующая.

Говорю вам:

Это лишь буквальный, неоднозначный и неочевидный, смысл. Он противоречит другим стопроцентно достоверным и однозначным доказательствам того, что Аллах не находится вверху. Нужно верно толковать аяты и хадисы, буквальный смысл которых указывает на уподобление, так чтобы они не противоречили ясным шариатским текстам. При толковании упомянутых аятов и хадисов необходимо применять либо общее толкование (та’виль иджма’али) без конкретизации значения терминов, как это принято в мазхабе саляфов, либо использовать подробное аллегорическое толкование (та’виль тафсыли) с точным указанием на смысл терминов, как это делают халяфы (следующие за саляфами поколения ученых). Халяфы толкуют термин «аль-истива» (буквальный смысл которого — «утверждение» или «вознесение») в значении «аль-истиля» (овладевание).

Пример: «Уже овладел («истава») Бишр Ираком, не применив меч и не пролив кровь».

Халяфы истолковали «восхождение к Нему благого слова» следующим образом: Аллах принимает его и доволен им. Ведь слово — это акциденция (вроде цвета) и восходить не может.

Слова же «…Кто в небе», — означают (по мнению халяфов) власть и повеление Его или одного из ангелов, которому поручено наказание.

Слова Аллаха: «Возносятся к Нему ангелы и Дух (ар-Рух)», — означают то, что ангелы и Дух возносятся туда, где (через поклонение) приближаются к Аллаху.

Слова Всевышнего: «И Он есть Довлеющий над рабами Своими», — толкуются поздними учеными как «возвышение над рабами, преобладание». Ср. высказывание «дело первого превыше дела второго», то есть первый сильнее и могущественнее второго.

«Нисхождение» же Всевышнего понимается как нисхождение Его Доброты и Милости, а также отказ от такого отношения к Его рабам, что является следствием Возвышения и Величия. Всевышний отвел для нисхождения ночь, поскольку предполагается, что именно в это время суток человека уединяется для смиренной мольбы.

Что касается обращенного к немой рабыне вопроса: «Где Аллах?», — то Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, хотел выяснить, не поклоняется ли она, как многобожники, идолам, находящимся на земле. Когда же она указала вверх, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, понял, что рабыня поклоняется Единому Творцу небес и не является многобожницей, и назвал ее верующей в Единого Аллаха.

Ученые Ахлю-Сунна изложили в своих многотомных трудах, как толковать все эти аяты и хадисы. Они привели однозначные, очевидные и достоверные доводы, которые подтверждают абсолютное неподобие Аллаха творениям. Толкования были произведены в свете доводов, буквальный смысл которых указывает на ташбих и которые имеют более одного значения. Поэтому поистине удивительно, когда мусульманин оставляет джамаат и имамов и повторяет заблуждения и вздор сторонников нововведений. Разве он не слышал слова Всевышнего Аллаха:

«А если кто-нибудь выступает против Посланника и не следует путем верующих, после того как ему стал ясен прямой путь, то такого Мы направим туда, куда он обратился, и ввергнем в Ад. А это — скверное пристанище!» (Коран, 4:115)

Пусть принесет свое покаяние Всевышнему Аллаху тот, кто осквернился этой грязью. Пусть он не следует по стопам шайтана, ведь шайтан ведет к распутному и порицаемому. И пусть он не упрямится и не упорствует в заблуждении, поскольку упорство в лжи ведет к ужасному наказанию.

Всевышний сказал: «Тот, кого Аллах ведет прямым путем, следует прямым путем. А для того, кого Аллах вводит в заблуждение, ты не найдешь покровителей вместо Него». (Коран, 17:97)

Просим Всевышнего Аллаха наставить нас всех на прямой Путь. Нам Его достаточно, Он прекрасный покровитель. Да благословит Аллах и да приветствует господина нашего Мухаммада, а также всех его сподвижников и тех, кто следовал за ними вплоть до наступления Часа и творил добро с чистым сердцем.

Ответил всегда нуждающийся во Всевышнем Аллахе Салим аль-Бишри, служитель благородного шариатского знания и маликитов в университете аль-Азхар. Да простит его Аллах. Амин. Амин».

Похожие материалы