Гений в Дагестане

В 1439 году хиджры (2018 г.) я был в Аммане аль-Балка и читал биографию учёного, муфассира, знатока хадисов, шейх аль-ислама Абу Усмана Исмаиля ибн Абдуррахмана ас-Сабуни (ум. в 449 г.х.) в книге «Сияр а’лям ан-нубаля».

В процессе чтения я наткнулся на такие слова похвалы в его адрес: «Юноша, у которого не было склонности к страсти; мужчина, у которого не было ошибок; и старик, у которого не было упущений».

Эти слова оказали сильное воздействие на меня. Мои мысли перенеслись во времена учебы в университете им. имама Абуль-Хасана аль-Ашари (г. Хасавюрт), мысленно пролистывая страницы истории всей учебы, ища того, кто соответствует этому прекрасному описанию. Мой разум остановился на белой странице, которая обрадует смотрящих и напомнит о коллегах и учениках.

Когда я учился в университете им. имама Абуль-Хасана аль-Ашари в городе Хасавюрт в Дагестане, в 1422 году хиджры (2002 г.), университет был рад приходу нового студента, поступившего на второй курс. Спустя несколько дней стало ясно, что он выдающийся, благословенный и успешный ученик, и все взоры были устремлены к нему. Он отличался своим воспитанием и прекрасным нравом, памятью и осведомлённостью, знанием биографий имамов и дат их жизни, а также способностью запоминать тексты.

Его приезд пробудил в студентах энтузиазм, стремление к знаниям и соперничество. Он всегда превосходил своих сверстников и имел преимущество над ними во всех науках, даже в культурологии.

Когда этот студент окончил университет примерно в 1426 году хиджры (2006 г.), он отправился в Дамаск, чтобы обучаться у великих ученых Сирии и оставался там несколько лет. Затем он вернулся на родину и стал работать учителем университета им. имама Абуль-Хасана аль-Ашари. Затем, два года спустя, он отправился в Амман аль-Балка и получил специализацию в науках усуль ад-дин (вероубеждение) и усуль аль-фикх (основы исламского права). Он приобретал знания и по другим наукам, пока его шейхи не засвидетельствовали о его знаниях.

Затем он вернулся на родину с огромным багажом знаний. Впоследствии он станет преподавателем в таких науках как акыда, усуль аль-фикх, фикх, хадис и грамматика в университете им. имама Абуль-Хасана аль-Ашари. Он также проводит маджлисы в центральной мечети города Хасавюрт.

Но несмотря на большое количество достойных людей в Дагестане, я не нашел среди них никого, кто бы подходил под это величественное описание и красноречивую похвалу, кроме этого, вчерашнего славного студента, а сегодня уважаемого учителя, нашего друга, наставника и любимца шейха Хабиба ибн Джаруллаха ас-Сахави ад-Дагистани, да хранит его Всевышний Аллах.

Да, в нашей республике много достойных и благородных ученых, но от него мы не видели склонности к страстям и упущений. Мы не слышали о нем того, что могло опорочить его в глазах людей, как легкомыслие, поспешность, небрежность в серьезных вопросы, узость мышления, недостаток знаний и тому подобные недостатки. Это шейх Хабиб ас-Сахави.

Сохранение себя от подобных ошибок и недостатков является важным делом для ученого, и поэтому имам аш-Шафии говорил: «Кто не защитит себя, тому его знания не принесут пользы».

Признаки его превосходства и дара были очевидны с самого начала его учебы, и, несмотря на молодость, он своим достоинством и степенью был шейхом (пожилым), даже если не был шейхом возрастом.

Как говорили раньше: «И если ты увидишь растущий серп, то ты знаешь, что он станет полною луной».

Хоть он и молод по возрасту, но стар по знаниям и благоразумию. В Дагестане, и даже на всем Кавказе, я предпочитаю его над остальными, особенно в шафиитском фикхе.

Я расскажу историю, которая произошла с нами, что указывает на его обширные знания.

Однажды я читал биографию ученого, мутакаллима Абдуллаха ибн Саида ибн Кулляба аль-Каттана из книги Таджуддина ас-Субки «Табакат аш-Шафийя аль-Кубра».

И я прочитал следующие слова Таджуддина ас-Субки: «Я видел, что имам Дияуддин аль-Хатиб, отец имама Фахруддина ар-Рази, упомянул Абдуллаха ибн Саида в конце своей книги «Гъайят аль-Марам фи ильм аль-Калям»: “Среди мутакаллимов из числа Ахлю-Сунна во времена аль-Мамуна был Абдуллах ибн Саид ат-Тамими. Он разоблачил и уничтожил мутазилитов на совете аль-Мамуна. Он приходится братом Яхья ибн Саида аль-Каттана, ученого в области хадиса и автора книги “аль-Джарх ва Та’диль””».

Ас-Субки продолжает: «Я узнавал о Яхье ибн Саиде аль-Каттане, есть ли у него брат по имени Абдуллах, но пока ничего не узнал, и если что-то узнаю, то добавлю это, ин шаа ллах». Конец слов ас-Субки.

Я пытался проверить слова Дияуддина аль-Хатиба в доступных мне источниках, но не нашёл ничего. Затем, через день, я встретил шейха Хабиба ибн Джаруллаха в доме нашего друга Мухаммадсайида ибн Яхья. Я упомянул ему слова Таджуддина ас-Субки, и он сказал мне, что тоже в свое время проверял эти слова аль-Хатыба. Он сказал, что после долгого исследования пришел к выводу, что Ибн Кулляб не был братом хафиза ибн аль-Каттана, и их разделяло имя третьего деда. Его ответ был таким быстрым, как будто я спросил его имя.

Затем, когда я издавал книгу Таджуддина ас-Субки «Муид ан-ниам», я попросил его написать предисловие к книге, зная, что он хорошо знает личность Таджуддина ас-Субки, но он извинился, сказав: «Это работа ученых, превосходящих меня и знаниями, и возрастом, и известностью».

Это было его скромностью, ибо я знаю, что он обладает знаниями, превосходящими знания многих, кто сейчас занимается писательской и исследовательской деятельностью в исламском мире.

Однажды мне сообщили, что он болен, и я позвонил ему, чтобы узнать о его состоянии. Он сказал мне, что с ним все в порядке, и что болезнь все еще причиняет ему трудности, но добавил, что на следующий день поедет в университет преподавать, с намерением вылечиться.

Таков его нрав, и если бы я захотел упомянуть его остроумные качества и пересчитать его добродетели, мне вряд ли удалось бы сделать это.

Прошу Всевышнего Аллаха сохранить его в здравии и благословить наших ученых, наших праведников, наших студентов и весь народ Дагестана, и защитить нашу родину и все мусульманские страны.

Мухаммад Сайид ибн Мухаммад Хабиб ад-Дагистани.

1 зуль-хиджа, 1445 г. хиджры/7 июня 2024 года.

Похожие материалы