Оборачивание в саван
Если покойный – мужчина, то желательно обернуть его в три чистых белых куска материи[1], каждый из которых покроет всё тело. Не одевают покойного в камис[2] и чалму, однако дозволено надеть их поверх вышеупомянутых кусков материи. Оборачивать мужчину в шёлк запрещено.
Женщину желательно одеть в изар[3], химар[4], камис и завернуть в два широких куска материи. Нежелательно оборачивать женщину в шёлк и в ткань, окрашенную шафраном и диким шафраном (оба – оттенки жёлтого цвета).
Обязательным минимумом савана для мужчин и женщин является покрытие аврата[5].
Желательно окурить благовониями саван, обрызгать ханутом[6] и камфорным маслом, положить вату, смоченную ханутом, в естественные отверстия[7] и на части тела, которые участвуют в земном поклоне[8]. Обработать весь саван благовониями ещё предпочтительней.
Если умрёт человек, находящийся в ихраме, запрещено использовать благовония, надевать на него сшитую одежду. Мужчине запрещено покрывать чем-либо голову, а женщинам – лицо.
Нет желательности в приготовлении для себя савана при жизни, кроме случая, когда человек точно знает о дозволенности этого савана для него, либо если саван достался ему от почтенного человека.
Заупокойный намаз
Обязанность совершения заупокойного намаза считается выполненной, если его совершит один мужчина. При наличии мужчин[9] женщина не совершает заупокойный намаз, однако если мужчин нет, женщины обязаны его совершить, и после этого обязанность считается исполненной.
Заупокойный намаз желательно совершать коллективно, и нежелательно совершать его на кладбище[10].
Приоритетность выбора человека для совершения заупокойного намаза аналогична приоритетности предпочтения омывания покойного родственниками, кроме женщин – они не входят в этот список. Опекуну отдаётся предпочтение перед султаном[11], и более взрослому – перед более знающим. Если присутствуют несколько человек одного возраста, предпочтение аналогично приоритетности человека для возглавления иных коллективных намазов[12]. Если покойный завещал, чтобы заупокойный намаз за ним совершил посторонний человек, предпочтение отдаётся опекуну[13].
При совершении заупокойного намаза имам становится у изголовья, если покойный – мужчина, либо сбоку, в районе таза, если это женщина[14]. Если покойных много, то предпочтительно для каждого покойного совершить отдельный заупокойный намаз, однако дозволено совершение одного намаза за всех покойных[15]. В таком случае покойных укладывают перед имамом рядами, один за другим[16]: в первых рядах укладывают мужчин, затем мальчиков, затем женщин и далее по положению[17], не разделяя по признаку свободы или рабства. Если покойных приносят одного за другим, то их укладывают в соответствии с последовательностью их прибытия, даже если нарушается последовательность их положения или возраста, однако женщин укладывают позади последнего прибывшего мужчины.
[1] От Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) передаётся хадис: «Одевайтесь в ваше белое одеяние, поистине, это лучшее из ваших одеяний! И оборачивайте ваших покойных в белое!». (Абу Дауд, Ат-Тирмизи)
[2] Длинная рубашка.
[3] Название одежды, подобие панталон.
[4] Женское покрывало, вуаль.
[5] От Хаббаба (да будет доволен им Аллах) передаётся: «В день Ухуда был убит Мусаб бин Умайр (да будет доволен им Аллах), и мы не нашли ничего, что можно было бы использовать в качестве савана, кроме плаща. Когда мы покрывали им его лицо, ноги оголялись, а когда покрывали ноги, оголялась голова. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) повелел нам покрыть им голову и положить на ноги изхир (вид травы с приятным ароматом)». (Аль-Бухари, Муслим)
[6] Вид благовоний.
[7] Глаза, рот, ноздри и уши.
[8] Лоб, нос, ладони, подошва стоп и колени.
[9] Даже мальчика, достигшего возраста тамйиза (возраст, при котором он способен сам исполнять свои обязательства, такие, как принятие пищи, питьё, справление нужды), так как он вправе быть имамом в намазе как перед мужчинами, так и перед женщинами.
[10] Желательно совершать заупокойный намаз в мечети, на основании хадиса от Айши (да будет доволен ею Аллах), в котором говорится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершил заупокойный намаз за Сахля ибн Бизаа в мечети». (Муслим)
[11] А также перед имамом, так как у мольбы родственника выше вероятность быть принятой по причине того, что он тяжелее переносит утрату, и удар потери близкого человека сильнее ранит его сердце.
[12] Наиболее знающий, затем – лучше читающий Коран, затем – более богобоязненный и т. д.
[13] Так как он имеет больше прав на это.
[14] От Самрата бин Джундаба (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Я совершал заупокойный намаз позади Пророка (мир ему и благословение) за женщину, умершую во время нифаса (послеродовое очищение), и он (мир ему и благословение) стоял ровно сбоку от её тела». (Аль-Бухари, Муслим) Покойного кладут головой слева от имама, если это мужчина, и справа от него, если это женщина.
[15] С согласия их опекунов, так как цель заупокойного намаза – это дуа (мольба), которое приемлемо совершать коллективно.
[16] Повернув в сторону киблы.
[17] Праведников укладывают ближе к имаму, чем грешников.