Похоронный обряд в Исламе. Часть четвертая

Заупокойный намаз (джаназа)

Обязанность совершения заупокойного намаза считается выполненной, если его сделает один мужчина. При наличии мужчин[1] женщина не совершает заупокойный намаз, однако если мужчин нет, женщины обязаны его совершить, и тогда обязанность совершения намаза считается исполненной.

Заупокойный намаз желательно совершать коллективно, и нежелательно его совершать на кладбище[2].

Последовательность предпочтения совершения заупокойного намаза аналогична последовательности предпочтения омывания покойного родственниками, кроме женщин – они не входят в эту последовательность. Опекуну отдаётся предпочтение перед султаном[3], а более старшему – перед более знающим. Если присутствуют несколько человек одного возраста, то предпочтение аналогично последовательности возглавления иных коллективных намазов[4]. Если покойный завещал, чтобы заупокойный намаз по нему совершил посторонний человек, предпочтение отдаётся опекуну[5].

При совершении заупокойного намаза имам становится у головы, если покойный – мужчина, либо в районе таза, если это женщина[6]. Если покойных много, то предпочтительнее совершить отдельный заупокойный намаз за каждого покойного, однако дозволено совершение одного намаза за всех покойных[7]. В таком случае покойных укладывают перед имамом рядами – одного за другим[8]: в первых рядах укладывают мужчин, затем мальчиков, затем женщин и далее по превосходству[9], не разделяя никого по признаку свободы или рабства. Если покойных приносят одного за другим, то их укладывают в соответствии с последовательностью их прибытия, даже если последовательность их превосходства или возраста нарушается; однако женщин укладывают позади последнего прибывшего мужчины.

Форма совершения заупокойного намаза с желательными элементами

1. Намерение[10]. В намерении следует упомянуть обязательность намаза (фард). Не упоминают то, что намаз относится к коллективной обязанности (фард кифая).

Если имам совершает намаз за покойного, чьё тело присутствует тут же, то маъмуму[11] дозволено совершать намаз за покойного, чьё тело отсутствует в данной местности.

2. Чтение четырёх такбиров с поднятыми руками. После каждого такбира правую руку кладут поверх левой подобно тому, как это делается в иных намазах. Если имам прочтёт пятый такбир[12], даже намеренно, его намаз не нарушается, однако маъмум не следует в этом за имамом, а выжидает до тех пор, пока он не даст салам.

3. Чтение суры Аль-Фатиха[13] после первого такбира[14].

Желательно:

— читать тааввуз[15] до суры Аль-Фатиха;

— произносить «Амин» после суры Аль-Фатиха.

Нет желательности в чтении молитвы «аль-Истифтах»[16] до суры Аль-Фатиха и дополнительной суры после неё[17].

4. Чтение салавата за Пророка (мир ему и благословение) после второго такбира[18]. После салавата желательно прочитать мольбу за мусульман.

5. Чтение мольбы за покойного после третьего такбира: «Аллахумма хаза ‘абдука ва бну ‘абдайка хараджа мин раухи д-дунья васа’аха – ва махбубуху ва ахиббауху фиха – иля зульматиль къабри ва ма хува лякъихи, кана яшхаду ан ля иляха илля Анта вахдака ля шарика ляка ва анна Мухаммадан ‘абдука ва расулюка, ва анта а’ляму бихи минна, Аллахумма иннаху назаля бика ва Анта хайру манзулин бихи, ва асбаха факъиран иля рахматика а Анта гъанийюн ‘ан ‘азабихи, вакъад джиънака рагъибина иляйка шуфа’а-а ляху, Аллахумма ин кана мухсинан фа зид фи ихсанихи, ва ин кана мусиан фа таджавваз ‘анху, ва лякъкъихи би рахматика ридака, ва къихи фитнаталь къабри ва ‘азабаху, ва фсах ляху фи къабрихи, ва джафиль арда ан джанбайхи, ва лякъкъихи би рахматикаль амна мин ‘азабика хатта таб’асаху аминан иля джаннатика йа Архама Р-рахимин[19]».

Желательно до этой мольбы прочитать следующие слова: «Аллахумма гъфир лихайина ва маййитина, ва шахидина ва гъаибина, ва сагъирина ва кабирина, ва закарина ва унсана, Аллахумма ман ахйайтаху минна фа ахйихи ‘аляль Ислям, ва ман таваффайтаху минна фатаваффаху ‘аляль иман».

Если покойный – ребенок[20], то к этой мольбе добавляют такие слова: «Аллахума дж’альху фаратан ли абавайхи, ва саляфан ва зухран ва ‘изатан ва ‘тибаран ва шафи’ан, ва сакъкъиль бихи мавазинахума, ва афригъи с-сабра ‘аля къулюбихима».

6. Желательно после четвёртого такбира читать следующие слова: «Аллахумма ля тахримна аджраху, ва ля тафтина ба’даху, ва гъфирляна ва ляху».

7. Чтение двух салямов.

Обязательные составляющие заупокойного намаза

1. Намерение.

2. Совершение намаза стоя.

3. Чтение четырёх такбиров.

4. Чтение суры Аль-Фатиха.

5. Чтение салавата за Пророка (мир ему и благословение) (после второго такбира).

6. Чтение минимальной формы мольбы за покойного, например, «Аллахумма гъфир лихазаль маййит»[21].

7. Чтение первого салама.

Условия заупокойного намаза

Условия для заупокойного намаза – такие же, как для обычных намазов[22], а кроме них ещё:

1. предварительное купание покойного;

2. стояние позади покойного в направлении киблы[23].

Нежелательные действия при заупокойном намазе

Совершение заупокойного намаза до заворачивания тела в саван[24].

Если человек утонул или погиб под завалами и сложно достать тело, чтобы омыть его, заупокойный намаз не совершается[25].

Тот, кто опоздал на заупокойный намаз на один или более такбиров, вступает в намаз за имамом, читает суру Аль-Фатиха, затем соблюдает последовательность молитв между такбирами своего намаза, противореча в этом имаму, после салама имама читает непрочитанные такбиры и молитвы, читаемые между ними, после этого даёт салам.

Желательные действия при заупокойном намазе

1. Не поднимать тело до тех пор, пока опоздавшие на намаз не завершат заупокойную молитву.

Если имам прочитал второй такбир сразу после прочтения масбуком первого, масбук читает за имамом второй такбир, не читая суру Аль-Фатиха, так как обязательность её чтения в таком случае отменяется, и оба такбира будут считаться исполненными. Если имам прочтёт второй такбир во время чтения масбуком суры Аль-Фатиха, то масбук прерывает её чтение и следует за имамом. Если имам прочтёт такбир, а маъмум не последует за ним в этом до тех пор, пока имам прочтёт следующий такбир, намаз маъмума нарушается[26].

2. Совершившему заупокойный намаз единожды желательно не совершать его вновь.

3. Тому, кто пропустил заупокойный намаз, следует совершить его на кладбище, если на момент смерти покойного пропустивший намаз был совершеннолетним, разумным человеком[27]. В противном случае он не совершает заупокойный намаз.

Продолжение…

 

[1] Даже мальчика, достигшего возраста тамйиза (возраст, при котором он способен сам исполнять функции –есть, пить, справлять нужду), так как он вправе быть имамом в намазе как перед мужчинами, так и перед женщинами.

[2] Желательно совершать заупокойный намаз в мечети, на основании хадиса от Айши (да будет доволен ею Аллах), в котором говорится: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершил заупокойный намаз за Сахля ибн Бизаа в мечети» (Муслим).

[3] А также перед имамом, так как мольба родственника c большей вероятностью будет принята, потому что он тяжелее переносит утрату и потеря близкого человека больнее ранит его сердце.

[4] Более знающий, затем – лучше читающий Коран, затем – более богобоязненный и т. д.

[5] Так как он имеет больше прав на это.

[6] От Самрата бин Джундаба (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Я совершал заупокойный намаз позади Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) за женщину, умершую во время нифаса (послеродовое очищение), и он стоял напротив середины ее тела» (Аль-Бухари, Муслим). Покойного кладут головой слева от имама, если это мужчина, и справа от него, если это женщина.

[7] С согласия их опекунов, так как цель заупокойного намаза – это дуа (мольба), которое приемлемо совершать коллективно.

[8] Повернув в сторону киблы.

[9] Праведников укладывают ближе к имаму, чем грешников.

[10] Например: «Я намереваюсь совершить за этого покойного четыре обязательных такбира».

[11] Совершающий намаз за имамом.

[12] От Абдуррахмана бин Абу Лейлы (да смилуется над ним Аллах) передаётся: «Зайд ибн Аркам совершал заупокойные намазы за наших покойных, читая по четыре такбира. Однажды он прочитал пять такбиров. Мы спросили его об этом, и он ответил: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, читал пятый такбир» (Муслим, Абу Дауд), так как поминание Аллаха и мольба не нарушают намаз. (Лучше убрать хадис).

[13] Сура читается тихо, даже если заупокойный намаз совершается ночью.

[14] Согласно основополагающему мнению в шафиитском мазхабе, читать суру Аль-Фатиха после первого такбира необязательно, дозволено её читать и после следующих такбиров. Читать суру Аль-Фатиха после первого такбира обязательно при следующих условиях: 1. если человек уже начали читать суру; 2. если он масбук (человек, совершающий намаз за имамом, который присоединился к намазу позже и потому отстаёт от него).

[15] Слова «А’узу би Лляхи мина ш-шайтани р-раджим».

[16] «Ваджджахту ваджхия ли Ллязи…»

[17] Так как заупокойный намаз совершается в упрощённой форме.

[18] Минимальная форма: «Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва алихи». Лучшая форма – это салават Ибрахимия.

[19] Упомянул Аль-Музани в «Аль-Мухтасаре».

[20] Не достигший совершеннолетия.

[21] О Аллах, прости этого покойного!

[22] Наличие полного и малого омовения, отсутствие скверны на теле, одежде и месте совершения намаза; укрытие аврата; обращение в направлении киблы.

[23] Относится как к имаму, так и к маъмумам.

[24] Так как в этом заключается пренебрежение к покойному.

[25] Так как не выполнено предыдущее условие – омывание тела покойного, что является обязательным условием, согласно основополагающему мнению. Однако группа поздних учёных посчитала, что в таком случае заупокойный намаз всё-таки совершается, так как при наличии возможности выполнения определённого условия требуется его выполнить.

[26] Так как такое отставание считается чрезмерным.

[27] То есть входил в категорию людей, на кого возложена обязанность совершения намаза.

Похожие материалы